Методическая разработка "Речевая карта для обследования ребенка с общим недоразвитием речи"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Аникеенко Надежда Александровна

Предлагаемая "Речевая карта" предназначена для проведения учителем-логопедом ДОУ психолого-логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Методическая разработка "Речевая карта" создана на основе многолетнего собственного опыта логопедической работы, а также имеющихся в литературе рекомендаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_karta_-_5-7_let_2019.docx65.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №79 компенсирующего вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

«Семицветик»

Речевая карта

ребенка с общим недоразвитием речи

(от 5 до 7 лет)

                                                                                        

(Фамилия, имя, отчество ребенка)

_______                                                                ____                

Автор-составитель: Аникеенко Н.А.


АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ

Фамилия, имя ребенка                                                                                         

Дата рождения, возраст                                                                                         

Домашний адрес                                                                                                 

Откуда поступил                                                                                                

Сведения о родителях:

мать (фамилия, имя, отчество)                                                                                 

                                                                                                                

отец (фамилия, имя, отчество)                                                                                 

                                                                                                                

Национальный язык                                                                                         

РЕШЕНИЯ ТПМПК

Решение ТПМПК от                                                 протокол №                                

Принят в логопедическую группу на срок                                                                

Заключение ТПМПК                                                                                         

                                                                                                                

                                                                                                                

                                                                                                                

Дата заполнения речевой карты                                                                         

Логопед (Ф.И.О., подпись)                                                                                 

Решением ТПМПК от                         протокол №                        продлен срок пребывания в логопедической группе на                        Заключение ТПМПК:                        

                                                                                                                

                                                                                                                

                                                                                                                

Ответственный за продление (Ф.И.О.)                                                                        

Члены ТПМПК                                                                                                

                                                                                                                

Решением ТПМПК от                         протокол №                        продлен срок пребывания в логопедической группе на                        Заключение ТПМПК:                        

                                                                                                                

                                                                                                                

                                                                                                                

Ответственный за продление (Ф.И.О., подпись)                                                        

Члены ТПМПК                                                                                                

                                                                                                                

Решением ТПМПК от                                 выпускается из логопедической группы с

(состояние речи)                                                                                                

                                                                                                                

в (тип ДОУ, школы)                                                                                         

                                                                                                                

Ответственный за выпуск (Ф.И.О., подпись)                                                                

Члены ТПМПК                                                                                                

                                                                                                                


ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

  1. Особенности коммуникативной сферы: инициативен в общении, сразу вступает в контакт, избирательно, общение неустойчивое, проявляет негативизм.

2. Особенности поведения во время обследования (проявление интереса, стойкость внимания)                                                                                         

  1. Особенности эмоциональной сферы: эмоциональные реакции адекватны, повышенная эмоциональная лабильность, снижение эмоциональной реакции
  2. Регуляция произвольной деятельности: по возрасту, слабая

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Познавательная активность: по возрасту, высокая, снижена

Внимание: устойчивое, неустойчивое, дефицит внимания

Память: по возрасту, объем снижен, недостаточно развита слухо-речевая память

Исследование восприятия

I. Слуховое восприятие, внимание

1.Дифференциация звучащих игрушек (музыкальных инструментов)

а) контрастных по звучанию (разных групп)                                                 

б) близких по звучанию (однородных групп)                                                

2.Определение направления звука: «Где позвонили?»                                        

Параметры изучения

5 лет

6 лет

II. Зрительное восприятие, внимание

1.Восприятие формы (знание геометрических фигур и форм)

а) 🌕,⬜,

б) ) 🌕,⬜,△ прямоугольник, овал

2.Восприятие цвета (подбор картинок к цветовому фону):

различает, соотносит или путает, называет

Красный

Желтый

Зеленый

Синий

Черный

Белый

Коричневый

Розовый

Голубой

Оранжевый

Фиолетовый

Серый

3.Наложенные предметы (выделяет, нет)

III. Праксис

1.Зрительно-пространственный праксис, гнозис

а) Схема тела (нарушена, не нарушена, путает правую и левую руку, стороны)

Правая, левая рука у себя

Правая рука у соседа

Правая рука  у напротив сидящего

Речевая проба Хэда

б) Показ предметов с точкой отсчета от себя

Впереди – позади

Вверху – внизу

Справа – слева

2.Конструктивный праксис

Разрезные картинки

4 части

6 частей

8 частей

12 частей

Кубики

2-4 части

4-6 частей

6-9 частей

Сложи из палочек

а) по образцу

б) по памяти

из 4 (стульчик, кроватка), из 5 (лесенка)

Из 6 (домик, елочка), из 7 (лесенка)

Из 6 (елочка, дерево), из 7 (лодочка, лесенка)

Характер выполнения: самостоятельно по образцу, использует подсказку, использует метод проб и ошибок.

IV. Динамический праксис

Восприятие и воспроизведение ритмических структур

!!!

!! !

! !!

!!! !

! !! !!

! !! !

Проба Озерецкого

(кулак – ребро – ладонь)

Отметить: нарушение слухового восприятия, слабость акустических следов, не может определить количество ударов, не может воспроизвести ритмы по заданному образцу, не улавливает структуру ритма, делает лишние удары, затрудняется при переходе от одного ритма к другому, персеверирует прежний ритм, теряет структуру ритма в ходе его выполнения, нарушение произвольной регуляции движений, не может плавно переходить от одного движения к другому, нарушение реципрокной координации (не может одновременно изменять положение обеих рук, движения каждой руки производит изолированно, уподобляет движения обеих рук.

V.Восприятие времени

5-6 лет

Части суток                                                                                                        

Времена года (последовательность, признаки)                                                        

                                                                                                                

6 лет

Дни недели                                                                                                         

                                                                                                                


Исследование состояния моторной сферы

Параметры изучения

5 лет

6 лет

  1. Состояние общей моторики

(совместно с руководителем физ. воспитания)

Двигательная активность

Двигательно беспокоен, излишне подвижен, суетлив или заторможен, неповоротлив

Двигательно беспокоен, излишне подвижен, суетлив или заторможен, неповоротлив

Координация движений конечностей и туловища

Правильно координир., слабо координир., замедленно

Правильно координир., слабо координир., замедленно

Чувство равновесия

Есть, нет

Есть, нет

Осанка

Правильная, неправильная

Правильная, неправильная

Объем выполнения движений (полный, неполный)

Полный, неполный

Полный, неполный

Сила движений

Тонус общескелетной мускулатуры, конечностей

Нормальный, сниженный, повышенный

Нормальный, сниженный, повышенный

Точность выполнения

Точно, неточно

Точно, неточно

Переключение движений

Своевременное, замедленное, отсутствует

Своевременное, замедленное, отсутствует

Сопутствующие движения

Присутствуют, нет

Присутствуют, нет

II. Состояние ручной моторики

Правша, левша, амбидекстр

Навыки самообслуживания (застежки, шнуровки, бант)

Сформированы по возрасту, слабо сформированы, не сформированы

Сформированы по возрасту, слабо сформированы, не сформированы

Навыки работы с карандашом

Сформированы по возрасту, слабо сформированы, не сформированы

Сформированы по возрасту, слабо сформированы, не сформированы

Кинестетическая основа движений пальцев (праксис позы): выполнение отдельных движений

Сложи в кольцо большой и указательный  палец

Правая

Левая

Покажи «ушки» (указ. и средний пальцы)

Правая

Левая

Обе

Покажи «рожки) (указ. и мизинец)

Правая

Левая

Обе

Положить указ. палец на средний

Правая

Левая

Обе

Кинетическая основа движений пальцев (последовательно организованные движения)

«Пальчики здороваются» (поочередно сгибать  пальцы)

Правая

Левая

Изменять положение кистей рук (одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены- ладонь и наоборот)

