Рекомендации для родителей по закреплению лексической темы с детьми среднего дошкольного возраста в домашних условиях.
методическая разработка по логопедии (средняя группа)
Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии преемственности в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей. Вашему вниманию представлена система работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по формированию и развитию лексико-грамматических средств языка в средней логопедической группе. Даются рекомендации для родителей по закреплению лексической темы с детьми в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakreplenie_leksicheskoy_temy_roditeley_s_detmi.docx | 33.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Работа по коррекции системного речевого недоразвития реализуется во время групповых и индивидуальных занятий, которые предусматривают развитие сенсорных функций, слухового внимания, ручной, пальчиковой, мимической, артикуляционной моторики, фонематического восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, формирование связной речи детей, совершенствование грамматического оформления фразы, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи. Параллельно развиваются интеллектуальные способности, формируется гармоничная личность. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и преемственности в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей.
Далее представлена система работы по взаимосвязи учителя - логопеда с родителями по формированию и развитию лексико-грамматических средств языка в средней логопедической группе.
Рекомендации для родителей по закреплению лексической темы с детьми в домашних условиях включают:
- лексический материал,
- игры и упражнения, направленные на усвоение грамматических языковых значений
Тема: «Игрушки»
1. Побеседуйте с ребёнком.
Кукла, машина, пирамидка, кубик, мяч, шар, мишка, ведёрко, матрёшка. Одним словом их можно назвать – игрушки. Из чего изготавливают игрушки. Как можно играть с каждой игрушкой (куклу – раздевать, одевать, кормить, катать в коляске и т.д.; мячик – бросать, ловить, подбрасывать катать и т.д.)
2.Игра «Один - много». Ответы детей записывать.
мама: «кукла» - ребёнок: «куклы», мяч – шар –
машина – пирамидка – кубик –
мишка - ведёрко - матрёшки -
3.Игра «Назови ласково». Ответы детей записывать
мама: «кукла» - ребёнок: «куколка», мяч - шар –
машина - мишка - матрёшка –
4.Игра «Какая игрушка?».. Ответы детей записывать
Из бумаги -…(бумажная) Из картона -…
Из дерева -… Из железа - …
Из резины - … Из глины -…
Из пластмассы -… И т.д.
5. Игра «Жадина». Со всеми словами.
Кукла – моя кукла
Тема: « Ранняя осень»
1.Повторите несколько раз вместе с ребёнком слово осень. Закрепите в речи ребёнка ответ на вопрос: какое сейчас время года? «Сейчас осень».
2.Поговорите о приметах осени: - серое хмурое небо; - серые тёмные тучи; - идёт дождь; - лужи на земле; - жёлтые и красные листья на деревьях; - листопад; - уборка урожая на полях, в садах, на огородах; - тёплая одежда у людей (куртки, плащи, сапоги); - птицы улетают на юг.
3.Игра «Закончи предложение».
Осенью часто идёт… (дождь). Дует холодный, сильный … (ветер).
Листья на деревьях становятся … (разноцветными) и … (опадают).
Птицы улетают в … (тёплые края). Осенью люди надевают …
(тёплую одежду). В садах и огородах собирают … (урожай).
Сначала взрослый проговаривает начало предложения, а ребёнок заканчивает его, затем ребёнок проговаривает предложение целиком.
4.Игра « Назови ласково». Со словами: дождь, ветер, лист, дерево, туча, солнце.
Дерево – деревце, и т.д. Правильные ответы выучите.
Тема: «Овощи. Огород»
1 . Игра «Закончи предложение»:
Я из земли выдёргиваю…(морковку). Я из земли выкапываю …(картошку). Я срываю с куста …(помидор, огурец). Я срезаю …(капусту).
2.Рассказ - описание по наводящим вопросам.
- Что это? - Это помидор – овощ. Он растёт в огороде на грядке.
- Помидор какой по цвету? – Он красный.
- Помидор какой по форме? – Он круглый.
- Помидор какой по величине? – Он маленький.
- Помидор какой на вкус? – Он кисло – сладкий.
- Что готовят из этого овоща? - Салат, томатный сок, помидоры можно солить.
3.Игра « Назови ласково»
Помидор - … огурец - … лук - …
Картошка - … капуста - … морковь - …
4. Игра «Один-много»
Помидор - … огурец - … кабачок - …
Баклажан - … перец - … патиссон - …
5. Вместе с ребёнком расскажите сказку «Репка».
Тема: «Времена года. Месяц. Дни недели. Части суток»
1.Повторить считалку:
- Подскажите-ка нам, звери, как запомнить дни недели?
- Первый - понедельник, зайка – рукодельник.
За ним приходит вторник, соловей – задорник.
