Статья на тему "Чтение художественной литературы как важное средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"
методическая разработка по художественной литературе на тему

Долина Ольга Александровна

Статья на тему "Чтение художественной литературы как важное средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolina.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение художественной литературы как важное средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Долина О.А., Ермакова Л.Л., Захарова М.Н.

МБДОУ «Детский сад № 54 «Аленький цветочек» г. Тамбов

Дети с ЗПР испытывают трудности в освоении нового материала, их представления о предметах оказываются неточными и неполными, сниженная познавательная активность. Развитие этой проблемы – составная часть дальнейшего успешного обучения детей с ОВЗ в ДОУ.

Одной из перспектив развития познавательных способностей детей с ОВЗ, является постоянное общение с книгой, чтение художественной литературы.  Мы приучаем ребенка любим книгу, воспринимать общение с книгой как праздник. В данном  процессе мы имеем возможность обеспечивать проявление индивидуальности каждого ребенка.  Дети учатся не просто «усваивать» материал, но и познавать мир, вступать с ним в активный диалог, искать ответы на свои вопросы. При отборе литературных произведений необходимо прежде всего видеть, какую позитивную концепцию выдвигать автор. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе.

Среди методов и приемов работы по формированию интереса к чтению у детей, наиболее интересными, на наш взгляд, является следующие:

- оформление информационного пространства, связанного с книгой (книжный уголок);

- проведение литературных праздников, разного рода турниров и викторин;

- организация «минуток чтения»;

- «книжная больница»;

- игры по прочитанной книге;

- игра в библиотеку;

-чтение с продолжением или беседой с книгой;

- создание рукописных книг и книжек – игрушек;

- аннотирование новых книг для родителей.

Ознакомление детей дошкольного возраста с детской художественной литературой будет способствовать развитию сторон речи детей при следующих условиях:

  • правильного подбора художественной литературы в соответствии с возрастом и интересами ребенка.
  • целенаправленного использования художественной литературы в разных видах деятельности.
  • при правильной организации совместной работы с родителями.

Исходя из психологических особенностей и уровня интеллектуального развития детей с ОВЗ, в работе используются разные типы книг. Мы подбираем книжки, чтобы их внешний вид был не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации.

Книжки – игрушки, книжки – картинки используем для усвоения новых понятий, слов. Детская природа требует наглядности. Книжки – вырубки (обложка книжки вырезана по контору того предмета, о котором идет речь в тексте) способствуют привлечению ребенка к знакомству с окружающим. Книжки – панорамы (снабжены движущимся фигурками. Действие в ней как бы оживает с помощью этих фигурок). Манипулируя этими фигурами, ребенок проживает происходящее вместе с героями.

Серьезные и познавательные книги заставляют малыша мыслить понимать многоликость мира, развивать его интеллект и весь спектр его чувств. Чтение оказывает латентное воздействие на маленького читателя, и результаты этого воздействия проявляется в будущем, но при условии неформального, искреннего отношения к делу взрослого человека. Чтение способствует духовной связи ребенка с миром взрослых, преодолению дефицита общения детей и родителей.

К литературным пристрастиям детей дошкольного возраста относятся также сказки. Мы читаем нашим воспитанникам народные и авторские сказки отечественных и зарубежных писателей: А.М. Горьского, А.Н. Толстого, Ю.К. Олеши, К.И. Чуковского, Э.Н. Успенского, Б.В. Заходера, И.П, Токмаковой, Дж. Родари, А. Линдгрен, Т. Янсон, А. Милна и др. Сказка вызывает у дошкольников любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, необычайностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.

Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Книга – удивительное изобретение человека, которое сопровождает его на протяжении жизни. Интерес к книге, возникающий в ранние годы, помогает ребёнку в дальнейшем, когда он осваивает самостоятельное чтение, преодолевает все трудности ради того, чтобы испытывать радость открытия нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с песком как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Значение игр с песком для развития детей с ограниченными возможностями здоровья...

статья "Игры с природным и бросовым материалом как средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями"

Обучение игровым действиям с природным и бросовым материалом  не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс коррекционно-развивающего обучения. Обучение детей с ограниченными возмо...

Кинезиологические упражнения как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических м...

Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Речевое развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья через театрализованную деятельность....

Статья в журнале "Медработник в ДОУ" №7/2014г. «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК»

laquo;ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  СРЕДСТВАМИКИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ  ПРАКТИК» - Соавтор статьи в журнале "Медработник ДОУ" №7/2014...