Консультация для родителей "Как работать над звукопроизношением дома"
статья по логопедии (подготовительная группа)

Хрустачёва Наталия Анатольевна

Логопедическое занятие - это школа обучения и воспитания не только ребёнка, но и родителя. Многолетняя практика присутствия на занятиях ответственных родителей показывает, что для них логопедические занятия не менее важны, чем для ребёнка. Создаётся впечатление, что, наблюдая занятия родители "подзаряжаются" энергией, черпают из занятий знания о том, как нужно взаимодействовать с ребёнком, как а главное что добиваться. Организация работы логопункта не охватывает посещение логопедических занятий всех родителей. Да и занятия начинаются со старшего возраста, а профилактика звукопроизношения должна начинаться как можно раньше. Есть и другая сторона – существуют родители, которых трудно организовать, объяснить. Публикуем рекомендации родителям по созданию условий работы с ребенком над звукопроизношением дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

При работе с детьми дома родители должны учитывать следующее:

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя выбирать произвольно. Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребенок. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения из комплекса для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам.

Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут лучший результат, если они проводятся форме игры и интересны для ребенка.

На одном занятии не стоит давать больше 2-3 упражнений. К последнему упражнению надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.

Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи и пальцы рук расслаблены и не двигаются).

Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

У ребенка не всегда может сразу все хорошо получиться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.

Выполнять все упражнения надо поэтапно, нельзя объяснять ребенку сразу всю последовательность движения артикуляционного аппарата – дети не могут их залпом и правильно выполнить. Инструкцию необходимо давать поэтапно, например, улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д-д. Также поэтапно следует проверять выполнение ребенком упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение.

Если у ребенка появляются звуки, надо их постепенно с помощью логопеда вводить в его речь, т.е. учить употреблять звук в словах, а затем во фразовой речи.

Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом, обращаются к нему во всех возникших затруднениях.

Начинать работу по дифференциации звуков с ребенком можно лишь после того, как он научится правильно произносить дифференцированно звуки [с]-[ш], [з]-[ж], [б]-[п], [л]-[р] и др.).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Литера, 2007.