Доклад на тему "Игра с использованием нестандартного оборудования, как важное средство воспитания и развития детей с ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

Алексеева Маргарита Алексеевна

Материал по использованию нестандартного оборудования с детьми ОВЗ  в условиях ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

филиал №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области

Доклад

«Игра с использованием нестандартного

оборудования как,  важное средство

воспитание и развития  детей с ОВЗ»

Подготовила: Алексеева М.А. воспитатель I квалификационной категории

Январь 2019

         Ни для кого не секрет, что всё чаще и чаще в обычную группу детского сада приходят дети с ограниченными возможностями здоровья. Таким  детям требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение. Посвоим личностным

характеристикам, по умственному и по физическому развитиюэти дети совершенно разные.  Особенно глубоко у таких  детей   нарушено мышление, что  непосредственно сказываются на овладении речью.

В младшем возрасте они с  трудом понимают чужую речь, в лучшем случае, улавливают тон, интонацию, мимику говорящего,  отдельные опорные слова.

 Собственная речь у таких малышей обычно появляется поздно. Они обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают определённый смысл.

 Перед воспитателем, в свою очередь, ставится  задача

помочь этим детям понять, что они не одиноки, не являются изгоямив обществеи могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с ними, учить их думать, размышлять, сопереживать, играть.

Я считаю, что именно игра – самое важное средство воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В игре проявляется потребность детей активно участвовать в окружающей жизни. Игра – один из путей познания ими мира, действительности.  

В игре особенно ярко проявляются и формируются эмоции детей. Без интереса, переживаний, чувства удовлетворения,  нет игры.  

Но игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка. В игре ребёнок учится использовать полученные знания в новых условиях. С  помощью  игрыможно развивать внимание, память, мышление, воображение, т.е. те качества,

которые  будут необходимы  ему в  дальнейшем.

 У детей с ограниченными возможностями здоровья по сравнению с нормально развивающимися сверстниками запаздывает формирование  навыков общения. Часто таким малышам бывает трудно установить эмоциональный контакт даже с близкими им людьми, а  уж тем более с другими детьми или взрослыми. Отсутствие навыков общения затрудняет их внедрение в детскую группу. Некоторые дети в незнакомой обстановке бегают, кричат, становятся агрессивными, берут без спроса всё, что попадается на глаза, кривляются, раскидывают игрушки. Другие, напротив, испуганно смотрят по сторонам и  не вступают в контакт. Здоровые дети, как правило, игнорируют этих малышей, не хотят с ними играть либо стараются «взять над ними шефство», принимая их за маленьких.

Чтобы дать ребёнку  самые элементарные навыки общения, я использую игры  с нестандартным оборудованием, которые увлекают детей, сплачивают  их, дают возможность учиться развивать ход игры.

Даже если ребёнок не сразу включается в игру, он имеет возможность  понаблюдать за действиями детей и взрослых. Иногда требуется значительное время, чтобы ребёнок присоединился  к общей  игре  и  начал выполнять определённые действия по подражанию.  Игры с данным, оборудованием  помогают формировать у  таких детей  мотивацию к участию в групповой деятельности  и общению с другими детьми.

- Неподдельный интерес у детей вызывают игры  с природным материалом (камушки, шишки, ракушки)

- Огромное  удовольствие доставляют и игры с настоящим снегом, напримерлепка  снеговика, берлоги для мишки,  что  в свою очередь одновременно  создает условие для  детского экспериментирования и знакомство с окружающим миром.

-     Поскольку дети с ограниченными возможностями имеют серьёзные речевые нарушения, то использую  игры с пособиями для сенсорного развития с такими действиями, как пересыпание, переливание, закручивание, раскручивание т.д.

-  Вода и песок – также являются  любимыми  всеми детьми объектами  для   исследовательской деятельности, которые я использую в своей работе. Основная цель, которую я ставлю при проведении игр с данным материалом  – это развитие положительных эмоций,снятия эмоционального напряжения, развитие  познавательного интереса, инициативности и творческое самовыражение.

-Любая игра, в какие бы мы не играли, имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, радикоторой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Например,  тренажер  «Солнышко» обучающая цель, которогосостоит в том, чтобы научить детей  различать узкие ( широкие), длинные (короткие)  лучики . Перед детьми ставится только  игровая задача — скрутить и раскрутить длинный или короткий  лучик , наложить узкий лучик на широкий , показав при этом свою ловкость. Добиться цели может лишь тот ребенок, который научится  различать лучики, поймет, чем они отличаются. Следовательно, усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.

К сожалению,  такие детки,  достаточно  часто проявляют слабый  интерес к игрушкам, их сложно заинтересовать игрой,  сложно удержать их внимание. Игра таких детей непродолжительна,  поверхностна, эмоционально бедна.

Поэтому,  я  поставила перед собой цель– сформировать у детей интерес к данным  играм за счет смены игрового материала, добавления нового .

Интерес к игровой деятельности я стимулирую  и тем, что   продумываю  не только содержание, а  также постепенность усложнения игр.

Например, на игровом тренажере «Осьминожки» сначала дети с удовольствием играли с щупальцами осьминожек (скручивая и раскручивая их), затем перед ребенка ставится усложненная  игровая задача,  например найти  в группе предмет того же цвета, что и определенный щупалец, обыграть его и т.д.

 Конечно,  в начале игры,   поставленная задача для этих детей бывает сложна. Поэтому, могу прийти на помощь ребенку. Но со временем, получая удовольствие  от игры,  они добиваются больших успехов.

Очень важно, чтобы во время игры у детей возникали положительные эмоции (восторг, интерес, удивление). Для этого нужно чаще хвалить детей, когда они  делают успехи. Отрицательные же эмоции могут отбить желание играть в дальнейшем.

- Работа в данном направлении, затронуло и работу с семьями воспитанников, т.к.  некоторое оборудование  привлекло внимание родителей.

С этой целью в нашей группе  были проведены ряд мастер-классов  по изготовлению данных  пособий.

Некоторые  семьи отметили, что изготовили и  стали использовать подобные пособия дома

-Исходя из выше сказанного, считаю, что роль игры  с нестандартным оборудованием  в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна,  так как с их  помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важные личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), а также физические и творческие способности

                                    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

C:\Users\admin\Desktop\Новая папка\IMG_20181217_162647.jpgC:\Users\admin\Desktop\Новая папка (3)\IMG_20190128_164536.jpg

C:\Users\admin\Desktop\Новая папка (5)\IMG_20190130_161754.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка - важное средство всестороннего развития детей

В  представленном материале рассказывается об организации  прогулок в дошкольном учреждении.  В детском саду   воспитатель готовится к прогулке, планирует её проведение, что б...

Музыкальные кружки – важное средство творческого развития детей

О важности развития творческих способностей детей в музыкальных кружках ДОУ....

Статья на тему "Чтение художественной литературы как важное средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья на тему "Чтение художественной литературы как важное средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"...

Консультация для педагогов ДОУ «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей»

Вступивший в силу 1 января 2014 года ФГОС дошкольного образования не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования в жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – челове...

Использование сказок в качестве средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

В статье представлена полезная информация для педагогов и родителей...

Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей

Консультация для родителей о роли дидактических игр в развитии детей....