Главные вкладки

    Карта речевого обследования ребенка
    учебно-методический материал по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

    Салахова Светлана Алексеевна

    Карта речевого обследования представляет собой бланки, которые заполняет логопед при диагностическом обследовании речи ребенка, нуждающегося в логопедической помощи. Содержит подробное описание состояния всех компонентов речи обследуемого ребенка. Служит документом диагностического обследования учителя-логопеда ДОУ(логопункт) и на основании этих данных заполняется краткая Речевая карта дошкольника с логопедическим заключением.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл karta_rechevogo_obsledovaniya.docx31.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Карта речевого обследования ребенка

    I .Анкетные данные

    Фамилия, имя__________________________________  Дата поступления _____________

    Дата рождения___________________________ Домашний адрес____________________________

    Жалобы родителей______________________________________________________________________

    II.Разговорно - описательная беседа (цель: выявить общий кругозор и уровень связного высказывания)

    Как тебя зовут?______________________ _Сколько тебе лет? ________________С кем ты живешь?______________________________________________________________________________

    Как зовут маму. папу, брата, сестру, бабушку, дедушку?_______________________________________

    Кто в твоей семье работает?________________________________ А кто учится? _____________________ С кем ты дружишь в детском саду?___________________________________

    Помогаешь ли ты взрослым дома? _______________________ А что ты умеешь делать?____________________________________________ _Какая твоя любимая сказка? О чем она?

    _____________________________________________________________________________________

    Другие сведения об окружающем мире____________________________________________________

    ________________________________________________________________________

    III. Моторная сфера

    Состояние общей моторики. Постоять на одной ноге_(попеременно)______________________

    Попрыгать на двух ногах_________    на одной ноге_(попеременно)______________________

    Постоять на цыпочках_______________ Присесть руки в стороны___________________________

    Состояние мелкой моторики: «Коза»______ «Зайчик»_________ «Колечко»______ __Правая__Левая

    Синхронно___________ «Кулак-Ребро»______Кулак-ребро-ладонь___________Здравствуй,пальчик!

    ___________________ Цепочка ____ завязать шнурок___________Нанизывание бусин__________

    Собрать мозаику, спички________________Ведущая рука____________________________________

    III. Мимика

    Нахмурить брови_____Наморщить лоб ________Надуть щеки______        Попеременно_______

    Навыки самообслуживания(завязывание щнурков, застегивание пуговиц и т д)__________________

    Вывод:_________________________________________________________________________________

    IV.Пространственные представления

    Справа_________слева_______впереди______-сзади_________выше__ниже_______перед____за

    Над_______между_______около__________в центре_______________

    V. Временные представления

    Части суток____________          времена года_______________ дни недели_______________________

    VI. Строение органов артикуляционного аппарата

    Губы(толстые, тонкие, короткие,имеются шрамы ,норма)

    Зубы( редкие,  кривые,  вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, мелкие, отсутствуют резцы, норма)

    Челюсти(норма,прогения, прогнатия, открытый прикус: боковой, передний, глубокий прикус, перекрестный, асимметрия)

    Твердое нёбо (норма, высокое, узкое, готическое, плоское, узкое, расщелина,сумбукозная щель) Мягкое нёбо (норма, укороченное, отсутствует маленький язычок,срастание маленького язычка с небной занавеской, низко опущена небная занавеска)

    Язык (норма, толстый, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий)

    Подъязычная связка (обычная , короткая, укороченная ,спайка с тканями подъязычной области) Кончик языка (норма, истонченный, широкий, толстый,  раздвоенный, вялый)

    Позиция языка в полости рта ( правильно стабилизирован, оттянут назад,лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении)

    VII. Подвижность органов артикуляционного аппарата

    Губы - улыбочка- трубочка: малоподвижны, не удерживают позу,тонус понижен, повышен, норма

    Язык-  «Блинчик»  _____подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, недостаточный объем движений, движения неточные, замедленные, идет поиск артикуляции, девиация- отклонение языка в сторону, не удерживает позу, тремор, изменение цвета, тонус понижен,повышен, смешанный, норма

    Челюсти-малоподвижна нижняя челюсть, объем неполный, амплитуда снижена, нормальная

    Саливация_  норма ,повышенная

    Характер голоса- обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный

    Выразительность речи- выразительная, разборчивая, неразборчивая, смазанная, с незначительной назализацией, назализована, монотонная, нечеткая

    VII.Фонематический слух и фонематическое восприятие

    1.Повторение звуковых рядов ( рот у логопеда закрыт экраном)

    Да- та –та__________________ _то-то-до______________ бу-бу-пу____________________

    Ба-па-ба____________________ ка-га-га_______________Ма-мя-мя____________________

    Вы –ви-вы _ _______________ _ко-го-го_______________са-ца-са_______________________

    2. Различение слов со сходным звуковым составом

    Кот-ток___________________дом- том_________________суп- зуб___________________

    Тень- день___________________коза –коса__________________рак-лак_____________________

    Бочка- почка_________________мышка- мишка______________________корка- горка____________

    3. Определение звука в ряду других звуков

    Хлопни в ладоши, когда услышишь звук__Ш__со-ши за- жу-шу- ше-жа су –жо-ша

    Отбор картинок ,где слышится заданный звук___________________

    Выделение ударного гласного  в начале слова:    облако    иголка   аист   удочка_________________

    С 6 лет:  Выделение 1 и последнего звука в словах: КОТ__ЛУК__ДОМ ____КИТ______РАК _______

    Придумывание слов с заданным звуком____________________________________________________

    Вывод:________________________________________________________________________________

    VIII. Звукопроизношение_______________________________________________________________

    IX. Слоговая структура слова                            Самостоятельное                              Повторение

                                                                               называние по картинкам                 вслед за логопедом

    1.Двусложные из двух открытых слогов                                  

     ( вата, ноты,дети____________________________________________________________________            

    2.Трехсложные из открытых слогов

    (Малина,  молоко, бананы _ _____________________________________________________________

    3.Односложные(кот,дом, мак, дым)________________________________________________________

    4.Двусложные с одним закрытым слогом

    (петух, хобот,диван,веник)_______________________________________________________________

    5.Со стечением согласных в середине слова

    (ветка, кофта,туфли, сумка)_______________________________________________________________

    6. С закрытым слогом и стечением согласных

    (альбом, тюльпан, индюк, фонтан)_________________________________________________________

    7.Трехсложные с закрытым слогом( бегемот,

    телефон,попугай,молоток, памятник______________________________________________________  

    8. Со стечением согласных(улитка,ботинки,калитка,

    девочка)_______________________________________________________________________________

    9. С закрытым слогом и стечением согласных

    будильник,кофейник_____________________________________________________________________

    10. С двумя стечениями согласных(клубника,хоккеист________________________________________

    11. Односложные со стечением согласных

    (винт, гном, бант, танк)___________________________________________________________________

    12. Двусложные с двумя стечениями согласных

    (клубки, клумба,клюква, гнездо____________________________________________________________

    13. Четырехсложные из открытых слогов

    (паутина, гусеница,пианино. ,чемоданы_____________________________________________________

    14. Со сложной слоговой структурой

    ( сковорода,милиционер, аквариум,велосипедист_____________________________________________

    15.Повторение предложений:Милиционер стоит у светофора___________________________________  

    Экскурсовод проводит экскурсии по городу._________________________________________________

    Троллейбус остановился на перекрестке.____________________________________________________

    Вывод: слоговая структура не нарушена, нарушена незначительно, имеют место грубые нарушения слоговой структуры слова: парафразии- замены звуков и слогов. Пропуски-элизии, интеграции ,

    контаминации,(пропуски, перестановки,смешения букв ), персеверации( повтор буквы или слога), реверсии(зеркальные перестановки-скоровода), антиципации- велисипедист  .

    Х. Лексическая сторона речи

    1.Понимание обращенной речи ( понимает, ограничено, на бытовом уровне, выполнение сложных речевых инструкций)

    2. Понимание слов, обозначающих действия и явления, предметы и признаки

    Ваза какая?_____________ _пылесос какой?_ _________________ венок какой?_________________

    Корни какие?________________ аквариум какой? ________________клумба какая?________________

    Сердитый кто?_________________ острый что?_________________ томатный что?________________

    Зазеленело что?_________________ гремит что?__________________

    3.Знание названий предмета и его частей Чайник_________________ ___________________________ стул_____________________________________________________машина______________________________________________________

    4.Употребление обобщающих слов:  с 5 лет- игрушки,овощи. фрукты, одежда, обувь, головн. уборы,мебель, посуда, цветы,

    деревья, домашние животные, дикие животные, грибы, рыбы

                                                                    с 6 лет: транспорт, ягоды, бытовые приборы, профессии, насекомые, продукты питания

    5.Знание названий животных, птиц  и их детенышей.

    Кошка________________заяц,  ________________утка, __________________лошадь_______________

    Лиса___________________гусыня______________________коза_________________свинья_____________________________ курица_________________________ собака_________________волк________

    ___________ белка___________________корова_________________медведь______________________

    овца___________________________

    6. Кто где живет? Белка______________медведь________________лиса_________________птица___________________

    Волк__________________собака_____________________

    7. Кто как кричит?  Корова__________________лягушка______________________волк_____________

    Утка_______________________собака_____________воробей__________________мышь___________

    Гусь_________________________лошадь________________________

    ______

    8. Подбор прилагательных к имени существительному 2-3 слова

    Солнце_______________________________________________________________________________

    Апельсин_____________________________________________________________________________

    Лиса__________________________________________________________________________________

    Облака________________________________________________________________________________

    9. Подбор антонимов к существительным, прилагательным, глаголам.

    С 5 лет: веселый________________ широкий _______________________большой ________________

    Злой__________________________ сладкий_______________________ друг______________________

    Шум______________ больной____________________свет___________________сухой_____________

    С 6 лет : Говорить_______________________ссориться _______________________радоваться_______

    хвалить________________________________

    ХI. Грамматический строй речи

    1. Обследование понимания предложных конструкций с пространственным значением.

    Покажи картинку : Карандаш В пенале___________ Карандащ НА пенале___________________

    Карандаш ЗА пеналом ___________ карандаш перед пеналом________________

    2. Преобразование имени существительного в ед. числе в мн. число: ДОМ___________ УХО______
    ОКНО____________ ДЕРЕВО _________________ ГЛАЗ_______________СТАКАН____________
    ПАУК__________________ПЕТУХ_________________УТЕНОК______________ПЕРО____________
    СТОЛ_____________________СТУЛ__________________КАРАНДАШ____________________
    РУКАВ_____________РОТ___________________МОСТ__________________

    3. Употребление имен существительных во мн. числе Род падеже

    Чего много в лесу?__________________Кого много в лесу?______________

    Кого много в детском саду?______________Кого много в зоопарке?____________________

    4. Образование имени существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

    НОС______________СТУЛ_____________МЯЧ_________________ВИШНЯ______________РУКА__
    ______________ПТИЦА_______________УТКА_______________ПЛЕЧО______________ВЕДРО___
    ________СУМКА______________ГОЛОВА________________СТОЛ__________________ВОРОБЕЙ__________________________ГЛАЗ_______________ДИВАН______________________МОСТ____________ЦВЕТОК_____________ШАР________________

    5. Согласование имен числительных с именами существительными в роде и числе

    Один мяч, два_____________три_____________четыре_________________пять___________________

    Одна елка, две____________ три_____________четыре_________________пять___________

    Одно яблоко, два____________ три_____________четыре_________________пять________________

    7.Употребление в речи предлогов ( с. 204)

    Простых___________________________________________________

    Сложных___________________________________________________

    8.Образование притяжательных прилагательных ( с142.)

    С 5 лет: чей халат? Мамин, бабушкин ( с 10)

    Чья кроватка?(кошкина) с 204

    С 6 лет: чей хвост?______________Чьи лапы?___________Чья голова?_____________( с 54)

    9. Образование относительных прилагательных

    Каша из риса_____________________Сок из яблок_______________Сок из груш_____________Слив

    Салат из капусты_______________Суп из гороха____________________Из грибов_______________

    Лист березы________________Дуба____________________осины___________________

    Носки из шерсти____________Пол  из дерева____________________Горшок из глины_____________

    10. Образование глаголов при помощи приставок с 124

    _______________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________

    Вывод:________________________________________________________________________________

        ХII.   Фразовая речь

    1.Составление предложений по опорным словам с 134

    2.По опорным словам, расположенным в неправильной последовательности с 207

    _______________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3.По картинкам________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Вывод: фразовая речь не нарушена; структурный аграмматизм( пропуск знаменательных слов, нарушения последовательности слов в предложениях,); морфемный аграмматизм( нарушения сочетаемости слов : согласования, управления). Фразовый ответ отсутствует,наличие пауз, задан вспомогательный вопрос.

    ХIII. Связная речь

    1. Составление рассказа по картинке, по серии картинок

    Выводы: высокий уровень (самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображённый сюжет; соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами; рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учётом возраста детей); удовлетворительный уровень (рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку); достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображённому сюжету); отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз); недостаточный уровень (рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или её конкретную деталь; нарушена связность повествования; отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия); низкий уровень (рассказ составлен с помощью наводящих вопросов; его связность резко нарушена; отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображённому сюжету; встречаются смысловые ошибки; рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках).

    1. Пересказ

    Выводы: высокий уровень (пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения; пересказ составлен без нарушений грамматических и лексических норм); средний уровень (пересказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, побуждения); содержание текста передается полностью; пересказ не содержит аграмматизмов; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, стереотипность оформления высказываний; единичные нарушения структуры предложений); низкий уровень (пересказ составлен по вопросам; связность изложения значительно нарушена; отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки; нарушается последовательность изложения; отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств; аграмматизмы); задание не выполнено (пересказ даже по вопросам недоступен).

    Логопедическое заключение:_______________________________________________________________

    __________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    Дата_________________________      Учитель - логопед___________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Речевая карта для обследования ребенка старшего дошкольного возраста

    Здесь представлены все традиционные виды обследования, необходимые для постановки логопедического заключения детям старшего дошкольного возраста....

    Речевая карта для обследования ребенка 5 лет с ОНР

    Образец заполнения речевой карты на ребенка 5 лет с общим недоразвитием речи (ОНР)...

    Речевая карта для обследования ребенка 6 лет с ОНР

    Образец заполнения речевой карты на ребенка 6 лет с общим недоразвитием речи (ОНР)...

    Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста с ОНР.

    Карта рассчитана на обследование ребенка с ОНР, позволяющая отследить динамику в коррекции речевого развития....

    Методическая разработка "Речевая карта для обследования ребенка с общим недоразвитием речи"

    Предлагаемая "Речевая карта" предназначена для проведения учителем-логопедом ДОУ психолого-логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР.Методическая разработка &quo...