За вторником – среда, лисичкина еда.
За средой – четверг, волк глазами сверк!
За четвергом к нам пятница колобком прикатится.
За пятницей - суббота, баня у енота.
За субботой – воскресенье, целый день у нас веселье!
Кто не знает - выходи! Кто не знает – тот води!
2. Уточните.
Какое время года прошло, какое время года наступило, что наступит после зимы, а затем после весны.
3. Игра «Один - много», «Назови ласково»
Минута – минуты – минутка час - …
День - … неделя -
Вечер - … ночь - …
Год - … зима - …
4.Игра «Наоборот»
Рано – поздно утро – вечер день – ночь
Лето – зима весна – осень давно – недавно
Сейчас – позднее начался – закончился будни – праздники
5.Научите ребёнка, отвечать на вопрос:- Когда твой день рождения?
Например,
- Мой день рождения летом, в июне.
Тема: «Зима»
1.Побеседовать о зиме.
Какое время года наступило? – Наступила зима.
Зимой солнце греет? – Зимой солнце холодное. Оно светит, но не греет.
Что падает с неба? - Часто с неба падают снежинки.
Что лежит на земле и на крышах домов? - На земле и на крышах домов лежит снег.
Во что нарядились деревья? – Деревья нарядились в белоснежные шубки.
Какой ветер дует зимой? – Часто дует холодный ветер.
Чем покрылись реки? - Реки покрылись льдом.
За что дети любят зиму? – Зимой дети катаются на санках, на лыжах и коньках, лепят снежную бабу.
2. Прочитайте стихотворение о зиме.
Вот и зимушка пришла серебристая.
Белым снегом замела поле чистое.
Днём с детьми на коньках всё катается.
Ночью в снежных огоньках рассыпается.
В окнах пишет узор льдом – иголочкой.
И стучит к нам во двор свежей елочкой.
3.Игра «Кто больше подберёт слов».
Зима какая? - … Снег какой? - … Ветер какой? - …
Снег что делает? - … Снежинки что делают? - …
Тема: «Зимующие птицы»
1.Игра «Хлопки». Прохлопать по слогам названия птиц
Один слог: КЛЁСТ
Два слога: СНЕГИРЬ, ЩЕГОЛ, ДЯТЕЛ, ГОЛУБЬ, ГАЛКА
Три слога: СИНИЦА, ВОРОБЕЙ, СОРОКА, ВОРОНА
2.Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей ритмично сжимают и разжимают
Прилетело? кулачки;
Две синицы, на каждое название птицы
Воробей, загибают по одному пальчику;
Шесть щеглов и голубей.
Дятел в пёстрых пёрышках сжимают и разжимаю кулачки
Всем хватило зёрнышек
3.Игра «Какой? Какая?» проговорите вместе с детьми
Красногрудый снегирь; желтогрудая синица; пёстрый щегол; шустрый воробей; белобокая сорока; чёрная галка; длинноносый дятел; воркующий голубь.
4.Игра «Кто как голос подаёт?»
Воробей – чирикает, снегирь – чирикает, ворона – каркает
Сорока – стрекочет, голубь - воркует.
5.Игра «1 – 2 – 3 – 4 - 5» считать, поочерёдно загибая пальцы
Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьёв.
Аналогично – синица, сорока, голубь.
6.Игра «Угощение»
- Что ты дашь воробью? - Я дам воробью хлебные крошки.
- Что ты дашь синице? – Я дам синице сало.
- Что ты дашь снегирю? – Я дам снегирю ягоды рябины.
- Что ты дашь голубю? – Я дам голубю семечки.
Тема: «Дикие животные»
1.Лиса, волк, медведь, заяц, белка. Все вместе они называются – дикие животные, потому что живут в лесу.
2..Выучите названия жилищ этих животных: для белки – дупло;
для лисы – нора; для волка – логово; для медведя – берлога.
Задайте вопросы: - где живёт белка (белка живёт в дупле) - где живёт волк;
- медведь; - лиса.
Следите за чётким произнесением предлога в и окончаний.
3.Выучите названия детёнышей:
- у лисы – лисёнок, лисята;
- у волка – волчонок, волчата;
- у медведя – медвежонок, медвежата;
- у зайца – зайчонок, зайчата;
- у белки – бельчонок, бельчата.
4.Игра «Чей хвост?»
у лисы – лисий, у волка – волчий,
у медведя – медвежий, у зайца – заячий, у белки – беличий
5.Игра «Накормим зверей»
- Кому дадим мёд ? - мёд дадим медведю
- Кому дадим мясо? - …
- Кому дадим орехи? - …
- Кому дадим морковку? - …
Следите за окончаниями.
