Консультация для родителей - "Работа по коррекции звукопроизношения"
консультация

Рожкова Ольга Викторовна

       Данный вид работы может проводиться как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых и групповых. 

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_korrektsii_zvukoproiznosheniya.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Работа по коррекции звукопроизношения».

 Лексический материал по теме используется на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения.

Рассмотрим несколько примеров его использования.

На подготовительном этапе постановки звука, помимо артикуляционной гимнастики, ведется работа по развитию фонематических процессов.

       Основные задания

  • Выделение звука из заданного слова (хлопнуть в ладоши, если в названном слове будет заданный звук). 
  • Выбор картинок с изучаемым звуком из ряда других. 
  • Определение позиции звука в слове (например, найди животных, в названии которых есть звук «Р». Есть ли этот звук в слове «рыба»? Где слышится звук «С» в слове «собака»?).

      На этапе автоматизации звуков в словах работа над звуками ведется параллельно с усвоением грамматических категорий словообразования и словоизменения. Упражняя в правильном произношении звуков «Р, РЬ», ребенок одновременно овладевает словоизменением, (например, кого ты видишь на картинке? – жеребенка, верблюжонка, барашка, корову и т.д. Рядом с кем стоит верблюжонок? – верблюжонок стоит рядом с верблюдицей).

       Наиболее результативной формой овладения детьми падежных окончаний имен существительных являются чистоговорки. Сочинение чистоговорок способствует развитию языкового чутья, чувства ритма. Автоматизируя звук «ЗЬ», можно одновременно упражнять детей в образовании приставочных глаголов от слова «возит» - завозит, перевозит, подвозит, увозит.

       Форма единственного и множественного числа имен существительных и падежное управление лучше усваиваются детьми в заданиях типа: «Дополни слово», «Подскажи словечко в стишке» и др.

        Одновременно с грамматическими упражнениями даются задания на развитие памяти и внимания (например, «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Посмотри, запомни, повтори», «Сделай, как было»). Для автоматизации звука «Л» наиболее подходит глагольная лексика по теме. Отвечая на вопрос «Что ты делал?», ребенок упражняется в проговаривании слов с заданным звуком. Для автоматизации звука «ЛЬ» используются глаголы прошедшего времени множественного числа. Для этого перед ребенком ставится вопрос «Что мы, вы, они (с)делали?».

       Для составления словосочетаний детям предлагаются следующие задания: «Найди слову пару», «Исключи лишнее слово», «Повтори слова и добавь свое». Словосочетания могут состоять из прилагательного и существительного (кудрявый барашек), причастия и существительного (скачущий всадник), числительного и существительного (пять овец), глагола и наречия (прыгнул высоко, бегает быстро); существительного и глагола (собака лает). Согласование местоимения с глаголом хорошо усваивается детьми в игровых ситуациях или специально организованных физкультурных паузах.

         На этапе автоматизации звуков в предложении ведется работа над разными типами предложении (простые, распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные). Используются, например, такие приемы: «Ответь на вопрос», «Вставь нужное слово», «Исправь предложение» и др.

     Автоматизация звуков в связной речи наиболее результативна, когда дети сами сочиняют чистоговорки, загадки-описания, придумывают диалоги между предметами и животными, заучивают загадки и стихи и придумывают сказки.

Координация речи с движением и развитием мышц артикуляционного аппарата

        Ежедневно в утренние часы воспитатели проводят комплекс упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук, артикуляционной моторики, дыхания и голоса. Все задания носят игровой характер. 

