Технологическая карта занятия " В гостях у осьминога" с детьми старшей группы
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Вальдман  Нина Сергеевна

Технологическая карта занятия, цели, задачи, оборудование, актуальность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_dou.docx306.54 КБ

Предварительный просмотр:

Районный этап

 Всероссийского конкурса

«Учитель здоровья»

C:\Users\Нина\Desktop\QW9ocfq6R8w.jpg

ТЕМА: «В ГОСТЯХ  У  ОСЬМИНОГА»

Вальдман Нина Сергеевна

Учитель-логопед

Государственного бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детского сада №49

 Калининского района

Санкт-Петербурга

LOGOPED49@yandex.ru

9213523546

2019 г.

Оглавление

Содержание

                             Стр.2

  1. Цель

3

  1. Задачи

3

  1. Основное содержание учебного материала в контексте заявленной проблемы. Пояснительная записка

4

  1. Ход занятия

7

  1. Литература

13


Технологическая карта занятия

Учитель-логопед

Тема: «В гостях у осьминога»

Цель: Оптимизировать процесс коррекции  речи (обогащать словарный запас по теме «Подводный мир», развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь) и обеспечить оздоровление,  поддержание здоровья детей.
Образовательные задачи:

  • Расширение и уточнение знаний детей о море и его обитателях.
  • Совершенствование и уточнение словарного запаса по теме «Подводный мир».
  • Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными).
  • Совершенствование звукопроизношения.
  • Совершенствование навыков звукового, слогового анализа, представлений.
  • Совершенствование артикуляционной моторики.
  • Совершенствование мелкой моторики.
  • Совершенствование общей моторики.
  • Совершенствование творческого воображения.

Развивающие задачи:

  • Развитие мелкой моторики .
  • Развитие общей моторики (координация речи с движениями).
  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Развитие дыхания.
  • Развитие слухового внимания, памяти, воображения.
  • Развитие зрительного внимания.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание познавательного интереса к представителям морской фауны.
  • Формирование умения работать и играть в коллективе.
  • Воспитание чувства коллективизма, ответственности.

Основное содержание учебного материала в контексте заявленной проблемы:

Здоровьесберегающие  технологии в детском саду– это комплекс медицинских, логопедических, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья. Усилия  работников ДОУ сегодня как никогда направлены  на оздоровление  ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Работа логопеда  в системе оздоровления детей занимает немаловажно е место, так как от логопеда зависит своевременное выявление речевых отклонений у воспитанников, логопед ведет профилактическую работу, следит за соблюдением единого речевого режима в ДОУ и дома, планирует индивидуальную работу, обеспечивает личностно – ориентированную направленность процесса оздоровления детей.

Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда – обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.

С каждым годом увеличивается количество детей с тяжёлыми нарушениями речи, дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием.

   В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

  Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

Особенности физического развития:

  • нарушение дыхания и голосообразования;
  • нарушения общей и мелкой моторики;
  • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
  • повышенная утомляемость;
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
  • нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития:

  • нарушения оптико-пространственного праксиса;
  • неустойчивость внимания;
  • расстройство памяти (особенно слуховой);
  • несформированность мышления;

                 В связи с этим, весьма актуальным становится вопрос внедрения в практику здоровьесберегающих технологий, т.е. такой организации образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, способствует его укреплению. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Исходя из вышесказанного, поставила перед собой следующую цель: выявить эффективные способы использования  здоровьесберегающих технологий, оптимизировать процесс коррекции речи и обеспечение  оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей. 

         Для достижения поставленной цели в процессе коррекционно-развивающего обучения выделяю и решаю следующие задачи:

- Охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;

- Формирование орального праксиса;

- Совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно –  пространственного гнозиса;

- Повышение резервов дыхательной системы;

- Привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни;

- Выявление, обобщение и распространение педагогического опыта для педагогов ДОУ;

Ожидаемые результаты: 

  • правильное речевое дыхание у детей;
  • сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
  • положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
  • отсутствие напряжения и скованности у детей;
  • улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
  • использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.

Использование здоровьесберегающих технологий - в моей логопедической деятельности стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

Оборудование, используемый методический инструментарий:

  • Иллюстрация моря
  •  USB-флеш-накопитель с записью звуков моря
  • Осьминог, покрывало
  • Беспроводная колонка
  • Емкости  с водой комнатной температуры ( с морскими звездами и ракушками)
  • Скатерть, полотенца
  • Изображение злой акулы
  • Картинный  материал с изображениями предметов, в названии которых есть звук А
  • Изображение кита
  • Изображения обитателей подводного мира
  • Конфеты для поощрения
  • Изображение солнца

Формы организации учебной деятельности обучающихся: подгрупповая совместная деятельность с детьми (путешествие)

Возраст: старший (5-6 лет)

Используемые здоровьесберегающие технологии:

  • Артикуляционная гимнастика
  • Дыхательная гимнастика
  • Аквагимнастика
  • Психогимнастика
  • Релаксация
  • Развитие общей моторики (физминутка)
  • Развитие мелкой моторики (движения пальцев в воде)
  • Слуховая гимнастика (развитие слухового внимания)

Ход занятия

№ этапа

Этапы работы

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Планируемые результаты

Здоровьесберегающие образовательные технологии

1.