Тема: «Домашние животные»
1. Кошка, собака, корова, лошадь. Все вместе они называются – домашние животные, потому что живут рядом с человеком, в специальных постройках, приносят пользу. а люди заботятся о них.
2.Пальчиковая гимнастика «Кошка». Движения в соответствии с текстом.
Вы со мной знакомы близко. Я приветливая киска.
Кверху – кисточки на ущках, Когти спрятаны в подущках.
В темноте я зорко вижу, понапрасну не обижу.
Но дразнить меня опасно – я царапаюсь ужасно!
3.Закрепить названия частей тела животных.
- У всех – голова, туловище, хвост;
- У коровы – вымя, рога, копыта;
- У лошади – грива, копыта;
- У кошки и собаки – лапы, когти.
4.Игра «Назови ласково» со словами: кошка, -… собака - …
хвост - … когти - ….. лапы - … усы - … шерсть - …
5.Игра «Кто с кем живёт»
- Котёнок живёт с кем ? – Котёнок живёт с кошкой.
- Щенок живёт с кем? –
- Телёнок живёт с кем? -
- Жеребёнок живёт с кем? –
Следите за чётким произнесением предлога –с- и окончаний.
6. Игра «Посчитай до пяти». Со словами: кошка, собака, корова, лошадь, котёнок, щенок, жеребёнок, телёнок.
Одна кошка, две кошки … пять кошек.-
Тема: «Домашние птицы»
1.Выучи загадку о домашней птице:
По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. /Гусь/
Весь я золотистый,
Мягкий и пушистый,
Я у курицы – ребёнок,
А зовут меня … /Цыплёнок/
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка,
Раньше всех встаёт,
Голос подаёт. /Петух/
2.Игра «Назови ласково» со словами: петух, курица, цыплёнок, утка, утёнок, клюв, крыло, гребешок, хвост.
Тема: «Дом. Мебель»
1.Рассмотрите настоящую мебели, Закрепите обобщающее понятие – мебель. Назовите её части.
- стул – спинка, сиденье, ножки;
- кресло – спинка, сиденье, подлокотники, ножки;
- стол – ножки, крышка;
- шкаф – стенки, дверцы, полки.
2.Игра «Один – многого»
Крыша - … стена - … окно - …
Угол - … пол - … потолок - …
Балкон - … дом - … этаж - …
3.«Назови ласково»
Стена - … окно - … угол - …
Балкон - … дом - … комната - …
Стул - … стол - … диван - …
Шкаф - … кресло - … полка - …
4.Игра «Вредный гном»
Высокий – низкий широкий – узкий твёрдый – мягкий
Старый – новый вверху – внизу справа – слева
5.Игра «1 – 2 – 3 – 4 - 5» со словами: дом, этаж, комната, окно.
6.Игра «Жадина» со всеми словами по данной теме.
Мой - …
Моя - …
Моё - …
Тема: «Части тела. Предметы туалета»
1.Ребёнок должен показать и назвать части тела и лица на себе:
- голова, шея, туловище, руки, ноги, локти, колени, пальцы, глаза, брови, лоб, нос, уши, рот, губы, зубы.
2.С этими же словами игра «Жадина».
- мой - …
- моя - …
- моё - …
3.С этими же словами игра «Назови ласково».
Запишите слова, которые ребёнок произнёс неправильно.
4.«Скажи правильно»
- Чем укрываешься, когда спишь? –
- Чем чистишь зубы? –
- Чем умываешься? –
- Чем вытираешься? –
- Чем подстригаешь ногти? -
5.Игра «Мои пальчики» - обведите руку ребёнка (на обратной стороне листа), дайте названия пальцев по рисунку и по руке ребёнка: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.
6.Выучите слова и действия пальчиковой гимнастики:
Наш мизинчик в лес пошёл, Дети сначала сжимают руку в кулачок.
На каждое название палец на правой руке
Разгибают.
Безымянный – гриб нашёл,
Средний пальчик его мыл,
Указательный – солил,
Большой пальчик встал и съел,
Потому и потолстел!
Тема: «Профессии. Орудия труда. Инструменты».
1.Назови профессии людей работающих:
а) в детском саду;
б) в больнице;
в) на стройке.
2.Игра «Назови ласково».
Молоток – молоточек топор - …
Ключ - … нож - …
Грабли - … наперсток - …
Отвертка - … рубанок - …
3.Игра «Договори предложение».
Рубим дрова (чем?)… Пилим дрова …
Копаем землю … Режем …
Шьем платье … Вяжем шапку …
4.Игра «Назови, кто это?»
Делает прически – парикмахер
Лечит людей - …
Учит детей - …
Добывает уголь - …
Красит стены - …
Продаёт товар - …
Дрессирует зверей - …
Шьёт одежду - … и т. п.