«Игра на рояле» ведущей рукой (1-5, 2-4, 5-1, 4-2)

Поочередно соединить 1 палец со 2, 3, 4, 5 и обратно

Правая

Левая

Обе

Пальцы сжаты в кулак, 2и3 вытянуты, 2 и 5 вытянуты

«Игра на рояле» ведущей рукой (1-5, 2-4, 5-1, 4-2)

Правая

Левая

Отметить: нарушение кинестетической, кинетической основы движений, не может найти нужный набор движений, перебирает пальцы, помогает другой рукой. Движения диффузны, кроме нужных пальцев выставляет и другие. Неправильно располагает руку в пространстве, воспроизводит позу зеркально. Движения инертны, с трудом переключается на нужную позу.

Исследование сукцессивных функций (с 5 лет )

5 лет

Повтор числового ряда в прямом  порядке                                                        

6 лет

Повтор числового ряда в прямом и обратном порядке                                        

                                                                                                        

Исследование мимической моторики

Нахмурить брови

Поднять брови

Наморщить лоб

Наморщить нос

Надуть обе щеки

Надуть правую щеку

Надуть левую щеку

Втянуть щеки

Прищурить глаза

Зажмурить глаза

Закрыть правый глаз

Закрыть левый глаз

Отметить:

Нормальное выполнение, амимичность, наличие синкинезий, точность, неточность выполнения, асимметрия, сглаженность носогубных складок

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ

Особенности динамической стороны речи

Параметры изучения

5 лет

6 лет

Дыхание

Тип физиологического дыхания

Верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное, брюшное

Верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное, брюшное

Объем

Достаточный, недостаточный, речевой выдох достаточный, укорочен, речь на вдохе, короткий судорожный вдох

Достаточный, недостаточный, речевой выдох достаточный, укорочен, речь на вдохе, короткий судорожный вдох

Направление голосовыдыхательной струи

По центру,

не по центру

По центру,

не по центру

Голос

Нормальный, громкий, тихий, высокий, низкий, затухающий, с носовым оттенком, глухой, монотонный

Нормальный, громкий, тихий, высокий, низкий, затухающий, с носовым оттенком, глухой, монотонный

Темп, ритм речи

Нормальный, замедленный, ускоренный, дисритмия

Нормальный, замедленный, ускоренный, дисритмия

Паузация (правильность расстановки пауз)

Нормальная,

нарушения

Нормальная,

нарушения

Выразительность (употребление основных видов интонации - повествовательной, вопросит., побудит., восклицательной)

Нормальная, затруднения в использовании вопросительной интонации, в выделении логического ударения, паузации)

Нормальная, затруднения в использовании вопросительной интонации, в выделении логического ударения, паузации)

Общее звучание речи

Речь выразительная, интонационно-оформленная, маловыразительная, невыразительная, монотонная

Речь выразительная, интонационно-оформленная, маловыразительная, невыразительная, монотонная

Диалогическая речь (особенности: представлена в основном повествовательными и вопросительными предложениями, недостаточное употребление восклицательных и побудительных предложений)


Состояние звукопроизношения

Параметры изучения

5 лет

6 лет

Гласные (А, О, У, Э, И, Ы)

Свистящие

С, З

С’, З’

Аффрикаты

Ц

Ч

Щ

Шипящие

Ш, Ж

Сонорные

М, М’

Н, Н’

Р, Р’

Л, Л’

J

Другие согласные

Т, Т’

Д, Д’

К, Г, Х

В, Ф


Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы:                нормальные, толстые, тонкие, неполное смыкание

Зубы:        4-5 л. - нормальные, редкие, мелкие, крупные, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют

6 л. -  нормальные, редкие, мелкие, крупные, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют

Твердое          нормальное, высокое, узкое (готическое), плоское, расщелина,

небо:                субмукозная щель

Мягкое        нормальное, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького

небо:                язычка

Язык:         нормальный, массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой, наличие послеоперационного узла

