Консультация для родителей "Развитие словаря дошкольников"
консультация

Бухтиярова Светлана Александровна

 консультация для родителей "Развитие словаря дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_slovarya_doshkolnikov.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие словаря дошкольников

        

Известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность, разноцветную, звучащую, по – разному пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы. Совершенствуется его мышление, внимание, восприятие. Но трудно представить, как бы в этом царстве ощущений и образов появилось слово, не будь общения.

        Для развития речи и, в частности, словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком. От этого зависит объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями и их названиями. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов  ребенком. Активный образ жизни семьи представляет благодатный материал для развития словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк, лес, музей, поездки в другие города с другим климатом, флорой и фауной вызывают яркие впечатления.

        В случаях, когда развитие ребенка протекает в стесненных условиях при наличии речевой патологии, усвоение словаря в достаточном объеме является серьезной проблемой. Для того, чтобы помочь ребенку решить данную проблему, родители должны оказать полноценную помощь.

        В норме, в период от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев словарь ребенка насчитывает около 100 слов; в 2 года – 300 – 400 слов; в 3 года 1000 – 1300 слов; в 4 года – 1600 слов; в 5 – 7 лет – до 3000 слов.

        Темп развития словаря дошкольника зависит от того, насколько родители уделяют внимание общению с ребенком, объяснению жизненных явлений, организации развивающей среды.

        Практические советы родителям для развития словаря дошкольника:

  1. Развивайте мышление ребенка. Тем самым вы будете способствовать развитию словаря.
  2. Активно знакомьте ребенка с новыми предметами, явлениями, их признаками и действиями. Организуйте исследовательскую деятельность дошкольника: изучение цвета, формы, величины, вкуса, запаха, возможностей движения предмета, качеств предмета на ощупь и др.
  3. Следите за тем, чтобы ребенок воспринимал только положительные образцы речи родителей, даже тогда, когда сам он не участвует в разговоре.
  4. Обязательно сопровождайте  любые действия с ребенком речью, называя предметы, их признаки, объясняя явления, переспрашивая ребенка, например: «покажи, где здесь синее колечко?», «кто это?», «какая эта машина?», или «какого цвета платье у куклы?»

Игры для обогащения словарного запаса дошкольника

Игра «Группировка слов»

Ребенку предлагается выбрать «лишнее» слово в ряду предъявленных. Рассматриваются слова разных частей речи.

  • Существительные:

Кружка, шапка, стакан, тарелка;

Малина, рябина, банан, смородина.

  • Прилагательные:

Круглый, шершавый, квадратный, овальный.

Тонкий, маленький, толстый.

  • Глаголы:

Перескочил, перепрыгнул, перебежал, выпил.

Зашел, вышел, подошел, залетел.

Игра «Два из трех»

Взрослый называет три слова и просит ребенка выбрать из них два слова – «приятеля».

Судно – волна – корабль;

Дрова – пламя – огонь;

Старушка – бабушка – дедушка;

Стрельба – война – обстрел;

Страх – смех – ужас;

Танцевать – плясать – петь;

Твердый – мягкий – жесткий.

Игра «Закончи предложение»

Взрослый произносит незаконченное предложение, предлагая три варианта окончания фазы. Ребенок должен подобрать нужное слово.

  • Утро закончилось, начинается (ночь, вечер, день);
  • Вода в реке (теплая, горячая, холодная );
  • Лимон посыпали сахаром, чтобы он стал горьким, кислым, сладким);
  • Воду в чайнике кипятят, чтобы она стала (теплая, горячая, холодная);
  • Детей воспитывают, чтобы они стали (добрыми, злыми, высокими).

Игра «Бывает – не бывает»

Взрослый произносит предложение, в котором умышленно допускает ошибку. Ребенок должен найти неверное слово и заменить его словом с противоположным значением.

  • Мы замерзли у костра. (Согрелись);
  • Весной грачи улетают в теплые края. (Осенью);
  • На плите замораживают продукты, а в холодильнике разогревают.
  • Мой папа ниже меня, потому что я еще маленький.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема: «Фразеологический словарь дошкольника»

материал предназначен для педагогов детских садов....

Консультация для родителей "Развитие словаря дошкольника"

Одной из важнейших составляющих работы по развитию речи детей является словарная работа. Особенность развития лексической стороны речи состоит в том, что она связана со всей образовательной работой, о...

консультация для воспитателей «Развитие словаря дошкольников через дидактические игры»

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Таким образом, дидактическая игра яв...

Консультация для воспитателей Специфические особенности процесса овладения словарем дошкольниками.

В общей системе речевой работы в дошкольном образовательном учреждении обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают большое место....