Статья "Использование речевого этикета как важного средства социально-коммуникативного развития детей"
статья по логопедии (старшая группа)

Борисовская Лидия Васильевна

Статья  "Использование речевого этикета как важного средства социально-коммуникативного развития детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_borisovskaya.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Использование речевого этикета как важного средства социально-коммуникативного развития детей

        Речь самый простой и самый сложный способ самоутверждения, пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство. Ребенок овладевает речью как средством общения и приобретения знаний, как видом деятельности. По мере взросления у него развивается потребность в общении, которая не является врожденной, формируется в практике взаимодействия ребенка с окружающими. Речь возникает из потребности высказываться, высказывания взрослого человека порождаются определенными побуждениями, а у детей – только при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Значит, потребность в общении – первое условие речевого развития. Следовательно, нарушение мотивации к речевой деятельности приводит к нарушению коммуникативной деятельности и общения в целом.

        Особые сложности в плане речевого общения имеют дети с ОНР. Это проявляется в несформированности языкового компонента, включающего звукопроизносительную сторону речи, лексико-грамматический строй, связную монологическую речь, а, также некоторые когнитивные компоненты: речевое мышление, воображение, речеслуховую память, и в  неумении применять данные средства на практике.

        Проблема недоразвитии речи современных детей весьма актуальна.

        Часто воспитатели и родители сталкиваются с тем, что дети вместо того, чтобы сказать что-либо словами, пожимают плечами, или чтобы высказаться по поводу заинтересовавшего их объекта, молча указывают пальцем в нужном направлении.

        Речь заменяется системой жестов, на которую взрослые часто не обращают внимания, считая ее нормой. А между тем дошкольное детство – «золотой» период, во время которого закладываются у ребенка способности к общению, обмену информацией, получению новых впечатлений.

        Безусловно, не из всякого ребенка можно вырастить «говорунка», но сформировать способности к точному высказыванию своих мыслей, полноценному участию в диалогах, описанию предметов и явлений и многому другому все-таки можно, если заниматься этим системно, технологично и главное не скучно для детей.

        Основная задача – вызвать у детей коммуникативную потребность и коммуникативное намерение, инициативность и стремление к познанию способов общения друг с другом.

        Коммуникативное намерение чрезвычайно сильно зависит от комфортности общения с конкретным собеседником, позитивной эмоциональной окрашенности контакта. Этот фактор настолько сильно влияет на эффективность и продуктивность порождения высказывания. Что при неблагоприятных обстоятельствах может чрезвычайно редуцировать высказывание или блокировать речевую активность.

        Дети очень любят говорить о ярких впечатлениях из личных событий; что они наблюдали в текущий момент и что их удивило. Им нравится почти все, что можно делать руками, они с удовольствием комментируют происходящее. Когда им «по душе» процесс, они могут говорить даже сами с собой и при этом быть удовлетворены такой «самобеседой».

        Можно сказать, что детям нравится прежде всего то, что вызывает восхищение, удивление, радость, предвкушение и интересного дела.

Благоприятные условия для общения детей друг с другом и со взрослыми

  1. Смена авторитарного стиля общения на более демократичный.
  2. Соблюдение определенной системы правил детьми, которые необходимо постепенно вводить в учебно-воспитательный процесс:
  • Любое мнение обсуждается, но не осуждается, не критикуется;
  • Знаешь сам, скажи другому;
  • Делись с друзьями. Не старайся всегда взять себе все самое лучшее;
  • Останови друга, если он делает что-то плохое; если он не прав, скажи ему об этом.
  • Если ты сам поступил плохо, не бойся признаться в этом, признай свою ошибку, попроси прощения;
  • Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других;

Воспитание осознанного отношения к правилам включает три взаимосвязанных компонента: знание правил, понимание их справедливости и значимости: соответствие поступков известным правилам и саморегуляции поведения.

        Соблюдение речевого этикета помогает дошкольнику развивать общение со взрослыми и со сверстниками. С его помощью ребенок может настроить окружающих на доброжелательное к себе отношение.

        Этикет – это порядок поведения, удобный для всех.

        Он создан для того, чтобы людям различных взглядов, интересов, положения было принято общаться друг с другом, чтобы они не обижали и не обижались.

        Проблема формирования у детей дошкольного возраста представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной. В настоящее время родители стремятся предоставить детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими, к сожалению, они достаточно инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми.

        А что такое этикет??? Спросите Вы. Этикет – это правило, нормы поведения человека в обществе. Они не выдуманы, но выработаны веками. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Учиться этому нужно всю жизнь: наблюдать. Размышлять – воспитывать себя.

        К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях; формы общения, интонационные  особенности, характеризующие вежливую речь. Волшебная сила речевого этикета состоит в том, что он отражает особый уровень информации, которым мы обмениваемся в общении.

        К сожалению, взрослые чаще всего обращают внимание на эту сторону лишь тогда, когда в той или иной жизненной ситуации обнаруживается невоспитанность ребенка.

        Дети, как губки впитывают в себя решительно все, что их окружает, поэтому контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка убедительней тысячи слов. Ребенок усваивает речь так называемым «материнский способом», подражая взрослым, поэтому важно. Чтобы он слышал не только правильную. Но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.

        Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в семье. Детский сад формирует представления о нормах поведения, тем самым влияет на отношения воспитанника со сверстниками, родителями, знакомыми и незнакомыми людьми, помогает ориентироваться в общественной жизни. Постепенно овладевая этикетными формулами в определенных ситуациях общения, ребенок начинает постигать и соблюдать социально-этические правила речевого поведения, руководствуясь поведенческими установками, выбором стратегии речевого поведения, пониманием смысла социальной ситуации и своей ролевой позиции в ней.

        Главное – освоение детьми речевых норм возможно только в единстве с изучением общих правил культурного поведения.

        В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился и мыслить, и обозначать свою мысль словом, умел обращаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование речевого этикета, как важного средства социально-коммуникативного развития детей

Статья по речевому этикету на тему "Использование речевого этикета, как важного средства социально-коммуникативного развития детей"...

Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"

Презентация «Обогащение речевой  и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"...

Доклад на тему "Игра с использованием нестандартного оборудования, как важное средство воспитания и развития детей с ОВЗ"

Материал по использованию нестандартного оборудования с детьми ОВЗ  в условиях ДОУ...

Коммуникативные танцы - игры как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

В статье описывается значимость коммуникативных танцев-игр в работе с детьми дошкольного возраста, направления, компоненты коммуникативных танцев-игр при построении танцевальных композиций.  В пр...

«Коммуникативные игры- важнейшая составляющая социально-коммуникативного развития ребенка»

В современном мире технологий все чаще появляются проблемы в сфере общения, лучшим другом ребенка часто является телевизор или планшет. Современным детям сложно общаться друг с другом, уважи...

«ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» »

laquo;ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» »...