Прикус:        нормальный, глубокий, перекрестный, прямой, открытый, передний,

открытый боковой, прогения, прогнатия

Состояние артикуляционной моторики

Параметры изучения

5 лет

6 лет

I. Кинестетическая основа речи:

способность выполнения отдельных артикуляционных движений

Губы

Улыбка

Трубочка

Язык

Лопатка

Иголочка

Грибок

Чашечка

«Цоканье»

Нижняя челюсть

Открыть рот – закрыть

Движения ограничены, не ограничены

Движения ограничены, не ограничены

Мягкое небо

Широко открыть рот и зевнуть

Движения ограничены, не ограничены

Движения ограничены, не ограничены

II. Кинетическая основа речи:

способность выполнения серии артикуляционных движений

Губы

Улыбка – трубочка

Язык

Лопатка – иголочка

Широкий на нижней губе, на верхней губе

Качели

Вкусное варенье

Маятник

Отметить:

Наличие неврологической  микросимптоматики: а) истощаемость, замедление темпа при нагрузке, неполный объем движений, б) способность к переключению (нормальная, испытывает трудности), в) неточность выполнения движений, недостаточная дифференциация движений, застревание на одном типе движений, появление синкинезий при нагрузке, г) тонус речевой мускулатуры (нормальный, повышен, понижен), д) девиация кончика языка (вправо, влево), тремор кончика языка, е) рефлекторные движения (отдергивание) языка, повышенный рвотный рефлекс, ж) саливация, нарушение функции жевания.


Воспроизведение звукослоговой структуры слова

I. Изолированные слова

5 лет        

молоток -                                         скворечник –                         

        лекарство -                                         сковорода -                                 

        градусник -                                         простокваша –                         

        аквариум -                                         милиционер -                         

6 лет        

светофор -                                         экскаватор -                         

        февраль -                                         температура -                         

        велосипед -                                         экскурсовод -                         

        мотоциклист -                                 водопроводчик -                         

II. Предложения

5 лет        

Петя пьет горькое лекарство.                                                                 

                                                                                                        

        Дети слепили снеговика.                                                                                                                                                                                         

        В аквариуме плавают разноцветные рыбки.                                                                                                                                                                 

6 лет        

Пограничники охраняют границы.                                                                                                                                                                         

        Водопроводчик чинит водопровод.                                                                                                                                                                                 Регулировщик стоит на перекрестке.                                                                                                                                                                         

        Волосы подстригают в парикмахерской.                                                                                                                                                                 

Особенности звукослоговой структуры слов

Сокращение числа звуков, слогов, упрощение слогов, уподобление слогов. Добавление числа звуков, слогов. Перестановки звуков, слогов.

Состояние фонематического восприятия, слуха, навыков

фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений

I. Слухо-произносительная дифференциация фонем

5 лет

а) в слогах

                ба – па – ба                                ка – па – та                                

                да – та – да                                па – та – ка                                

                тя – та – тя                                са – за – са                                

б) в словах

                трава – дрова                        корка – горка                        

                рак – лак                                суп – зуб                                

                малина – Марина                        крыса – крыша                        

6 лет

а) в слогах

                са – ца – са                                 жа- ша - жа                                

                ча – тя – ча                                ша – са – ша                         

ща – са – ща                                ля – ла – ля -                         

б) в словах

                почка – бочка                                ложки – рожки                

                катушка – кадушка                        косы – козы                        

                каска – кашка                                ветер – вечер                

II. Фонематический слух

5 лет        

Выделение начального гласного из слов:

        астра                                ослик                                

        осень                                ива                                

        игры                                утка                                

        уши                                Аня                                

6 лет        

1. Позиционный анализ

а) выделение конечного согласного из слов

сом                                мост                        

суп                                душ                        

сок                                квас                                

б) выделение начального согласного из слов

нос                                танк                        

пол                                кран                        

дым                                море                        

2. Порядковый анализ (назови последовательно звуки в словах)

кот                                окна                                

сын                                зубы                                

  1. Количественный анализ (сколько звуков в слове)

бык                        дом                        муха                        

III. Фонематический синтез

(составить слово из последовательно данных звуков)

М-а-к                                к-и-т                                

О-с-ы                                л-у-н-а                        

IV. Фонематические представления

а) отобрать картинки с заданным звуком                                                                                                                                                

б) придумать слова на заданный звук                                                        

                                                                                                


Исследование состояния импрессивной речи

Параметры изучения

5 лет

6 лет

Уровень понимания речи

Нулевой, ситуативный, номинативный, предикативный, расчлененный

Нулевой, ситуативный, номинативный, предикативный, расчлененный

I.Понимание слов, обозначающих:

а) предметы

б) действия

в) признаки

г) обобщения

II.Понимание предложений (игра «Поручения»)

а) одноступенчатых инструкций

б) многоступенчатых инструкций

III.Понимание изменений форм слов

 и значения грамматических категорий:

а) ед. и мн. числа сущ., глаголов

б) рода (сущ., глаг., прилаг.)

в) понимание значения предлогов

В, на, под, над

с, за, из, от

Через, между, из-за, перед, около, из-под

IV.Понимание падежных окончаний

Покажи дочку мамы

Покажи маму дочки

Покажи карандашом ключ

Покажи карандаш ключом

V. Понимание распространенных предложений

5 лет         

Девочка ловит бабочку сачком.

Кто ловит?                        Кого?                                Чем?                                

Что делает девочка?                                                                        

Мальчик ловит рыбу удочкой.

Кто ловит?                        Кого ловит?                        Чем?                                

Что делает мальчик?                                                

VI. Понимание логико-грамматических конструкций

 сложноподчиненных предложений.

6 лет

Петя ударил Васю.

Кому было больно?                                Кто драчун?                                

Охотник шел за собакой.

Кто шел впереди?                        

Дети пошли в лес за грибами после того, как прошел дождь.

        Когда дети пошли в лес до или после дождя?                                        

Лена потеряла карандаш, который взяла у Вовы.

        Чей это был карандаш?                                

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Состояние активного словаря

I. Номинативный словарь

1. Конкретные существительные

5 лет

Мебель                                                                                                

Овощи                                                                                                

Фрукты                                                                                                

Транспорт                                                                                        

6 лет

Ягоды                                                                                                

Дикие животные                                                                                

Домашние животные                                                                                

Птицы                                                                                                

2. Обобщающие слова

5 лет

Стол, стул, шкаф – это                                                         

Огурец, помидор, морковь – это                                                 

Яблоко, банан, апельсин – это                                                

Автобус, самолет, теплоход – это                                                

6 лет

Клубника, смородина, черника – это                                        

Волк, лиса, заяц, еж – это                                                        

Собака, кошка, корова – это                                                        

Аист, кукушка, воробей – это                                                

в) Детализация словаря (части тела и предметов)

5 лет

Части тела: шея, грудь, живот, локоть, колено

Части грузовика: кабина, кузов, колеса, шины, руль, мотор, фары

Части одежды: карманы, рукава воротник, пуговицы, манжеты

6 лет

Части тела: лицо, брови, ресницы, висок, затылок, подбородок, ладонь, ноготь, плечи

Части окна: рама, подоконник, стекло, ручки

Части велосипеда: рама, руль, сиденье, педали, звонок, тормоз, цепь, багажник, колеса, спицы, шины.

  1. Предикативный словарь

5 лет        

Кто (что) как передвигается?

        Птица                                                        лягушка                        

Рыба                                                        самолет                        

Змея                                                        человек                        

Конь                                                        поезд                                

        Кто как подает голос?

        Кошка                                                петух                                

        Собака                                                утка                                

        Корова                                                мышонок                        

6 лет        

Кто как подает голос?

        Волк                                                        свинья                        

        Лошадь                                                ворона                        

        Кукушка                                                воробей                        

        Кто что делает? (профессии)

        Повар                                                        продавец                        

        Врач                                                        шофер                        

        Строитель                                                учитель                        

        Парикмахер                                                воспитатель                        

  1. Атрибутивный словарь

1. Знание названий геометрических форм и прилагательных, образованных от них (назови форму с опорой на картинки)

 5 лет         

Круг, квадрат, треугольник                                                                 

6 лет        

Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал                                         

        

2. Назови цвет, вкус предмета (согласование  прилагательных с существительными)

5 лет

        Лимон какой?                                                                                

        Морковь какая?                                                                                

        Яблоко какое?                                                                                

        Огурцы какие?                                                                                

IV. Антонимы

(подбери слово наоборот)

5 лет

        Большой мяч –                                         острый карандаш -                        

        Длинный шарф –                                         толстая книга -                         

        Широкий пояс –                                         веселый мальчик -                         

        Высокий забор (дом) -                                 много игрушек -                         

6 лет        

        Полный стакан -                                        добро -                                

        Больной человек -                                        начало -                                

Легкий чемодан -                                        далеко -                                

Поднимать -                                                быстро -                                

Отметить: возрастная норма, ниже возрастной нормы, пассивный словарь больше активного (для алаликов), объем словаря снижен, ограничен бытовой лексикой. Словарь качественно неполноценен: преобладают конкретные существительные, мало прилагательных, глаголов, наречий, обобщающих существительных. Сложности в понимании и использовании абстрактной лексики. Неточное, неправильное употребление слов (замены по функциональному сходству, на основе сужения смыслового содержания, перенос названия с одного предмета на другой, обозначение вместо предмета всей ситуации).

Аномия, трудности актуализации словаря – с трудом подбирает слова, часто смешивает слова.

Грамматический строй речи

I. Состояние словоизменения

  1. Употребление существительных единственного и множественного числа (в Им.п.) - образовать по аналогии

5 лет        

Нога – ноги                                        платок -                                 

                Рот -                                                 ведро -                                 

                Глаз -                                         гнездо -                                 

                Ухо -                                                 облако -                                 

6 лет        

Петух – петухи                                птенец -                                 

                Лев -                                                 воробей -                                 

                Рукав -                                         стул -                                         

                Колесо -                                         море -                         

  1. Употребление имен существительных в косвенных падежах

У меня есть (карандаш)                                                

У меня не стало (карандаша)                                        

Я рисую (карандашом)                                                

Я протягиваю руку к (карандашу)                                        

Я мечтаю о красном (карандаше)                                        

У девочки есть (кукла)                                        

Девочка играет с (куклой)                                                                

Снимает платье с (куклы)                                                                

Укладывает спать (куклу)                                                                

Расчесывает волосы (кукле)                                                                

3. Употребление существительных мн.ч. в Род.п.  (много чего? кого?)

5 лет

Огурец – много                                        шапка -                                 

        Окно -                                                 стул -                                         

        Вишня -                                                 карандаш -                                 

6 лет

Ведро – много                                        кресло –                                 

        Гнездо -                                                 дерево –                                 

        Кольцо -                                                 медведь –                                 

4. Употребление предложно-падежных конструкций: употребление пространственных предлогов в речи, состояние предложного управления (ответить на вопросы по картинкам)

5 лет                

Где едет машина? (по дороге)                                                

                        Где сидят дети? (за столом)                                                

                        Откуда идет дым? (из трубы)                                                

                        Откуда прыгает кошка? (со стула)                                        

6 лет                

                        Где лежит мяч? (под столом)                                        

                        Откуда девочка достает мяч? (из-под стола)                        

                        Где летает бабочка? (над цветком)                                

                        Откуда выглядывает солнце? (из-за тучи)                        

  1. Употребление числительных 2 и 5 с существительными (навыки согласования)

5 лет

        Один мяч, два                                пять                                        

        Одно окно, два                                пять                                        

        Одна матрешка, две                         пять                                        

        Один котенок, два                                пять                                        

6 лет        

        Одна книга, две                                пять                                        

        Одно ведро, два                                пять                                        

        Один воробей, два                                пять                                        

        Одно дерево, два                                пять                                        

        Один палец, два                                пять                                        

        Один цыпленок, два                        пять                                        

II. Состояние словообразования

  1. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

5 лет

        Стул – стульчик                                лента -                                 

        Цветок -                                         ведро -                                 

        Кровать -                                         окно –                                 

        Облако -                                         сапог -                                         

6 лет        

        Ухо – ушко                                        кольцо -                                 

        Блюдце -                                         звезда -                                 

        Перо -                                         пуговица -                                 

        Дерево -                                         скамейка -                                 

        

  1. Образование названий детенышей животных

5 лет

        У зайца -                                         у слона -                                         

        У белки -                                         у козы -                                 

        У медведя -                                         у курицы -                                         

6 лет

        У коровы -                                         у собаки -                                         

        У лошади -                                         у льва -                                 

        У свиньи -                                         у тигра –                                 

3. Образование относительных прилагательных (с 6 лет)

Стол из дерева – деревянный                        кораблик из бумаги -                         

Сапоги из резины -                                банка из стекла -                                 

Сумка из кожи -                                         стена из кирпича -                                 

Шапка из меха -                                         носки из шерсти -                                 

Варенье из малины -                                 сок апельсинов -                                 

4. Образование притяжательных прилагательных (с 6 лет). Чей? Чья? Чье? Чьи?

Очки бабушки -                                        гнездо вороны -                                

Газета папы -                                        уши зайца -                                        

Сумка мамы -                                        хвост лисы -                                        

Яйцо курицы -                                        усы кошки -                                        

Гребень петуха -                                        берлога медведя -                                

5. Образование приставочных глаголов движения (6 лет)

Девочка (прыгает)                                                        

Кошка (подпрыгнула)                                                

Кошка (спрыгнула) со стула                                        

Мальчик (перепрыгнул) через лужу                                                                

Машина (подъезжает) к гаражу                                                                        

Машина (объезжает) вокруг гаража                                                        

Машина (выезжает) из гаража                                        

Машина (переезжает) через реку                                                                

Мальчик (выходит) из дома                                                                        

Мальчик (обходит) дом                                                                                 

Мальчик (переходит) улицу                                                                        

Мальчик (подходит) к дому                                                                        

  1. Образование глаголов совершенного вида (Что делает? Что сделал?) (6 лет)

Девочка рисует бабочку.                 Девочка                         бабочку.

Мальчик лепит зайчика.                 Мальчик                         зайчика.

Девочка пьет чай.                        Девочка                        чай.

Девочка моет куклу.                Девочка                        куклу.

Мальчик собирает груши.        Мальчик                        груши.

Состояние связной речи

I. Пересказ текста из нескольких предложений

5 лет                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                        II. Составление рассказа (по серии сюжетных картин)

6 лет                                                                                                        

                                                                                                        

                                                                                                        

                                                                                                        

Составитель: Аникеенко Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ)

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ)...

Речевая карта для обследования дошкольников с общим недоразвитием речи I-II уровня

Результаты диагностики вносятся в таблицы, подсчет результатов производится в баллах. В карту включены параметры оценки развития предречевого периода речи, что позволяет  изучить особенности имен...

Обследование детей с общим недоразвитием речи. Речевая карта

Обследование детей с общим недоразвитием речи осуществляется на основании речевой карты. Диагностика ребенка с речевой патологией позволяет учителю-логопеду разработать инивидуальный маршрутречевого...

Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)

Анкетные данныеФамилия, имя ребенка_______________________________________________________Дата рождения, возраст ______________________________________________________Национальность (отметить, если ес...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Методика проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи

Методика проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи ( Н.В. Нищева)  Проведение обследования.Исследуя поведение и эмоциональную сферу ребенка, обязательно следует отметить осо...

«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).

  Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...