Главные вкладки

    Консультация для родителей дошкольников "Развиваем словарь дошкольника"
    консультация по логопедии

    Буйвалова Наталья Николаевна

    Консультация

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл k.docx126.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развиваем словарный запас дошкольника

    Одним из существенных показателей гармоничного развития ребёнка является его словарный запас – тот объём слов, которым он пользуется в процессе общения и обучения.C:\Users\admin\Downloads\devochka.png

    Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у ребенка к концу первого года жизни. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, к трем годам может достигать 1500 слов. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К четырем годам количество слов доходит до 1900, в пять лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов.

     Весь словарный запас ребёнка можно разделить на две большие части – это активный словарь ребёнка и пассивный словарь ребёнка.

    Активный словарный запас ребёнка – это те слова, которые ребёнок не только понимает, но и использует в своей речи регулярно.

    Пассивный словарь ребёнка – это те слова, значение которых ребёнок понимает, но не применяет эти слова в своей повседневной речи.

    Очень часто бывает так, что дети знают слово, но не использует его в своей речи. Это связано с тем, что они не совсем чётко представляют себе значения этих слов и сферу их употребления. Поэтому важно отслеживать наличие «мёртвых» слов в лексиконе дошкольника и «переводить» их из пассивного словаря в активный.

    Для этого необходимо:

    Объяснить значение «мёртвого» слова, проговорить его чётко  несколько раз. Таким образом, вы активизируете не только слуховой механизм восприятия информации, но и мускульно-двигательный, то есть, произношение слова закрепится в памяти речевого аппарата произносящего его человека.

    Чаще употреблять слово в нужной ситуации. Желательно также подобрать строчки литературных произведений, в которых это слово употребляется и его значение легко понять из контекста.

    Можно использовать антонимичные значения для толкования смысла нового слова. Некоторым детям легче запомнить информацию, отталкиваясь «от противного», то есть от противоположного значения слова.

    Развиваем словарный запас дошкольника:

    ЧИТАЕМ С РЕБЁНКОМ. Читая вслух дошкольнику, обязательно обращайте внимание на следующие моменты:

    • чётко и ясно произносите слова, соблюдая правильную постановку ударений и артикуляцию;
    • обязательно поясняйте значения незнакомых слов, встречающихся в тексте, обращайте внимание на их произношение, в случае необходимости, на следующий день повторите новые слова, попросив ребёнка пояснить их значения.

    Чтение книг обеспечит полноценное развитие словарного запаса детей дошкольного возраста, и очень важно, чтобы дети полюбили читать книги.

    Привив у ребёнка любовь к чтению, вы не только обеспечите качественный источник пополнения его словарного запаса, но и поспособствуете развитию навыков грамотного письма.

    Игры и задания для расширения словарного запаса:

    1."Обобщающие слова".

    1)Ребенок должен назвать фрукты..., мебель..., птиц..., овощи..., одежду...

    2)Ребенку предлагается назвать одним словом: например, сосна, береза, клен - это...

    2."Четвертый лишний". Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. Например, ваза - роза - нарцисс - гвоздика

    3."Посчитай". Считаем все, что можно посчитать. Например, одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок. Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока... пять красных яблок и т.д.

    4. "Скажи наоборот". Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот".

    Существительные: смех - ..., лето - ..., день - ..., холод - ..., север - ... и т.п.

    Глаголы: пришел - ..., нырнул - ...

    Прилагательные: широкий - ..., маленький - ..., богатый - ... и т.п.

    Наречия: далеко - ..., высоко - ...

    5. "Подбери слово". Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: "назови фрукт, название которого начинается со звука А" (апельсин, абрикос, ананас...)

    6."Большой - маленький". Ребенку предлагается назвать ласково, н-р, ложка - ложечка,  стул - стульчик и т.д.

    7."Отгадай загадку". Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

    8. "Назови, какой...". Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т.д.

    9. "Расскажи стихотворение". Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

    10. Скороговорки - необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.

    Заданий, позволяющих эффективно пополнять и развивать словарный запас дошкольников очень много, выбирайте из них те, выполнение которых доставят юным ученикам удовольствие. Например, подвижным детям лучше предложить задания с мячом, флегматичным и наблюдательным – задания описательного характера, предполагающие анализ явлений, предметов и ситуаций.C:\Users\admin\Downloads\pacanenok_matros.png

    Своевременное развитие словарного запаса детей дошкольного возраста позволит им легко овладевать навыками правильной связной речи, а также поспособствует в будущем гармоничному развитию их интеллекта и логического мышления.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Развитие словаря дошкольника"

    Одной из важнейших составляющих работы по развитию речи детей является словарная работа. Особенность развития лексической стороны речи состоит в том, что она связана со всей образовательной работой, о...

    консультация для воспитателей «Развитие словаря дошкольников через дидактические игры»

    Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Таким образом, дидактическая игра яв...

    Консультация для педагогов« ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

    laquo; Обогащение словаря дошкольников»Необходимость взаимосвязи разных сторон речи при обучении родному языку признается многими исследователями, которые считают ее (взаимосвязь) одной из зако...

    Консультация для воспитателей «Развитие словаря дошкольников, как одна из важных задач развития речи»

    Консультация для воспитателей «Развитие словаря дошкольников, как одна из важных задач развития речи»Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из о...

    Обучающее собрание для родителей "Развитие словаря дошкольников"

    Собрание для родителей дошкольников. Может быть готовым материалом для проведения встреч учителя-логопеда с родителями....