"Аквариум и его обитатели"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Коваленко Елена Валерьевна

  Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и рисованию при помощи ватной палочки (точечное рисование)  в старшей логопедической группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

  Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и рисованию при помощи ватной палочки (точечное рисование)  в старшей логопедической группе.

Подготовили и провели: Коваленко Е.В., учитель-логопед

                                           Кузьмина О. А., воспитатель

                                 

                               «Аквариум и его обитатели»

Задачи:

- развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение, фразовую речь, фантазию;

- расширять словарь по теме «Аквариумные рыбы»;

- учить согласовывать числительные с существительными, подбирать слова к признаку, образовывать глаголы  совершенного вида с помощью приставки;

- воспитывать любознательность, интерес к новому, любовь и бережное отношение к природе и всему живому;

- развивать речевое дыхание, ручную моторику, координацию движений;

- формировать благоприятный эмоциональный климат;

- познакомить с новым методом закрашивания;

- воспитывать трудолюбие, доброжелательность;

- прививать аккуратность при рисовании.

Оборудование: наглядные пособия, макеты с аквариумными рыбками, ноутбук, гуашь, ватные палочки, салфетки.

Предварительная работа: экскурсия к аквариуму.

                                             Ход

  1. Организационный момент

Воспитатель. Здравствуйте  ребята! Для того чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, вам необходимо отгадать загадки:

  1. Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой

Вильнёт хвостом

Туда-сюда, и нет её

И нет следа.

- Кто это? (ответы детей)

     

      2. Стеклянный домик на окне,

          С прозрачною водой,

          С камнями и песком на дне

          И с рыбкой золотой.

- Что это? (ответы детей)

- Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки!

 

  1. Основная часть.

Воспитатель.  Вчера мы ходили на экскурсию к аквариуму.  

- Кто живёт в аквариуме?

Определить всех обитателей  аквариума  (рыбы, растения), их названия.

- Нравятся ли рыбки  и чем? (ответы)

- Что они делают в аквариуме? (ответы)

Воспитатель  просит детей назвать всё, что они заметили в аквариуме.

- Обратите внимание на то, что аквариум сделан из стекла, значит, он какой? (ответы детей: стеклянный, прозрачный). Через стекло проходит свет, который нужен рыбкам и растениям; он большой – в нём много воды, она налита до самого верха и рыбкам нравится в нём плавать; на дне лежат камни, в которых растут водные растения. Сверху аквариум накрывают стеклом и крышкой с подсветкой, для того, чтобы вода меньше испарялась и не пылилась, а освещение играет большую роль в декоративном оформлении аквариума. При недостатке освещения растения плохо растут. Компрессор – предмет для подачи кислорода, без кислорода рыбки погибнут. Такие условия вполне подходят для жизни рыбок, поэтому они хорошо себя чувствуют, не болеют, радуют всех. В специализированных магазинах продаётся  корм для декоративных рыбок.

Логопед.  Ребята ещё в древности царям преподносили в дар диковинных рыб из заморских стран в больших глиняных кувшинах – так появились первые аквариумы. В аквариумы селят рыб из рек жарких стран, тёплых морей и океанов. Для них специально поддерживается высокая температура.

Вы хотите посмотреть, какими красивыми бывают аквариумные рыбки?

Логопед демонстрирует на ноутбуке картинки с изображением  рыбок  и знакомит с их названиями (тетра, гетерорабдус, неоны , гуппи, меченосец, золотая рыбка, сиамский (бойцовый) петушок, сомик, скалярия, вуалехвост).

Логопед. Вам понравилось представление? А теперь мы с вами выполним пальчиковую гимнастику «Рыбка»:

Рыбка плавает в водице,                           Сложить ладони вместе и показать,

Рыбке весело играть.                                 как плавает рыбка.

Рыбка, рыбка, озорница,                           Погрозить пальчиком.

Мы хотим тебя поймать.                           Медленно сблизить ладони.

Рыбка спинку изогнула,                            Снова показать, как плавает рыбка.

Крошку хлебную взяла,                             Сделать хватательное движение

                                                                     двумя руками.

Рыбка хвостиком махнула,                        Снова показать, как плывёт рыбка.

Рыбка быстро уплыла.

                   М. Клокова.

