О РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ
консультация по логопедии

Симонцева Дарья Александровна

 

Обогащение словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители, обязаны решать ежедневно. Даже если есть подозрение, что речь ребёнка развивается без видимых нарушений и в целом соответствует возрастным нормам. Ни в коем случае родителям не стоит устраняться от процесса речевого воспитания.Как развивать речь ребенка в условиях семьи? Этот вопрос осветит представленная консультация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_roli_roditeley_v_razvitii_rechi_detey.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЕНКА.

О РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Ростку легче расцвести на взрыхлённой и удобренной почве,

нежели пробиваться на заброшенном и затоптанном пустыре.

Обогащение словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители, обязаны решать ежедневно. Даже если есть подозрение, что речь ребёнка развивается без видимых нарушений и в целом соответствует возрастным нормам. Ни в коем случае родителям не стоит устраняться от процесса речевого воспитания.

Как способствовать развитию речи ребенка дома? Для этого нет необходимости специально что-то организовывать. Главное- стоит  настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книги и иллюстрации в них. Обсуждайте с ребенком все увиденное, диалог обязателен! Одностороннее «говорение» - малоэффективно. Неважно, кто при этом молчит: вы или ваш ребенок. Если молчите вы- у детей не развивается пассивная речь- умение слушать, слышать, понимать речь; если молчит ребенок- нет развития активной речи.

Рассмотрим варианты развития речи в игровых упражнениях. Например, методическим материалом выступит обыкновенное яблоко. Устройте соревнование «Подбери словечко». Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д. Аналогичным образом обсудить можно любой предмет, ситуацию, впечатление.

Речевые занятия можно проводить на прогулке. В это время  вы можете расширять знания ребёнка и закреплять их по лексическим темам («Одежда», «Обувь», «Времена года», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие). Проводите разнообразные наблюдения за сезонными изменениями в природе, как меняются растения, что происходит с птицами, животными, людьми, в то или иное время года. Комментируйте, обсуждайте,  используйте  новые, незнакомые ребёнку (не забывайте объяснить значение нового слова, научить ребёнка выговаривать его).

Вслушивайтесь в звуки улицы. Это способствует развитию слухового внимания. Ваш ребёнок с интересом поиграет:  «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Кто позвал?».

Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.

Сюжетно-ролевые игры с другими детьми «В автобусе», «Где спрятан клад», «Магазин» помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Задача взрослого помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, продемонстрировать игровые действия.

Развивающие занятия можно продолжить на кухне. Появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника».

Рассказывайте, как называются продукты, какое блюдо из них можно приготовить, какие действия необходимо при этом совершить. Не ограничивайтесь  бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые. Стремитесь, чтобы ребенок запоминал и повторял слова за вами. Проговаривайте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов.  Обогащайте словарь прилагательных: горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.

Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Что мы забыли положить в суп?», «Какой гарнир приготовим?» и др.). Называйте свои действия («мою», «размешиваю», «варю»  и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Поручите для ребенка посильную помощь, ведь в деятельности речевой материал усваивается быстрее и естественнее.

Развивайте в себе навыки первого и главного учителя для ребенка и через некоторое время вы уведете результат своего труда.

Материал подготовлен

Учителем-дефектологом

МБДОУ №14 детского сада «Солнышко»,

Семеновой Д.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в развитии речи детей (консультация для родителей)

В настоящее время родители зачастую используют детский сад как "камеру хранения" для детей, совершенно забывая о том, какую роль ОНИ играют в жизни ребенка. О том, что они должны ввести маленького чел...

Консультация для родителей: «Роль родителей в развитии речи детей»

Цель: объяснить какую, роль играют родители в постановке литературной речи детей.В семье появился малыш. Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью,...

Консультация для родителей: "Роль родителей в развитии речи детей!"

Задачи: помочь родителям в развитии речи их детей....

Консультация для родителей "О роли родителей в развитии речи детей"

" Важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова"....

Консультация для родителей "О роли родителей в развитии речи детей" с обратным талоном

В консультации раскрыты причины неправильного звукопроизношения детей. Даны практические советы по овладению правильным звукопроизношением....

Консультация для родителей: "Роль родителей в развитии речи детей дошкольного возраста!"

Каким же образом родители могут помочь в формировании правильного произношения и развитии речи детей. Самым первым и главным является создание правильной речевой среды в семье, а самое важное здесь – ...