Организационный этап

-Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу (как солнышко на картинке), возьмемся за руки и повторим:

Возьмемся за руки, друзья!

Друг другу улыбнемся,

Мы пожелаем всем добра и скажем:

«Здравствуй, солнце!»

-Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к морю и познакомимся с подводными обитателями. Скажите, а море можно увидеть? Посмотрите на фото моря. А можно его услышать?(звучит шум прибоя, голос дельфина, чаек). Закройте глаза и представьте море.

-Чтобы отправится к морю, нужно сказать волшебные слова и 3 раза обернуться вокруг себя: «Вокруг себя обернись, на берегу моря окажись!»

Дети берутся за руки, улыбаются, встают в круг и повторяют слова логопеда.

Дети садятся на стульчики.

Дети отвечают.

Дети слушают.

Закрывают глаза.

Дети кружатся и повторяют слова

Подготовка детей к занятию, дети веселы и доброжелательны друг к другу.

Снятие психического напряжения и скованности у детей.

Психогимнастика

Релаксация (шум моря)

2.

Целеполагание

-Дети, посмотрите, у берега моря кто-то прячется. Кто это?

 Ты со мною незнаком,

 Я живу на дне морском,

 Голова и восемь ног,

 Кто, скажи я? (осьминог)

-Посмотрите на осьминога. Он какой? (красивый, красный, шершавый, …) Где живет осьминог?

-Посмотрите, осьминог приготовил для вас задания, он хочет узнать, чему вы научились в детском саду. Когда вы выполните все задания, вас ждет сюрприз от осьминога.

-Осьминог приглашает нас к себе в гости на дно моря.

Дети отгадывают загадку. Отвечают.

Дети отвечают.

-На дне моря и океана.

Дети формулируют цель занятия – выполнить задания осьминога.

3.

Актуализация знаний

  • -Чтобы достать первое задание, нам надо научиться нырять на дно моря, сделаем глубокий вдох; надуем щеки, зажмем нос пальцами и задержите дыхание.

  -Внимание, погружаемся! (логопед   считает секунды и смотрит, кто лучший ныряльщик).

  • Логопед читает задание осьминога: «Назвать количество слогов в названиях друзей осьминога».

-Достаньте из воды такое количество морских звезд и ракушек, сколько слогов в слове.

Слова: медуза(3), конек (2), краб (1), дельфин (2), акула (3), кит (1).

  • -Молодцы, ребята! Вытирайте руки. Вставайте в круг.

Посмотрите на фотографию кита, которую нам приготовил осьминог.

- Покажем  кита, который выныривает из воды: откроем широко рот, максимально выдвинем узкий язык вперед, подержим немного и уберем вглубь рта.

-А теперь покажем, как «кит плавает» в воде: рот широко открыт, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней десен.

  • -Молодцы, ребята! А вот и следующее задание осьминога: «Поиграйте с кубиком и посчитайте моих друзей!»

Логопед называет морских обитателей, бросает кубик детям поочередно.

-Молодцы, справились с этим заданием осьминога.

  • А теперь немного отдохнем. Повторяйте за мной слова и движения.

Море очень широко

Море очень глубоко

Рыбки там живут, друзья

А вот воду пить нельзя!

  • Задание осьминога: «Топай – хлопай!»

- Дети, я буду называть вам слова. Если это животное относится к морским обитателям, вы должны хлопнуть в ладоши, а, если это животное, которое обитает на суше – топнуть ногой.

Слова: осьминог, дельфин, мышь, кит, лиса, волк, заяц, морской конек,  кот, медуза и т.д.

  • Следующее задание осьминога: «Покажите друзей осьминога в воде»

-Подойдите к столу, опустите руки в воду и покажите «Медузу» (кисти рук под водой, пальцы собраны вместе, раскрываем кисть и опять закрываем)

«Морскую звезду» (кисти лежат на дне, пальцы разведены в стороны; в хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности миски)

«Рака» (кисти под водой; мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем со всеми пальцами.)

«Дельфина» (ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх под водой.)

«Акулу» (пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался под водой. Выполняем волнистые движения.)

«Рыбку» (кисти рук лежат на поверхности воды, бьют кистями по воде)

  • - Игра «Спаси от акулы»

- Пока мы с вами играли, на наших морских обитателей напала злая акула (показ картинки). Чтобы их спасти, мы должны подарить акуле картинки, названия которых начинаются с ее любимого звука А.

