Главные вкладки

    Консультация для родителей "Правила выполнения звукового анализа"
    консультация по логопедии (старшая группа)

    Тимощук Татьяна Олеговна

    Данная консультация поможет грамотно выпонить звуковой анализ с ребенком

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pravila_vypolneniya_zvukovogo_analiza.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

    Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.

    Этапы работы по формированию навыков звукового анализа

    При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:  выделение

    звука из слова, определение  первого звука,  установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой

     анализ.

    Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трех цветов: красные обозначают гласные звуки, синие - твердые согласные, зеленые - мягкие согласные), в речевом плане, по представлению.

    Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов,

    предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

    Слова, которые не следует давать

                   для анализа:

    слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь, со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, З на конце слова и в середине перед согласными, т.к. в этом случае написание слова расходится с его  произнесением, значит слово трудно для анализа.

                                Ниже

    приводится перечень слов,  

       в последовательности

    обучения элементарным формам звукового анализа.

    Слова с ударными гласными в начале слова (для узнавания гласных в слове)

    А: адрес, Алла, Анна, август, азбука, аист, ангел.

    О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь.

    У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей.

    И: Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра.

    Э: Эля, эхо, эта, это, этот.

    Слова с ударными гласными в середине слова (для узнавания гласных в слове)

    А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран.

    О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон.

    У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук.

    И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис.

    Ы: дым, сын.

    Слова с сонорными

    согласными звуками в начале слова (для выделения первого звука в слове)

    Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна.

    М, МЬ: мак, мама, март, маска, масло, мир, миска.

    Н, НЬ: нож, носки, нос, ноты, номер, нитки.

    Слова с глухими согласными звуками на конце слова (для определения последнего звука в слове)

    К: веник, звонок, щенок, гудок, замок, урок, каток.

    П: сироп, укроп, карп, суп.

    Т: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет…

    Слова для полного звукового анализа

    Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох.

    Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом.

    Слова из двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши.

    Слова из двух открытых слогов: мама, ваза, гуси.

    Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран, стул, бобр, зонт, куст, мост, лист.

    Слова из двух слогов со стечением: сумка, кошка.

    Слова из трех открытых слогов: корова, лопата.

    «Сколько слов со звуком С (или любым другим)?»: взрослый и ребенком придумывают как можно больше слов с этим звуком.

    «Цепочка слов»: каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.

    «Начало, середина, конец»: взрослый произносит слова со звуком Т (или другим глухим звуком), а ребенок произносит одно из слов (начало, середина, конец), в зависимости от положения звука в слове.

    «Собери слово»: взрослый произносит слово по звукам, например, К, О, Т, ребенок должен догадаться, какое это слово.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Кинестетический способ выполнения звукового анализа

    В этой статье я рассказываю, как соединить жест руки, похожий на артикулируемый звук или на игровой  символ звука.. Этот способ помогает  детям с нарушенным фонематическим слухом...

    Авторская дидактическая игра "Звуковое домино" на формирование навыков выполнения звукового анализа слова.

    Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д...

    Выполнение звукового анализа двусложных слов. Интерактивная презентация

    презентация представляет собой набор слайдов для выполнения звукового анализа двусложных слов....

    Семинар-практикум для родителей воспитанников ДОУ по теме: Азбука выполнения звукового анализа

    азбука выполнения звукового анализа, семинар практикум для родителей...

    Памятка по выполнению звукового анализа для родителей

    Памятка по выполнению звукового анализа для родителей...

    Памятка по выполнению звукового анализа слов

    Памятка для родителей по выполнению звукового анализа слов....

    Алгоритм для выполнения звукового анализа слова

    Алгоритм для выполнения звукового анализа слова...