СИНКВЕЙН
учебно-методическое пособие по логопедии

Михеева Юлия Викторовна

Иновационные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx299.32 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе. Занимаясь с детьми, необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного общества.

Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.

Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк.

Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.

Синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

-отрываются новые творческие интеллектуальные возможности;

-способствует обогащению и актуализации словаря;

-используется для закрепления изученной темы;

-является игровым приемом

Применение данной  методики помогает  создать  условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.  Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными  областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.  В дидактическом  синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

Правила составления дидактического синквейна:

В первой строке – должна находиться сама тема (заголовок) дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: кто? что?

Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: что делает? что делают?)

В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что?

Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Его форма напоминает ёлочку.

Педагогическая ценность синквейна

  • Обогащает словарный запас.
  • Активизирует и развивает мыслительную и речевую деятельность.
  • Учит краткому пересказу.
  • Позволяет ребенку почувствовать себя хоть на мгновение творцом.

Таким образом, прием составления синквейна носит характер комплексного воздействия. Не только развивает речь, но и способствует развитию ВПФ (мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия).

Этапы работы по составлению синквейна с детьми

I этап:

Знакомство с понятиями «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», различение понятий.

Подбор слов-признаков, слов-действий к существительному.

Знакомство с графическим обозначением понятий.

Постановка вопросов к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.

II этап:

Знакомство с понятием «предложение».

Дифференциация понятий «слово»- «предложение».

Знакомство с графическим обозначением предложения.

Составление предложений разного типа.

III этап:

Знакомство с алгоритмом стихотворения.

IV этап:

Совместное составление стихотворения с педагогом, родителями.

V этап:

Выразительное рассказывание сочинения ребенком.

О чем можно составить синквейн?

- о природе;

- о картине и литературном герое;

- о маме и папе;

- о настроении;

- по всем лексическим темам.

Дидактический синквейн можно использовать:

  • Для закрепления изученной лексической темы.
  • Для закрепление понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
  • На занятиях по развитию связной речи.

     

На  сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь дидактического синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста, а также в опыте правильного использования различных терминов.

Например: 
Кто?   -  Медведь.
Какой?  -   Мохнатый, большой.
Что делает?  -  Рычит, Лакомится, Спит.
Предложение  -   Зимой спит в берлоге.
Ассоциация  -   Зверь.

http://www.maam.ru/upload/blogs/da31e2e276e2de6422b43d6070a05a60.jpg.jpg

Осень

Красивая,золотая

Приходит,дарит, радует

Пора листопада.

Волшебница. (Миша)

Осень.

Золотая, красивая

Льёт,опадают,вдохновляет.

Мне тоскливо и зябко.

Листопад. (Владик)

http://www.maam.ru/upload/blogs/09f11a3ab8f3211ca83081583686f5e5.jpg.jpg

Список использованной литературы:

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
  2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.
  3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.
  4. Гин А. Приемы педагогической техники. – М. :Вита-Пресс, 2003
  5. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.  Журнал «Логопед», №5 (2005).
  6. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006)

Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синквейн для дошкольников.

Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации таких детей свидетельствует о том, что лишь 14% из них ...

Консультация «Применение методики синквейн в работе с детьми ОНР».

Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.Непременным условием для всестор...

Презентация для воспитателей, родителей "Что такое синквейн и как его составлять?"

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное...

Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти  и на уроках в...

Метод синквейна в форме игры "Волшебная лесенка Синквейна".

     В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР), испытывают трудност...

МЕТОД СИНКВЕЙНА В ФОРМЕ ИГРЫ «ВОЛШЕБНАЯ ЛЕСЕНКА СИНКВЕЙНА»

В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушение речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...