Дети стоят, задерживают дыхание.

Дети подходят к столу, достают из воды нужное количество морских звезд и ракушек, выкладывают на стол.

Вытирают руки и встают в круг.

Дети стоят, повторяют артикуляционные упражнения за логопедом.

Дети ловят кубик и называют  морского обитателя с выпавшей на кубике цифрой («2 кита, 5 осьминогов»)

Дети стоят, повторяют слова и движения за логопедом (2 раза).

Дети широко разводят руки в стороны.

Приседают, коснувшись руками пола.

Выполняют движения «Рыбка».

Разводят руки в стороны, приподняв плечи.

Дети стоят, слушают, хлопают или топают.

Дети подходят к столу к мискам с водой. Показывают друзей осьминога по образцу логопеда.

Дети смотрят на картинку акулы.

Дети выбирают из предложенных картинок только те, названия которых начинаются со звука А.

Правильное дыхание у детей (при нырянии).

Дети определяют правильное количество слогов в словах, достают морские звезды и ракушки.

Сформированные движения артикуляционного аппарата: растягивание подъязычной связки языка, поднятие и опускание кончика языка.

Дети правильно согласовывают существительные с числительными от 1 до 6.

Дети восстановили физические силы, сняли утомляемость и сонливость.

Дети дифференцируют на слух названия подводных обитателей и

других животных.

Дети совершенствуют мелкую моторику рук, закаливаются, стабилизируют психо-эмоциональное состояние, улучшают соматическое здоровье.

Совершенствуют навыки фонематического анализа и представлений.

Дыхательная гимнастика

Аквагимнастика, развитие мелкой моторики

Артикуляционная гимнастика

Развитие общей моторики (координация движений рук – поймать кубик и бросить логопеду)

Физминутка (речь с движениями)

Слуховая гимнастика

Аквагимнастика

4.

Систематизация знаний. Рефлексия

- Молодцы, ребята! Вы выполнили  все задания осьминога. Какое задание вам очень понравилось? Какое задание было самым трудным? Осьминог вас благодарит и дарит вам подарки (конфеты с морскими обитателями).

_ Спасибо, дорогой осьминог! А нам нужно возвращаться в наш детский сад. Повернемся вокруг себя и произнесем волшебные слова: «Вокруг себя обернись и в детском саду окажись!».

- До свидания, ребята!

Дети отвечают.

Принимают подарки осьминога.

Поворачиваются вокруг себя.

Дети вспоминают, выявляют и осознают основные компоненты деятельности, способы и пути их решения, полученные результаты.

Литература:

  1. Гаврючина  Л.В.  «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2012
  2. Гомзяк  О.С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». – М., 2009
  3. Деева Н.В. «Игровые здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры, физкультминутки». – М.: Учитель, 2017
  4. Козырева О.А. «Логопедические технологии. Формирование речевого дыхания. Коррекция голоса. Развитие речи.» - М.: Феникс, 2018

  5. Мальгавко  Н.В.  «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР» – Журнал «Логопед»,  2012- №1.
  6. Павлова М.А.,Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий» - М.: Учитель, 2016

  7. Пожиленко  Е.А. «Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста». – СПб., КАРО, 2007.
  8. Панфёрова  И.В. «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике». – Журнал «Логопед», 2011 - №2.  
  9. Стефанко А.А, Степченкова С.К. «Здоровьесбережение в коррекционной и образовательной деятельности с дошкольниками с ТНР 4-7 лет. Парциальная адаптированная программа.». – Детство-Пресс, 2018



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы. Тема: «В гостях у хозяйки научной осенней лаборатории»

МБДОУ НМР РТ № 11Группа№5Старшая группа«Познавательное»,  «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».«В гостях у хозяйки научной осенней л...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений

Тема: «Человек в народной культуре»Применение Сингапурских приёмов обучения: МЭНЭДЖ МЭНТ, МИКС ФРИЗ ГРУПП, ТАЙМ МЭНЭДЖМЭНТ....

Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы на тему: «В гости к Лесовичку»

Занятия по региональному компоненту позволяет развивать у детей умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края....

Самоанализ, технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Волшебный мир магнитов»

Самоанализ, технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Волшебный мир магнитов»...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию «Путешествие в страну Математики».

Конспект технологической карты предназначен для воспитателей старшей группы  дошкольных образовательных учреждений. Одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста - развитие ума фо...

Технологическая карта образовательной деятельности «Мост» с детьми старшей группы

Создание условий для развития интереса к конструированию и формирование конструктивно – модельных навыков у детей....

Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы та тему «Путешествие по сказкам»

Цель: Создать условия для закрепления знаний детей по знакомым сказкам. Задачи: Образовательные: организовать деятельность детей, направленную на расширение словарного запаса детей (вспомина...