Мастер – класс для логопедов «Чудеса на песке»
статья по логопедии

Давыдова Вера Васильевна

Развитие связной речи, формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста можно сделать более интересной, увлекательной и продуктивной, используя в работе кинетический песок  Целью мастер - класса является знакомство с кинетическим песком и его свойствами; организация игр и упражнений с кинетическим песком по их целевому назначению в образовательной деятельности с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oryol1.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для логопедов «Чудеса на песке»

В.В. Давыдова, учитель – логопед,

МДОУ №31 г. Железногорск, Курская обл.

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с детьми с ОВЗ. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает нас - педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми по инклюзивному образованию, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях детского сада.

Одна из таких технологий – это «кинетический песок». Именно поэтому актуальной  становится работа по использованию данного  «чудо-материала»  в работе с дошкольниками с ОВЗ.  Ведь воспитание современного ребенка и его познавательных способностей является одной из приоритетных задач дошкольной педагогики, особенно в современных условиях, поскольку стране нужны личности  социально адаптированные, открытые к  активному взаимодействию, инициативные, способные к выбору и принятию собственных решений. В чем же заключается проблема? Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы.

Речь относится к числу психических функций. Следует отметить, что речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.  21век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Ученые и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между развитием мелкой моторики и развитием речи.

Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Игры с кинетическим песком развивают тонкую моторику, тактильную чувствительность, навыки общения, стимулируют творческое воображение, концентрацию внимания, память. Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики ребёнка, тем лучше  он владеет речью.

Как вы думаете, что является одной из важнейших психических функций человека? /Речь/

Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения.

Как вы думаете, что формируется у ребенка в процессе игры с кинетическим песком?

  • Развитие мелкой моторики рук ребенка (при различных действиях с предметами, фигурками, песком).
  • Дети способны придумывать удивительные сценарии игр, создавать на песке интересные сооружения. Все это, является отличным стимулом для развития воображения и фантазии.
  • Проговаривая диалог любимого героя, общаясь с друзьями по игре, задействован важный познавательный процесс – речь.
  • Создавая сюжет и воплощая его в реальность, дети дошкольного и школьного возраста, учатся целенаправленно действовать, добиваться результата.
  • Взаимодействуя с коллегами по игре, происходит развитие коммуникативных навыков, которые пригодятся ребёнку и во взрослой жизни.
  • Проживая волнующие ситуации, проблемы, страхи, ребенок освобождается от негативных эмоций, переживаний, шумные дети значительно успокоятся, а тихие, неразговорчивые активизируют свои силы и покажут все свои таланты.

Помимо того, что кинетический песок несет немалую пользу для детей, он также полезен и взрослым.  Взаимодействуя с песком, можно расслабиться, снять стресс, активизировать мышление и воображение,  песок способен увлечь игрой взрослых и детей на довольно продолжительное время.

В работе учителя – логопеда, кинетический песок становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения  речи.

Почему  же именно песок? Да потому, что это целый Мир, в котором ребенок чувствует себя комфортно, где ему все близко, знакомо и понятно.         Песок - это удивительный природный материал, обладающий собственной энергетикой. Он обладает способностью притягивать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы. Он может быть сухим и легким, ласковым и пластичным. К песку приятно прикасаться, он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги   Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии - это Т.М. Грабенко и  Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева, которые являются авторами ряда книг по данной теме: «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» и «Элементы песочной терапии»; так же  методическое пособие  «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками»,  автором которого является Т.А. Андреенко, где были раскрыты  многогранные возможности игр с песком, имеющие коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать у ребенка проблемы развития речи.

В своей работе мы опираемся  на предложенную ими технологию «Чудеса на песке». Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в коррекционно-развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Развитие связной речи, формирование фонематического слуха и восприятия, обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста можно сделать более интересной, увлекательной и продуктивной, используя в работе кинетический песок

Работу с кинетическим песком мы начали с создания долгосрочного проекта «Что за чудо-островок? Кинетический песок», разработке плана  работы для детей старшего дошкольного возраста и с интересом приступили к работе.

В качестве песочницы использовали специальный стол с подсветкой. Для организации игр с песком приобрели миниатюрные предметы и игрушки, в совокупности символизирующие мир  (киндер-сюрпризы, детали конструкторов, формочки, домашних и диких животных, деревья и другие растения, жилища с мебелью, домашнюю утварь, транспорт  и прочее)

Игры с использованием песочной терапии делятся на три направления:

1.   Обучающие,

2.   Познавательные,

3.   Проектные,

Игры с песком позволяют решать следующие задачи:

  • развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • снимать мышечную напряжённость;
  • совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • расширять словарный запас;
  • осваивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать лексико-грамматические представления, связную речь;
  • изучать буквы, осваивать навыки чтения и письма.

Остановимся на структуре построения занятия в работе с кинетическим песком.

Занятие состоит из нескольких этапов.

