«Использование биоэнергопластики в работе логопеда»
консультация по логопедии

Наталья Александровна Булатова

Что такое биоэнергоплатика и для чего она нужна логопеду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_bioenergoplastiki_v_rabote_logopeda.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование биоэнергопластики в работе логопеда»

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь богатый словарный запас, строить развернутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Ещё Сухомлинский сказал: «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков. Известно, что при произнесении звуков органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определенному звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи. Постоянное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.

          Однако ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу. Поэтому я стала искать, как же сделать выполнение артикуляционной гимнастики игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

И это подтолкнула нас к использованию нестандартного метода выполнения артикуляционной гимнастики — использованию биоэнергопластики.

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — плавные движения  тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Другими словами Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве.

Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.

        Вначале с ребенком разучиваются упражнения без использования движений рук, затем постепенно подключаются упражнения с биоэнергопластикой. Рука ребенка подключалась только при полном освоении артикуляционного упражнения.

Работа с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе дети знакомят со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, используя «Сказку о Веселом Язычке», короткие стихотворные строки на каждое артикуляционное упражнение.

Данный процесс педагог сопровождает движениями своей ведущей руки. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям. Некоторые дети уже на данном этапе, подражая педагогу, выполняют похожие движения руками.

При проведении упражнений необходимо помнить: у детей ведущей деятельностью остаётся игровая. Поэтому на втором этапе для создания положительного настроя у детей при выполнении гимнастики использую героев перчаточного театра Круть и Верть, которые помогут освоить гимнастику. Педагог показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом.

На третьем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Исходное положение — сидя перед зеркалом. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку в перчатке. Педагог  должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения  параллельно полу.

На четвёртом этапе артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики выполняется с использованием другой руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется так же: сидя перед зеркалом.

На пятом этапе ребенок повторяет за педагогом и использует обе руки в перчатках.

Шестой этап выполнения нетрадиционной артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой является заключительным. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Поэтому на  данном этапе используются различные артикуляционные сказки, стихотворения. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры (зеркала).

Для эффективной работы все артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой отражены в  специальной  картотеке, где указаны движения язычка и специальные движения кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение.

Такая пальцево - речевая гимнастика продолжается весь учебный год.  Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками педагог  продолжает давать четкий образец движения. Упражнения   выполняются  детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением,  

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт использования метода биоэнергопластики в работе логопеда как эффективного средства в преодолении речевых нарушений у дошкольников

Опыт использования метода биоэнергопластики в работе логопеда как эффективного средства в преодолении речевых нарушений у дошкольников...

Использование метода биоэнергопластики в работе логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда. Биоэнергопластика- соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук...

Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда

Чтобы повысить эффективность артикуляционных упражнений можно использовать их в сочетании с движениями кистей рук - это называется биоэнергопластика....

Использование биоэнергопластики в работе логопеда

Использование биоэнергопластики в работе логопеда Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке:- усиливают кровообращение,- укрепляют мышцы языка, губ,- разви...

Мастер-класс "Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда"

Участникам мастер-класса представляется технология применения биоэнергопластики....

Использование биоэнергопластики в работе логопеда

Биоэнергопластика может использоваться на индивидуальных занятиях, т.к. требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и органов артикуляции....

Использование биоэнергопластики в работе логопеда

Использование биоэнергопластики в работе логопеда...