Cеминар-практикум на родительском клубе "Поверь в себя":«Познавательное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья»
консультация

Грачева Юлия Валерьевна

Семинар-практикум для родителей детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_roditeley.docx334.86 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей детей с ОВЗ

Тема: «Познавательное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья»

Задачи:

- поиск эффективных путей взаимодействия с родителями;

-знакомство родителей с основными методами и приёмами работы по развитию познавательной деятельности у детей с ОВЗ.

Ход мероприятия:

-Добрый день, уважаемые родители. Рада нашей встрече. Надеюсь на плодотворную и интересную работу. Итак, о том, что такое познавательная деятельность,  для чего её необходимо развивать  и в чем сложности формирования этой деятельности у детей с ОВЗ мы с вами не раз говорили. Сегодня я предлагаю вам необычное занятие, мы вместе поиграем в те игры, в которые мы играем  с вашими детьми, и возможно, что-то из увиденного сегодня вам покажется интересным и вы будете использовать подобные игры в домашних условиях. Итак, начнём с игры с вами.

  1. Игра «Волшебная шляпа» (для родителей)

Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить
участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному
общению между собой.

Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём «Волшебную палочку» по кругу (из рук в руки), когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, говорит что-то хорошее о своём ребенке. По окончанию игры все возвращаются на места.

Обмен впечатлениями: нравится ли вам говорить хорошие слова о своём ребёнке? Приятно ли было окружающим слышать добрые слова адресованные детям?

Подвожу итог: - Добрые слова вашим детям должны быть искренними, как прямыми, так и косвенными, т.е. чаще хвалить родителю ребенка.

 - Дорогие мамы и папы, сегодня с таким положительным настроем, рассмотрим вопрос: формирования познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы сегодня – все участники, как единое целое, имеем общую цель – развить и воспитать ребенка.

- Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде.

Мы, взрослые, не должны идти у ребенка на поводу, но обязаны, умело и верно направлять действия ребенка, научить его познавать и изучать мир.

 Мы должны создать условия для раскрытия всех творческих способностей, внутреннего потенциала, научить любить окружающий мир.

Мы все хотим, чтобы наши дети не только блистали знаниями, но также были людьми большой души в отличной физической форме, которые умеют выражать свои эмоции и чувства, общаться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром.

Но все это невозможно без кропотливого труда нас самих, благодаря которому, наши дети смогут развиваться в дальнейшем самостоятельно, опираясь на полученный опыт и знания.

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких процессов, как внимание, память, восприятие, мышление, и, конечно же речь.

-А как заинтересовать ребёнка, показать ему дорожку в мир знаний, как помочь ему в развитии??? (варианты ответов от родителей)

- Хорошо! А спросите-ка вы ребёнка, что он больше всего любит делать, и уверена, услышите слово: «играть».  Да, игра является ведущим видом деятельности. Ведь через игру дети познают мир, учатся общаться, взаимодействуют друг с другом и взрослыми, развиваются. А совместная игра с родителями — это уникальный вид организации содержательного общения и делового сотрудничества. В игре укрепляются доверительные отношения между родителями и детьми.

Для понимания процессов развития познавательной деятельности, Вам, уважаемые родители предлагаю «поиграть» - побыть в роли детей. Прошу, внимательно слушайте инструкцию и выполняйте задания:

2.Проведение игры с родителями на развитие внимания:

- Рассмотрите внимательно картинку (картинка убирается). А теперь расскажите, что на ней изображено: Кто стоял у домика? Кто сидел у окошка? Что в лапках держала лисичка? Во что она одета? Что росло у домика? (После беседы, показывается картинка и проверяется правильность ответов).

3.Проведение игры с родителями на развитие восприятия:

Игра «Времена года» (проводится с учетом возрастных особенностей детей, с усложнениями):   Игрокам предлагается образовать палитру зимы (белый и все оттенки синего цвета), весны (оттенки зеленого и т. д.), лета и осени.

-От восприятия ребенка в первую очередь зависит развитие памяти (главным видом в дошкольном возрасте является образная).

4.Проведение игр с родителями на развитие памяти:

Игра «Запомни картинки». Родителям предлагается запомнить 10 картинок, например игрушечный автомобиль, конфета, карандаш, точилка, расческа, ложка... В течение короткого времени нужно запомнить, а потом назвать картинки, которые запомнил, остальные проверяют.

- Для развития памяти можно организовать игры: «Что ты видел сегодня на улице?», «Что изменилось?», «Запомни предметы», «Опиши игрушку», «Кто больше запомнит слов?», «Чудесный мешочек» и др.