Логопед. Приглашаю вас поиграть со мной! Игра называется «Аквариум».

Я  буду показывать вам цифру (от 1 до 5) и картинку с изображением рыбы и спрашивать: «Сколько рыб плавает в аквариуме?», а вы будете отвечать.

Дети отвечают: «В аквариуме плавает одна золотая рыбка. В аквариуме плавает два меченосца. В аквариуме плавает пять гуппи» и т.д.

Логопед. Молодцы! А сейчас помогите подобрать слово (упражнение «Подбери слово по признаку»):

Золотая…

Юркая …

Быстрый…

Усатый…
Желтые…

Длиннохвостые… (ответы детей).

Логопед. Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились, хочу задать вам ещё одно задание «Закончите  предложение глаголом от слова «плыть» (образование глаголов совершенного вида с помощью приставки).

Скалярия к камню … (подплыла),

Гуппи в пещеру … (заплыла),

Золотая рыбка из-за камня … (выплыла),

Меченосец на поверхность  воды ….

Логопед. А теперь поиграем в мяч! (игра «Что есть у рыбки»). Я буду бросать вам мяч, а вы мне говорите, что есть у рыбки, и бросайте мне его обратно.

Дети выполняют задание.

Логопед. Молодцы, ребята!

Воспитатель. Скажите, ребята, из каких частей состоит рыбка (ответы детей).

Самая большая часть рыбки - это туловище, дальше средняя часть – это голова, после головы идёт часть поменьше – хвост, и наконец, самые маленькие части это плавники. Также у рыбки есть глазки и рот.

- Итак, сегодня мы будем рисовать рыбку необычным  способом, ватными палочками! У всех на столе есть ватные палочки? (ответы детей)

 - С чего мы начнём рисовать нашу рыбку? (дети отвечают с чего и как рисовать)

- Перед началом работы выполним дыхательную гимнастику. Встаньте все на ноги.

Логопед.

Воздух ртом мы набираем  (дети делают глубокий вдох ртом).

И под воду мы ныряем  (обхватывают себя руками, приседают).

Через нос мы воздух под водой спокойно выпускаем  (делают глубокий выдох носом).

Раз, два, три, воздух ртом набери (делают вдох ртом и разводят руки  в стороны).

Воспитатель. Я раздам вам макеты рыбок  (раздать заранее подготовленные макеты). Фон на листах вы уже нанесли, теперь берём ватную палочку, аккуратно макаем в гуашь и точками разукрашиваем нашу рыбку (показывает наглядный пример). Дети, посмотрев на технику выполнения, приступают к работе.

III. Заключительная часть.

- Итак, ребята, что мы рисовали?

- Вам понравилось это занятие? Что вы узнали? Вам понравилось рисовать ватными палочками? У всех получились интересные работы. Молодцы!

Список использованной  и рекомендуемой литературы:

Н.В, Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей С ОНР». ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург  2007 год.

В.В. Морозова «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций» ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург  2014 год.

Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет» Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2006 год.

С.Ю. Модестов «Моя первая энциклопедия» ООО «Издательский дом «Литера», Санкт-петербург.

Интернет ресурсы –картинки .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Аквариум и его обитатели"

конспект занятия "Аквариум и его обитатели"...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема: «Аквариум, и его обитатели»

Задачи:1.Образовательные.Дать первичное представление о строении рыбки (туловище, плавники, хвост, голова, на ней глаза и рот). Познакомить с основными особенностями поведения (живёт в во...

Аквариум и его обитатели

Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!В. Бианки...

Презентация на тему Аквариум и его обитатели

Презентация разработана для проведения занятий по О.О. Познавательное развитие в младших группа.  Презентация содержит в себе описание аквариумных рыб и их обитателей. Игры четвертый лишний найди...

Презентация на тему Аквариум и его обитатели

Презентация разработана для проведения занятий по О.О. Познавательное развитие в младших группа.  Презентация содержит в себе описание аквариумных рыб и их обитателей. Игры четвертый лишний найди...

Аквариум и его обитатели

Аквариум  и  его обитатели...

Конспект занятия по лепке "Аквариум и его обитатели".Для группы раннего возраста.

Занятие в группе раннего возраста.Знакомство с аквариумом и его обитателями....