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук - «Собачка. Вот собачка Жучка, хвостик закорючкой (повернуть ладонь правой руки в левую сторону, поднять большой палец вверх – это Жучкино ухо, а остальные пальцы сложить вместе – это ее мордочка. Ритмично поднимать и опускать мизинчик. Жучка открывает и закрывает рот). А вот и кошечка (сжать пальцы в кулачок; немного приподнять мизинчик и указательный палец)». 
  • Мимические упражнения.  Дети мимикой выражают отношение к животным: хозяин косит траву для коров, заботливый конюх чистит и причесывает гриву коня, хозяйка наливает молоко в миску для котенка. Выразить состояние хозяйки, у которой пропала собака, кошка или козочка. Изобразить провинившуюся кошечку, которая стащила сосиску со стола. 
  • Упражнения для мышц шеи. «Кошка умывается». Повернуть голову в левую сторону – облизать верхнюю губу. Повернуть голову вправо – облизать нижнюю губу. «Бодливый козленок», «Упрямый ослик». Дети выполняют круговые вращения головой. 
  • Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.  «Корова и теленок жуют траву» - выполняется имитация жевания. «Котенок зевает» - широко раскрывается ротик и делается круговое вращение нижней челюстью – подбородком рисуем букву «О». 
  • Упражнения для губ и щек.  «Бульдог сердится». Выдвинуть нижнюю челюсть, открыть рот. Прикусить верхнюю губу нижними зубами. «Собака рассердилась, у нее хотят отнять косточку». Прикусывать нижнюю губу верхними зубами. «Фырканье лошади». Хаотичная вибрация губ. 
  • Упражнения для языка.  «Кошечка лакает молоко». Высунуть широкий язык, поднять его кончик вверх чашечкой и спрятать язык в рот. «Теленок сосет молоко». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводится под верхнюю губу и со щелканьем открывается, втягиваясь вниз в рот. 
  • Развитие речевого дыхания и голоса. Звукоподражание животным. Изменение голоса по высоте и силе. Корова «му-у-у-у, молока кому-у-у-у ?» - громким и низким голосом. Теленок: «Му-у-у» - высоким, тихим голосом. 
  • Речевая зарядка.

 - Что ты хочешь, кошечка?

- Молочка немножечко.

- Что ж ты снова грустная?

- Молочко невкусное.

- Что ты хочешь, кошечка?

- Сливочек немножечко.

  • Психогимнастика. Пластические этюды Выражение психоэмоционального и психофизического состояния. Образно-пластическое творчество детей. «Изобразите ласковую кошечку, игривого жеребенка, полакомившуюся капустой козочку, бодливую корову, грозного быка, валяющегося в грязи поросенка и идущего по пустыне верблюда. Представьте и покажите мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома; голодного котенка, просящего молочка у своей хозяйки».
  • Обыгрывание ситуаций - «Кошечка и мышка». Надо изобразить мышонка, попавшего кошке в лапки, и довольную кошечку. Показать хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.

            Таким образом, после проведенной работы у детей будет наблюдаться значительное развитие интеллекта и речи (обогатится словарный запас, сформируются грамматически правильное оформление предложений и связность высказываний). Их бесконечные вопросы «Что это такое?», «Зачем?», «Почему?», а также просьбы задать трудный вопрос будут говорить об устойчивом проявлении интереса к занятиям. Кроме того, у детей будут отмечаться достаточное восприятие, память, мышление и воображение. Они будут способны сами установить сложные взаимосвязи между предметами и явлениями окружающей жизни, придумать различные задания друг другу, воспитателям и родителям. И что не менее важно, у детей появится способность к мировоззрению (смогут доказать свою точку зрения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация структуры и содержания работы по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с ФФНР

Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов и родителей, правильно расставить приоритеты и постепенно перейти от коррекции к коммуникации – вот задачи, стоящ...

Сколько времени займёт работа по коррекции звукопроизношения у ребёнка?

Очень часто родителей волнуют вопросы: сколько времени займёт работа по коррекции звукопроизношения у ребёнка, от чего зависит темп и эффективность работы по исправлению звуков, как правильно организо...

Планирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения. Звук Ш.

Данный материал можно использовать при планировании индивидуальных логопедических занятий по постановке и автоматизации звука "Ш"....

Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения. Начальные этапы (авторское пособие).

Представлено авторское пособие по постановке звук [ш] по подражанию, с помощью артикуляционных упражнений, с механической помощью, смешанный способ постановки звука. Предлагается для занятий с логопед...

Консультация «Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения»

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Для преодоления речевых дефектов необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная ...

«Роль родителей в работе по коррекции звукопроизношения у детей»

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:• не ругать ребенка за неправильную речь;• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;• не заострят...