Память– навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.

5.Проведение игры с родителями на развитие мышления:

Игра «Что снаружи, что внутри?» Педагог называет пару предметов, а родители (дети) говорят, что может быть снаружи, а что - внутри. Шкаф – книга, будка - собака; аквариум – рыбы, сумка - кошелек; кошелек - деньги; кастрюля - суп; нора – крот, автобус-пассажиры. 

Перейдем к следующей составляющей познавательной деятельности. Развивая мышление, память, внимание, восприятие, воображение мы совершенствуем и речь ребёнка, которая имеет большое значение в формировании интеллекта.

Речь – форма общения людей. Освоение ребенком речи является чрезвычайно важным моментом в его развитии, так как позволяет ему развиваться как социальному существу, т.е. осваивать опыт человечества.

Речь ребенка развивается в двух ситуациях: когда он слышит  чужую речь (осмысливает ее) и говорит сам. То есть,  чем больше вы говорите с ребенком,  заинтересованно  рассказываете об окружающем мире, отвечаете на его вопросы  и сами задаете их, читаете ему детские книги, побуждаете рассказывать  об увиденном, тем лучше будет развита речь вашего малыша. Обычно  ребенку интересно говорить о том, что он видит  в данный момент.

6Проведение игры с родителями для развития речи:

Игра «Картинки-загадки». Дополнительно: предметные картинки (дом, кукла, мяч, гриб, шапка, тапочки и другое из повседневно окружающих предметов, вещей). Из группы родителей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Водящий берет одну из картинок. Не показывая ее остальным родителям, описывает предмет, нарисованный на ней. Взрослые предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ. Спасибо за участие!

7. Игра, которая содержит несколько интересных заданий. Эта игра не только развивает речь, но и позволяет задействовать на максимальном уровне мыслительные способности детей, что способствует их общему умственному развитию и сообразительности. Итак: « Назовите слова, где первая буква такая же, как и последняя у слова «паровоз»; Назови животных, в названии которых есть такой же звук, какой стоит последним в слове «кактус»; Назови слово, первая буква которого «д», а последняя «р»; Какие получатся слова, если к слогу «то» добавить всего один звук? Придумай предложение, в котором каждое слово начинается на букву «м»; Найдите в этой комнате все предметы, в названии которых есть звук «ш».

- Для развития речи можно организовать самые разные игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Добавь слово», «Составь предложение», и многие другие.

Подводя итог, хотелось бы обратить Ваше внимание на 7 важных моментов: Памятка для родителей

  1. Ценить индивидуальность своего ребенка.
  2. Чтобы чувствовать себя хорошо, детям необходимо уважение, осознание собственной важности.
  3. Для развития и роста детям нужна помощь взрослых. Это наша обязанность заботиться о детях, ценить и уважать их.
  4. Общаться с детьми о вещах, которые влияют на их жизнь. Стараться сбалансировать желания ребенка в рамках разумности и безопасности.
  5. Позволяйте детям играть более весомую роль в их жизни. Для этого предложите ребёнку несколько вариантов для принятия им решения, но будьте готовы принять выбор вашего ребёнка.
  6. Научите детей брать на себя ответственность.
  7. Взрослым важно понять и принять то, что дети могут думать и чувствовать по-другому.
  8. Создать атмосферу безопасности и защищенности.

- Наш семинар подходит к завершению, надеюсь, что вы узнали для себя что-то новое и научились приемам формирования познавательной деятельности у детей.

- Успехов вам и вашим детям!

Спасибо за сотрудничество!

IMG_7901.JPGIMG_7891.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Эмоциональное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье»

      У детей с ограниченными возможностями здоровья чаще, чем у здоровых детей наблюдается эмоциональные нарушения: незрелость эмоциональной сферы, эмоциональная тревожность, за...

Статья на тему "Чтение художественной литературы как важное средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья на тему "Чтение художественной литературы как важное средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"...

Повышение родительской компетентности как условие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается вопрос о необходимости повышения родительской компетентности как условия успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...

Родительское собрание на тему: «Эмоциональное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье»

Сегодня наша встреча будет посвящена рассказу об особенностях эмоционального развития ребенка в семье.      Постоянно сменяющиеся пережи­вания, каждодневные всплески...

Консультация для воспитателей «Значение познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстоит перед ним во всём многообразии и ребёнок приобщается ко всему. Ребёнок пытается...