Презентация: "ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
презентация по логопедии

Несмеянова Ольга Александровна
ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Подготовил: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №32» Несмеянова О.А.

Слайд 2

Формирование языковой компетентности и речевых навыков в онтогенезе происходит в тесной зависимости от развития коммуникативной деятельности, так как и то и другое является средством реализации этой деятельности.

Слайд 3

Многочисленные исследования психического развития младенцев показывают, что коммуникативное поведение начинает формироваться примерно с трех месяцев. К моменту перехода от доречевой фазы развития к речевой эта форма поведения приобретает определенный устойчивый поведенческий сценарий.

Слайд 4

М ладенец уже в первые месяцы после рождения является в определенной степени коммуникативно компетентным и коммуникативно активным. Уже в первые месяцы жизни он достаточно избирательно реагирует на определенные изменения внешней среды, используя доступные ему средства. Такой поведенческий феномен, как «комплекс оживления», является яркой иллюстрацией социальной ориентированности младенца, самоценности для него процесса общения.

Слайд 5

На протяжении почти всего первого года жизни лепетно-мимические «высказывания» несут преимущественно эмоциональную информацию об изменении его самочувствия: голоде, страхе и других проявлениях комфорта или дискомфорта. Другой род информации, которую младенец адресует близким взрослым, — сообщение об удовлетворенности их реакциями на его «высказывания». В процессе этих ранних форм общения у ребенка начинают формироваться элементарные представления о сценариях коммуникативного поведения и соответствующие навыки.

Слайд 6

Большое значение для развития коммуникативного и эмоционального поведения имеет степень совпадения экспрессивности младенца и сенситивности , откликаемости матери. Опыт коммуникации в системе «мать—дитя» формирует индивидуальный стиль отношений между матерью и ребенком, тип привязанности.

Слайд 7

Переход от доречевого к речевому этапу развития начинается с формирования когнитивного и сенсомоторного обеспечения речевых актов. В этот же период начинают вырабатываться ранние формы речевого общения. Таким образом, в это время закладываются основы нового для ребенка вида деятельности — коммуникативно-речевой.

Слайд 8

Период, на протяжении которого формируется речевая деятельность, достигая зрелой формы, имеет протяженность приблизительно с 10 месяцев до 14—16 лет. Половина этого срока уходит на созревание у ребенка операциональной базы и освоение им основных языковых средств, а вторая половина — на развитие деятельностной стороны речевого акта в ситуациях решения когнитивных или коммуникативных задач.

Слайд 9

Онтогенез коммуникативно-речевой деятельности можно разделить на этапы: I этап — инициальный (период от 10 до 18 месяца жизни) Его основное содержание — овладение простейшими навыками речевого общения с помощью самых элементарных, неструктурированных форм высказываний — голофраз .

Слайд 10

В этом возрасте происходит переход от предречевого этапа развития к речевому: ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых. Примерно в 8-10 месяцев у него наблюдаются адекватные поведенческие реакции на некоторые речевые высказывания, обращенные к нему. Создаются условия для формирования элементарных форм коммуникативного поведения еще на доречевом этапе.

Слайд 11

На II этапе, раннем (18—30 мес.), ребенок начинает формировать языковую систему, включая подсистемы языковых средств, и продолжает совершенствовать навыки речевого общения. Коммуникативная компетенция ребенка возрастает. Дети овладевают такими навыками коммуникативно-речевого поведения, как умение инициировать диалог, привлекать внимание собеседника, поддерживать речевой контакт, начать и закончить коммуникацию, как некое речевое событие, способность реагировать репликой на обращение взрослого и соблюдать очередность реплик.

Слайд 12

III этап — средний (30 мес. — 6 лет), характеризуется завершением формирования языковой способности и достижением достаточно высокого уровня языковой и коммуникативно-речевой компетентности, в это время начинается формирование метаязыковых навыков.

Слайд 13

IV этап — поздний (6-12 лет), его основным содержанием является совершенствование прагматики речи в широком диапазоне коммуникативных и социальных ситуаций, овладение навыками построения сложноорганизованных связных текстов, развитие контекстной монологической речи, освоение письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Организация работы по формированию коммуникативной речевой активности младшего дошкольного возраста»

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Организация работы по формированию коммуникативной речевой активности младшего дошкольного возраста»В соавторстве с Сухарниковой Г.Р....

Организация занятий по формированию коммуникативно-речевых способностей детей раннего дошкольного возраста с нарушениями зрения

В статье представлен опыт работы и методические рекомендации организации занятий (игровых сенсов) по формированию коммуникативно-речевых способностей детей раннего возраста с нарушениями зрения....

Консультация для воспитателей "Формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников"

Раскрываются условия развития речевой активности дошкольников, методы ее формирования в разных возрастных группах, стадии педагогического общения с детьми....

Формирование коммуникативно – речевых навыков детей 4- 5 лет в процессе музыкальной деятельности.

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Актуальность этой темы  возрастает в современных условиях введения ФГОС, где перед педагогами ставится...

Опыт педагогической работы «Формирование коммуникативно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Преддошкольный период, является именно тем синзетивным периодом, в обучении детей способствующим закладке к основам коммуникации. И именно речь является ярким показателем развития ребенка. Чем лучше б...

Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников через устное народное творчество

Презентация на тему: "Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников через устное народное творчество"....

Конспект занятия по формированию коммуникативно-речевой готовности детей к школе «Путешествие ладошки»

Занятие включает в себя упражнения с детьми по биоэнергопластике, развитию мелкой моторики, артикуляционной и дыхательной гимнастике, а также по развитию речи....