  • Мотивационный (сообщение темы, цели занятия);
  • Подбор фигурок и предметов к занятию (даём детям возможность выбора необходимых предметов по их собственному желанию с учётом поставленных задач).
  • Ритуал входа («Узаконить» правила от лица главного персонажа песочницы, определить задание. Это может быть Королева песка. Принцесса Песчинка. Песочный верблюд).
  • Основной коррекционный (решение коррекционно-образовательных задач).
  • Подведение итогов (рефлексия, прощание с главным персонажем песочницы).

Возникают вопросы по использованию кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ:

  • Как можно использовать кинетический песок в работе с детьми с ОВЗ?
  • Целесообразно ли использовать кинетический песок в развитии речи детей?
  • Какие игры с кинетическим песком можно использовать в работе по развитию речи с детьми с ОВЗ?

Чтобы ответить на данные вопросы, предлагаем  вашему вниманию  мастер – класс «Чудеса на песке», по  использованию инновационной технологии «кинетический песок» в работе учителя – логопеда с детьми с ОВЗ, и  надеемся, что данная технология   поможет доказать и показать возможности кинетического песка в работе с данными детьми.

Целью мастер - класса является знакомство с кинетическим песком и его свойствами; организация игр и упражнений с кинетическим песком по их целевому назначению в образовательной деятельности с детьми с ОВЗ.

 Задачи:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования песочной терапии в коррекционно-развивающем обучении дошкольников;
  • развитие аналитических способностей педагогов в процессе практической деятельности.

        А сейчас мы предлагаем вам пройти к столам и провести различные действия с песком, поиграть, создать свой творческий продукт.

Игры и упражнения для индивидуальных и подгрупповых
занятий в песочнице по всем направлениям коррекционной работы

Игры и упражнения для автоматизации звуков:

  • «Горочка» сделать горку из песка, произнося  автоматизируемый звук.
  • «Дорожка» «Прошагать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося автоматизируемый звук.
  • «Найди игрушку» прячем в песке  игрушки  со звуком «Ш» и другие.  В глубине песка, разными способами (рукой, пальчиком) надо найти  игрушку на заданный звук,  чётко произнося его.

Игры и упражнения для развития фонематических представлений:

  • «Два города» стол с песком делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы по заданию логопеда (картинки со звуками «с» и «ш»).
  • «Выложи узор» дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове, твёрдый или мягкий.
  • «Веселые прятки»  прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов). На другие звуки руки держать над песочницей.
  • «Угадай звук» отыскав игрушки в песке, ребенок отбирает только те, в названии которых слышится определенный звук.

Игры и упражнения для формирования слоговой структуры.

  • «Полоски» логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству подбирает слово. У вас картинки в коробке, разложите их перед собой. Подберите картинки, которые подходят к вашей схеме.
  • «Исправь ошибку» логопед  чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
  • «Следы на песке» сделать столько следов на песке (ладонями, пальчиками), сколько частей в слове и посчитать.

Игры и упражнения для развития связной речи:

  • «Мой клад» ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, достает его из песка.
  • «Найди и опиши игрушку» ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).

Закончить игры с песком можно словами:

В ладошки наши посмотри –

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам поумнеть помог!

Рефлексия: «3 сундучка».

Предложить участникам заполнить воображаемые сундучки ответами на вопросы:

Что узнали для себя нового?

Что я возьму в свою практику?

Целесообразность использования кинетического песка в работе по речевому развитию детей (высказывание участников о практическом занятии).

Список литературы:

1. Андреенко Т.А. «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками».  — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 128 с.

2. Грабенко Т.М, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры».- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 64 с.

3. Зеленцова-Пешкова Н.В. «Элементы песочной терапии». Зеленцова-Пешкова Н. В. З48      Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2015. — 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс с педагогами: «Чудеса из песка»

Цель – достижение участниками эффекта визуализации посредством спонтанного творческого выражения.Задачи: 1.Создать условия для внутреннего стремления участников к самоактуализации.2.Способствоват...

Мастер-класс для родителей "Чудеса на песке"

: практическое освоение приемов песочной терапии как  коррекционной технологии, стимуляция эмоционального фона с помощью песочной терпаии....

Мастер класс для родителей «Чудеса на песке»

                            Мастер класс для родителей...

Мастер-класс для педагогов "Чудеса на песке"

Мастер-класс  по направлению "художественно-эстетическое  развитие дошкольников". Познакомить с нетрадиционным направлением изобразительной деятельности – техникой рисов...

Мастер класс для родителей «Чудеса на песке»

Цель: практическое освоение приемов песочной терапии как коррекционной технологии, стимуляция эмоционального фона с помощью песочной терапии.Задачи:- способствовать снятию напряжения, расслаблени...

Мастер класс для родителей «Чудеса на песке»

Мастер класс для родителей «Чудеса на песке»...


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Кинетический песок очень актуален!