Логопедическая ритмика в системе коррекционно – развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Мусагалиева Татьяна Валентиновна

 

Сообщение учителя-логопеда об использовании логопедической ритмики в корреционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskaya_ritmika.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая ритмика в системе                      коррекционно – развивающей работы с детьми                                                     с общим недоразвитием речи.

  Логоритмика - это комплексная методика, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и движением.

    Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку,  т. е. способность уложить свои  движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения. Определенная метрическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывают согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а также эмоционально-положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.

    Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный  воспитательно-коррекционный процесс.

   Известно, что у значительной части детей, страдающих общим недоразвитием речи, имеются нарушения слухового восприятия и эмоционально-волевой сферы, недоразвитие ритмического слуха.

     Для них характерны трудности воспроизведения ритмической структуры слов, стихотворных текстов. Решение этой задачи существенно облегчается за счет подключения сопровождающих ритмичных движений. Специальные упражнения, ритмические распевки, пропевание отдельных звуков, слогов и фраз благотворно влияют и на состояние речевой моторики.

     Поэтому занятия по логоритмике так важны для детей с ОНР. Здесь осуществляется развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса,  интеллектуальных и творческих  способностей, формирование осознания собственных эмоций, развитие эмпатии, коррекция речевой функциональной системы.

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются  определенные требования:

Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня).

Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.

Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.

Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

  • Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые  движением рук.
  • Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными

инструментами.

  • Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.
  • Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения.
  • Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и

танцы.

  • Упражнения на развитие общей  моторики, соответствующие возрастным особенностям.
  • Упражнение на развитие словотворчества.

     Воспитание голоса  начинается с пропевания гласных звуков, затем слогов «па», «ма», «та», «ча»,  «тук», «ко» и т.п. И только по мере освоения правильного произношения песни  исполняются со словами.

   В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребёнка, без развития

общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса.

      Логопедическая ритмика  является необходимой частью коррекционной работы для всестороннего развития ребенка, поскольку оказывает огромное влияние на его умственное, физическое и психическое развитие. Кроме того, сегодня она представляет собой одно из средств преодоления общего недоразвития речи.

Список использованной литературы:

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1985. - 191с.

2. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. - СПб.: КАРО,2006. - 144с.

3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003. - 528 с.

Логопедическая ритмика в системе    коррекционно - развивающей    работы с детьми                                               с общим недоразвитием речи.

Выполнил: учитель-дефектолог                                                         Мусагалиева Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи».

   Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива, медицинского персонала и родителей....

"Применение наглядного моделирования в коррекционно - развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи"

   “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету&rdquo...

СТАТЬЯ: Коррекционно-развивающая работа с детьми с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

СТАТЬЯ: Коррекционно-развивающая работа с детьми с общим недоразвитием речи в условиях детского сада...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи»

laquo;Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи»  Эйтенеер Инга Григорьевнаучитель-логопед М...

Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, учитель-логопед может сделать традиционную методику по работе над звуковой культурой речи, над фонетико-фонематической стороной речи, развитию свя...

Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи...