Консультация "Развитие речевого дыхания"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Дуленкова Валентина Кирилловна

Консультация "Развитие речевого дыхания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechevogo_dyhaniya._konsultatsiya.doc1022 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Развитие речевого дыхания»

Дышат люди, дышат звери.

                                       Дышат все, кто хочет жить.

                                   Кто под солнцем и луною,

                                        Может жизнью дорожить.

Введение здоровьесберегающих технологий в работу над дыханием способствует улучшению показателей речевого развития. Это формирует у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Дыхание – это жизнь, а правильное дыхание – это здоровая жизнь. Для эффективной работы по формированию речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями необходимо применять нетрадиционные подходы.

Навык полноценного речевого дыхания закрепляется с опорой на рисунок, изображающий различные « звуковые волны». Их форма постепенно усложняется, что даёт возможность увеличивать продолжительность речевого выдоха. Во время выполнения задания детьми педагогу рекомендуется считать про себя от 1 -5.

Гласные звуки с опорой на « звуковую волну» произносятся плавно, на одном выдохе,  так же произносятся согласные звуки:

в,ф,с,з,ш,ж,х,м,л,н,р.А согласные звуки: й,п,б,т,д,ц,к,г,ч,щ, произносятся тоже на одном выдохе, но прерывисто. Высота, сила голоса в данных упражнениях не изменяется. Рисунок « звуковой волны» можно выполнить мелом на доске или подготовить карточки  форматом А3. В процессе работы  со « звуковыми волнами» не только закрепляются правильная артикуляция заданного звука, но и происходит синхронизация его произношения с движениями пальцев рук и глаз. Формируются зрительно – пространственная ориентация, способность к переключению. Изменения контура «звуковой волны» вносит разнообразие в занятия и позволяет отрабатывать всё более сложные зрительно – пространственные связи. Использование метода « звуковых волн» закрепляет навыки правильного  речевого дыхания, отрабатывает длительный выдох. Необходимо следить, чтобы дети производили вдох без напряжения, плавно не поднимая плеч и не втягивая живот при вдохе.

                     

                          Носом вдох, а выдох ртом,

                        Дышим глубже, а потом

                        Носом воздух набираем,

                        Через ротик выпускаем.

Навык полноценного речевого дыхания закрепляется с опорой на рисунок, на котором изображена « звуковая волна».

                                               Звуки (А), (У).

Детям предлагается найти глазами верхнюю точку, в воздухе поставить на неё указательный палец правой руки и начать произносить, не прерываясь, звук (А) на одном дыхании, сопровождая его движением указательного пальца правой руки в заданном ( умеренном) темпе до нижней ( противоположной) точки.

Затем также поставить  в воздухе указательный палец левой руки на нижнюю точку и произносить, не прерываясь, на одном дыхании звук (У), сопровождая его движением пальца левой руки в заданном темпе до верхней ( противоположной) точки. В процессе выполнения задания закрепляется правильная артикуляция звуков (А), (У).

Закрепление навыка правильного речевого дыхания и правильной артикуляции звуков (О), (И). Движения могут быть как сверху вниз, так и справа налево и наоборот.

Закрепление речевого дыхания и правильной артикуляции звуков

 ( П), (Б). Форма « звуковой волны» постепенно усложняется, а продолжительность речевого выдоха увеличивается.

Закрепление звуков (Т), (Д)                 Звуки (В),(Ф)

                                                                       

Звуки  (С), (З)                                        Звук(Ц)

Упражнение « Осенние листья»

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – а –а –а –а…

Рябиновый –и – и – и…

Берёзовый – о – о – о…

Дубовый – у – у –у…

При проведении игр, направленных на развитие дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения утомляют ребёнка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо чередовать с другими упражнениями.

                     Нам в этом мире многое дано,

                     Расти, искать и ошибаться,

                    Но, главное дано дышать.

                    Любить, найти и не сдаваться!.

                           

     Параметры правильного речевого выдоха

1.Выдоху предшествует вдох через нос.

2. Выдох плавный, а не толчками.

3. Во время выдоха губы « трубочкой», не следует сжимать губы, надувать щёки.

4.Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос.

5. Выдыхать следует, пока не закончится воздух.

6. Во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.


Развлечения и игры, тренирующие органы дыхания

Кроме предложенных специальных упражнений некоторые привычные детские развлечения тоже являются хорошими упражнениями, укрепляющими органы дыхания. Это такие интересные занятия, как надувание воздушных шариков, выдувание мыльных пузырей, «бульканье» в стакане с водой через соломинку, свист в свисток, игра на дудочке, трубе, губной гармошке.

Также детям можно предложить такие полезные игры:

Воздушный футбол

Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» — дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом.

Рисунок на окне

Ребенок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисует на нем заданную фигурку.

Снегопад

Сделать «снежинки»- маленькие комочки ваты иди бумаги. Просим малыша устроить снегопад – класть «снежинки» на ладонь и сдувать их.

Бабочки

Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали.

Я ветер

Сделать из бумаги вертушку-пропеллер (или взять покупную) и дуть на нее, чтобы она вращалась. Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть на него, чтобы он плыл.


Советы родителям:

Продолжительность дыхательных  упражнений должна

ограничиваться 3-5 минутами. Во время гимнастики должно

соблюдаться правило: вдох совпадает с расширением

грудной клетки, выдох - с сужением ее.

Для развития дыхания ребенка пользуются дыхательными

играми:

Сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;

Дуть на легкие шарики, карандаши и катать их по столу; приводить дутьем в движение плавающих в тазике фигурки, всевозможные вертушки, бумажные колпачки и ватные шарики, подвешенные на натянутой горизонтально нитке; сдувать тычинки созревших одуванчиков;

Особенно полезно пускать мыльные пузыри - это формирует очень тонкое регулирование выдоха;

Поддувать вверх пушинку, ватку, салфетку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания...