"Как развивать правильную речь ребенка в 3-4 года?"
консультация по логопедии (младшая группа)

Рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvivat_pravilnuyu_rech_rebyonka_v_3_-_4_goda.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года?

  Все мы хотим, чтобы речь нашего ребенка была грамотной, внятной. Ребенку 3-4 лет сложно овладевать сразу и грамматикой речи (согласовывать части речи в роде, числе, падеже, времени), и произношением звуков, и умением связно произносить свои мысли. Правильное произношение звуков идет параллельно с развитием фонематического слуха — как слышит, так и говорит. Поэтому ни в коем случае нельзя сюсюкать с ребенком, взрослый должен говорить четко, внятно.

Для начала мне хотелось бы рассказать, о нормах развития речи в возрасте 3-4 года.

Речь ребенка в 3 года:

  • словарь примерно 800-1000 слов;
  • практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов;
  • правильно применяет приставочные глаголы — приехал, уехал, выехал и прочее;
  • начинает понимать и употреблять слова-обобщения (теперь не тарелка и ложка, а посуда, а так же одежда, игрушки и пр.);
  • осваиваются названия частей предметов (чайник — донышко, носик, крышка; а раньше любая из этих деталей были просто чайником);
  • появляются синонимы (веселый, радостный);
  • появляется словотворчество — ребенок пытается сам образовывать нужные ему слова. (кататься на карусели - каруселиться, лопаткой копаем, значит она — копатка);
  • замечает неправильное произношение в речи других детей, даже если сам эти звуки произносит неправильно.

Речь ребенка в 4 года:

  • правильно произносит звуки Ш, Ж, Ч, Щ;
  • пересказывает хорошо знакомую сказку, соответствующую возрасту (Курочка ряба, Теремок, Репка);
  • замечает неправильное произношение звуков в собственной речи.
  • Для укрепления мышц языка детям предлагают следующие упражнения: высунуть язык

Работа над исправлением звукопроизношения начинается в возрасте 5 лет. Но и сейчас вы уже можете помочь вашему ребенку в овладении сложной речевой системой.

Для начала вы можете с ребенком выполнять артикуляционную гимнастику.  Для чего она необходима.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

 Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Можно предложить ребенку просто игровой момент.

Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...

Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...

Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий - узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык иголочкой потом и потянем остриём.

Либо можно объединить все элементы гимнастики в «Сказку о Веселом Язычке».

История 5.

У Язычка появился новый друг.

 Однажды после традиционной утренней пробежки Язычок присел на крылечке (положить широкий спокойный язык на нижнюю губу; рот полуоткрыт; губы не напряжены.)

 Ярко светило солнышко, дул ветерок (подуть на широкий язык), и Язычок задремал.

   Вдруг он услышал, что под крыльцом кто-то тихо мяукает. Язычок наклонился (опустить язык) и увидел маленького пушистого котенка. Язычок погладил его (дети кистью правой руки имитируют поглаживание головы и спинки котенка). Но котенку это не понравилось и он выгнул спинку (кончик языка упирается в нижние зубы; широкий язык круто выгнут - упражнение « КИСКА СЕРДИТСЯ»).  Язычок, отдернув руку, удивленно посмотрел на котенка: тот оказался худым и голодным.  «Его надо накормить!» - решил Язычок и пошел в дом за едой.

   В своей любимой чашке (упражнение «ЧАШЕЧКА»). Язычок принес котенку теплое молоко. Котенок стал с жадностью его лакать

(соответствующие движения языка). Когда молока не осталось, котенок облизнулся (упражнение «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ», 5-10 раз) и начал умываться (дети правой рукой имитируют движения умывающегося котенка).

   Язычок решил снова погладить котенка. На этот раз тот не сердился и выгнул спину от удовольствия (движение языка), а потом потерся о ноги (верхними зубами как бы погладить круто изогнутый язык) и замурлыкал.

  С тех пор котенок стал жить вместе с Язычком.

 Также для формирования правильного артикуляционного уклада у детей 2-4 лет немаловажное значение имеет фонетическая зарядка, которая используется для развития звуко - произносительных навыков:

1.« Заболела куколка,

Надо ей поспать.

Заболела куколка,

Начала стонать.

О – О – О – О».

(В игре используется игрушка “Кукла”).

2. «Ежик по лесу бежал,

И грибочек увидал.

И от радости фырчал:

Ф – Ф – Ф – Ф».

3.«Сильный ветер налетел,

Голосок у нас запел.

Ручку к шейке прижимай,

Голосочек подключай.

В – В – В – В».

4.  «Кран откройся!

Нос, умойся!

Нос, умойся!

Воды не бойся!

С – С – С – С».

5. «Тоненькая струйка льётся,

Тихо песенка поётся

С’ – С’ – С’».

Еще хотелось бы остановиться на таком моменте, как мелкая моторика рук.

Многие родители знают, что уровень развития речи малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их рук (мелкой моторики).
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Хорошая моторика рук необходима не только для устной и письменной речи.

Самое главное правило: ребенок проговаривает.

Можно играть с шнуровкой, прищепками, мелкими игрушками и крупой и т.д.

Очень много стихотворений и упражнений для развития мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика Зайка

Зайка и ушки

Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательные пальцы. Ими шевелить в стороны.

Пальчиковая гимнастика Колокольчик

Колокольчик

Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.

Замок!
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
Ягодки
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

- С ветки ягодки снимаю
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
- И в лукошко собираю.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
- Будет полное лукошко.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
- Я попробую немножко.
- Я поем еще чуть-чуть.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
- Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.
Тесто
- Тесто ручками помнем
сжимаем и разжимаем пальчики
- Сладкий тортик испечем
как будто мнем тесто
- Серединку смажем джемом
круговые движения ладошками по плоскости стола
- А верхушку сладким кремом
- И кокосовую крошкой
- Мы присыплем торт немножко
сыплем "крошку" пальчиками обеих рук
- А потом заварим чай
- В гости друг друга приглашай.

«Семья» 
Сжать пальчики в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – это Я.
Вот и вся моя семья.
 

На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.

Мы остановились на очень важных моментах в речевом развитии ребенка.

Красивая и правильная речь – залог успехов и удач вашего ребёнка в будущем, плюс одно из основных условий успешного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вебинар: Развиваем правильную речь дошкольника (из цикла «Просвещение» – родителям!»).

Лектор: Гризик Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, главный редактор журнала «Дошкольное воспитание»....

Консультация для родителей: «Как развивать правильную речь детей ребенка в 3–4 года?»

Развитие речи ребенка 3-4 года - это одна из самой актуальных проблем в настоящее время. Данные рекомендации помогут родителям в выборе правильного подхода для помощи своему ребенк...

«Развиваем правильную речь у ребёнка»

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания....

консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3-4 года»

Цель:Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.Задачи:Познакомить родителей с особенностями развития речи детей в возрасте 3-4 летДать роди...