Использование биоэнергопластики в работе логопеда
методическая разработка по логопедии

Лаптева Елена Михайловна

Биоэнергопластика может использоваться на индивидуальных занятиях, т.к. требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и органов артикуляции.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование биоэнергопластики в работе логопеда

     При  коррекции  произношения  звуков  логопеды традиционно  используют  упражнения  артикуляционной  гимнастики,  которая включает задания на тренировку подвижности  и переключаемости органов артикуляционного аппарата, отработку определенных положений губ, языка, челюсти, необходимых для правильного произношения звуков. Чтобы повысить эффективность артикуляционных упражнений можно использовать их в сочетании с движениями кистей рук. Необходимость применения движений пальцев рук обусловлено тем, что у каждого  ребенка  поступившего  в  речевую  группу  имеется стертая форма дизартрии легкой или средней степени тяжести. Неврологическая симптоматика проявляется,  прежде всего, в двигательных расстройствах: нарушении координации движений, изменениях мышечного  тонуса,  несформированности  общей,  мелкой  и  артикуляционной  моторики.  При  увеличении  динамической  нагрузки  падает  качество  движений,  распадаются позы. Многим  недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята  ошибаются,  быстро  утомляются,  движения  становятся  неточными,  нарушается их темп, ритм, плавность, появляются синкинезии. Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включались в движение  пальчики, появлялись  гиперкинезы  (насильственные  движения)  кистей,  усиливалось  беспокойство либо спастическое застывание пальцев в неестественном положении. Нарушены кинестетические ощущения положения языка, губ, нижней челюсти. Чтобы улучшить кинестетические ощущения, новым  и  интересным  направлением в нашей работе  является  применение биоэнергопластики. 

     Биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, которые имитируют движения языка или челюсти) с включением упражнений на развитие силы голоса и выдоха. Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.  По мнению кандидата педагогических наук И. В. Курис, биоэнергия –  это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика  –  плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

     Совместные  движения  руки  и  артикуляционного  аппарата, если они   раскрепощены  и  свободны,  помогают  активизировать  естественное распределение  биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благоприятное  воздействие  на  активизацию интеллектуальной  деятельности  детей, а так же развивает координацию движений мелкую моторику и звукопроизношение детей. 

Цель артикуляционной гимнастики:

- укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляции;

- объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады.

Цель биоэнергопластики:

- развитие координации движений мелкой моторики пальцев рук;

- активизация интеллектуальной деятельности ребёнка;

- развитие, произвольного внимания, межполушарного взаимодействия.

       Проведении занятий с применением метода  биоэнергопластика включает 5 этапов.  Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Этапы:

На первом (подготовительном) этапе проводятся занятия, на которых ребёнка знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционной методике, упражнения выполняются сидя перед зеркалом, педагог сопровождает гимнастику движениями ведущей руки, под счет.

Таким образом, ребёнок (дети) привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка (детей) в упражнения не вовлекается.

На втором  этапе выполняются упражнения для губ, челюсти и языка с подключением  ведущей  руки.  Учитель  –  логопед  вместе  с  ребёнком  выполняет упражнение,  сопровождает  показ  движением  кисти  одной  руки.  Такая  гимнастика  выполняется  в  течение  одного  месяца,  за  этот период ребёнок научится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и  движения  кистью  ведущей  руки. Рука показывает в каком положении находится язык, губы. Движения  кистей  рук  должны  быть  раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

На  третьем  этапе  к  артикуляционным  упражнениям  подключается  другая рука ребёнка.  Учитель  –  логопед так же сопровождает выполнения упражнений движениями руки.

На  четвертом  этапе  к  артикуляционным  упражнениям  подключаются  обе руки.  Ребёнок  выполняет  артикуляционное  упражнение  и  одновременно  движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата. Учитель – логопед так же сопровождает выполнение упражнений движениями рук.

На  пятом  (заключительном)  этапе,  когда  ребёнок  полностью  освоит  упражнения, учитель  –  логопед рассказывает сказку, читает стихи,  а ребёнок  самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

     Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений, применяет счёт, сказки,  стихотворные  строки, музыку. Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение.  Положительное  эмоциональное  возбуждение  при  звучании  приятных  мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему. Следовательно,  применение  фоновой  музыки  для  занятия  биоэнергопластикой,  очень  важное и нужное дело.

      В  конце  учебного  года,  когда  дети  уже  научились ощущать  органы  артикуляции,  контрастность  положений  языка,  челюстей,  губ, направленность выдоха, можно убрать зрительную опору – зеркало.

     Биоэнергопластика может использоваться на индивидуальных занятиях, т.к. требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и органов артикуляции.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт использования метода биоэнергопластики в работе логопеда как эффективного средства в преодолении речевых нарушений у дошкольников

Опыт использования метода биоэнергопластики в работе логопеда как эффективного средства в преодолении речевых нарушений у дошкольников...

Использование метода биоэнергопластики в работе логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда. Биоэнергопластика- соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук...

Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда

Чтобы повысить эффективность артикуляционных упражнений можно использовать их в сочетании с движениями кистей рук - это называется биоэнергопластика....

Использование биоэнергопластики в работе логопеда

Использование биоэнергопластики в работе логопеда Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке:- усиливают кровообращение,- укрепляют мышцы языка, губ,- разви...

«Использование биоэнергопластики в работе логопеда»

Что такое биоэнергоплатика и для чего она нужна логопеду....

Мастер-класс "Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда"

Участникам мастер-класса представляется технология применения биоэнергопластики....

Использование биоэнергопластики в работе логопеда

Использование биоэнергопластики в работе логопеда...