статья "Игры с природным и бросовым материалом как средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями"
статья на тему

Сорокина Ольга Вячеславовна

Обучение игровым действиям с природным и бросовым материалом  не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс коррекционно-развивающего обучения. Обучение детей с ограниченными возможностями играм с природным и бросовым материалом характеризуется частыми и многократными повторениями игр. Их объём  и содержание постепенно незначительно усложняется. Я подбираю игры с учётом уровня актуального развития ребёнка, т.е. рассчитываю на «на зону ближайшего развития». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры с природным и бросовым материалом как средство           познавательного развития детей с ограниченными возможностями

Сорокина Ольга Вячеславовна

воспитатель реабилитационной группы

ГБУ АО «Реабилитационный центр

 для детей и подростков

с ограниченными возможностями

 «Коррекция и развитие»,

г. Астрахань

Дошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира,  осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. Известно, что психическое развитие человека обусловлено его способностью усваивать общественный опыт, накопленный человечеством. Это утверждение весьма важно для определения роли игр с природным и бросовым материалом в развитии ребёнка вообще и ребёнка с ограниченными возможностями в частности.

Обучение игровым действиям с природным и бросовым материалом (водой, песком, орехами, каштанами, желудями, палочками, различными пластмассовыми крышками, стаканчиками, кусочками ткани и т.д.)  не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс коррекционно-развивающего обучения. Обучение детей с ограниченными возможностями играм с природным и бросовым материалом характеризуется частыми и многократными повторениями игр. Их объём  и содержание постепенно незначительно усложняется. Я подбираю игры с учётом уровня актуального развития ребёнка, т.е. рассчитываю на «на зону ближайшего развития». В процессе обучения игре необходимо стремиться активизировать мыслительную деятельность детей. Игры с природным  и бросовым материалом направлены также на развитие сенсорных представлений. На протяжении всего обучения дошкольников игровой деятельности внимание взрослых должно быть направлено на развитие:

  • дисциплинированности;
  • организованности;
  • аккуратности;
  • целенаправленности;
  • последовательности и т.д.

Необходимым условием успешной работы по обогащению игрового опыта детей с ограниченными возможностями является  соблюдение в игре определённой последовательности:

  • проигрывание действий  педагогом на глазах у детей;
  • совместное выполнение игровых действий педагогом и ребёнком;
  • выполнение игровых действий детьми по подражанию действиям педагога;
  • по образцу предлагаемому взрослым;
  • по словесной инструкции;
  • сопровождение ребёнком выполняемых действий речью.

       Примеры игр с природным и бросовым материалом

«Собери камушки». Положите камушки в миску с песком. Предложить ребёнку собрать все камушки в ведёрко или тарелочку.

«Пересыпаем ложкой». Ставим на поднос две миски: слева с крупой, а справа – пустую. Вначале, двигая рукой ребёнка, покажите, как набрать ложкой крупу, перенести ложку к правой миске и высыпать в неё содержимое.

«Волшебное сито». Перемешиваем в миске манку и рис. Показать отдельно крупицы манки и риса. «Как выбрать отсюда все рисовые зёрнышки? Это сложно! Но нам поможет сито». С помощью ложки насыпаем смесь манки и риса в сито, просеиваем и оставшийся в сите рис высыпаем в другую миску.

«Разложи по цвету». Насыпьте в миску белую и красную фасоль. Рядом поставьте две пустые миски. Предложите ребёнку разложить фасоль по цвету: в одну миску – белую, в другую – красную. Перекладывать фасоль надо по одной, беря её тремя пальцами.

«Шишки и орехи» (каштаны и грецкие орехи). Сложите в корзинку небольшие шишки и грецкие орехи. Поставьте на стол две пустые миски и предложите ребёнку разложить шишки и орехи по разным мискам. Предварительно ощупывая шишку и орех. Последующая работа проводится с закрытыми глазами (усложнённый вариант).

«Волшебный мешочек». Берём два мешочка. В каждый кладём одинаковый набор предметов: шишку, орех, маленькую ложку, карандаш… Один мешочек ребёнку, другой - педагогу. Взрослый засовывает руку в мешочек, нащупывает предмет, называет его, достаёт и показывает ребёнку. Затем просит ребёнка достать такой же предмет из своего мешочка. Играем, пока все предметы не будут выложены на стол.

«Разноцветные пуговицы» (можно пластмассовые крышки от бутылок). Складываем в одну коробку пуговицы двух (затем трёх, четырёх) цветов. Ставим на стол соответствующее количеству цветов число пустых коробочек. Предлагаем ребёнку разложить пуговицы по цвету, сначала просто сличая цвета, затем называя цвет.

«Соберём дорожку из крышек» (или из пуговиц). Предложить ребёнку выложить дорожку из крышек одного цвета (усложнённый вариант – с чередованием 2-х, 3-х цветов).

Таким образом, в процессе знакомства с различными природными и бросовыми материалами и их свойствами осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В процессе таких игр расширяются сенсорные представления дошкольников, обогащается их жизненный опыт.

Эти игры приносят внутренний покой и радость во внутренний мир ребёнка, они полны свободой, независимостью, простором для бесконечного экспериментирования.

                    Библиографический список

  1. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. / Стребелева Е.А. – М.: Владос, 2001.
  2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. / Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2005.
  3. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: кн. для воспитателей детского сада / Венгер Л.А. – М.: Просвещение, 2004.
  4. Кирпичникова Н.А. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Кипричникова Н.А.  – Дошкольное воспитание, 2005. - № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих занятий по познавательному развитию детей с ограниченными возможностями.

«Утверждаю»:Директор ГБУ «Реабилитационный центрдля детей и подростков с ограниченнымивозможностями Конаковского районаСилкина Н.В._______________«____» _______________ 2013 г....

Кинезиологические упражнения как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических м...

Статья на тему "Чтение художественной литературы как важное средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья на тему "Чтение художественной литературы как важное средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"...

презентация Элементарная опытническая деятельность и экспериментирование с природным материалом как средство познавательного развития детей

laquo;Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности»(С. Л. Рубинштейн)...

Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Речевое развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья через театрализованную деятельность....