5.Игра «Исправь ошибку».
Повар лечит, а врач готовит.
Маляр рисует, а художник красит.
Учитель стрижет, а парикмахер учит.
Тракторист управляет самолетом, а летчик – трактором.
Тема: «Страна. Родина. Мой город »
1.Повторить. Закрепить. /Дети должны отвечать полным ответом./
- Как называется наша страна?
- Как называется столица нашей страны?
- Как называется город, в котором ты живёшь?
- На берегу, какой реки стоит город Новокузнецк?
- На какой улице ты живёшь?
- А ещё, какие улицы города ты знаешь?
- Что такое родина?
2.Что можно увидеть на улицах нашего города?
Проведите для ребёнка экскурсию, покажите ему:
- городские вокзалы (железнодорожный и автовокзал);
- городские театры;
- здания институтов, школ;
- цирк, планетарий;
- основные площади, музеи и т.д.
3. Прочтите детям стихотворения (Лучше нет родного края. П.Воронько, Здравствуй, Родина моя. Г.Ладонщиков). Выучите одно на выбор.
Тема: «Транспорт»
1.Поговорите с ребенком о транспорте:
- Для чего нужен транспорт?
- Какой транспорт передвигается по воде?
- А по воздуху?
- Назови железнодорожный транспорт
- Перечисли транспорт, который ездит по дороге?
-Какой транспорт перевозит грузы?
-Какие грузы может перевозить грузовой транспорт?
-Как называется транспорт, который перевозит пассажиров?
2.Игра « Назови ласково»
грузовик - (грузовичок) машина -…
ракета -… самолёт -…
автобус -… самокат -…
корабль -… лодка -…
3. Игра «Один-много»;
трамвай -…(трамваи) самокат -…
поезд -… автобус -…
ракета -… грузовик -…
лодка -… самолёт -…
4.Игра «1 – 2 – 3 – 4 - 5» со словами: КОЛЕСО, МАШИНА, АВТОБУС
5.Игра «Хлопки». Прохлопать по слогам. /Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов/
КАБИНА, РУЛЬ, ПЕДАЛЬ, КУЗОВ, КОЛЕСО, МАШИНА, АВТОБУС, ТРАМВАЙ, ТРОЛЛЕЙБУС, ПОЕЗД, САМОЛЁТ, ВЕТОЛЁТ, КОРАБЛЬ, МОТОЦИКЛ, ГРУЗОВИК.
6.Повторите с ребенком стихотворения
А.Барто «Самолёт» и «Грузовик»
Тема: «Посуда. Продукты питания»
1.Рассмотрите с детьми настоящую посуду.
Чайная посуда – чашка, блюдце, чайник, сахарница, чайная ложка, самовар.
Столовая посуда – мелкая и глубокая тарелка, столовая ложка, вилка, нож.
Кухонная посуда – кастрюля, сковорода.
2.Выучите части посуды.
У чайника – носик, крышка, ручка, донышко.
У кастрюли – ручки, крышка, донышко.
3.Игра «Жадина» - со всеми предметами посуды.
4.Игра «Назови ласково» со всей посудой, кроме сахарницы.
5. «Закончи предложение»:
В кастрюле можно варить - …
На сковородке можно жарить - …
6.Игра «Чем будет?». Вариантов ответов должно быть несколько.
Яйцо будет - (яичницей) …
Мука будет - …
Мясо будет - …
Капуста будет - …
Гречка будет - …
Яблоко будет - …
Молоко будет - …
7.«Верно или неверно»
Сыр в стакане, а кефир на тарелке. (Нет, сыр на тарелке, а кефир в стакане)
Суп на блюдце, а пирожное в кастрюле.
Вилкой едим суп, а ложкой котлету.
Котлеты в сахарнице, а сахар на сковородке.
Каша в чашке, а компот в тарелке.
Тема: « Космос»
1.Игра «Добавь слово».
В космос летает …
Костюм космонавта называется …
Звезды наблюдает …
Наша планета называется …
Ближайшая к нам звезда называется …
2.Игра «Космонавт».
(Игра на внимание и умение ориентироваться в пространстве).
Даете ребенку установку: «Космонавт должен быть внимательным и точно выполнять все инструкции».
Примерные инструкции: «Направо», «Налево», «Встань на носочки», «Подпрыгни», «Постой на правой ноге» и т. д.
3.Выучи загадки, назови отгадки.
Светит, сверкает, всех согревает. …
Рассыпался горох на тысячи дорог …
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. …
Ночью светит нам она, белолицая …
Тема: «Перелётные птицы»
АИСТ, ЛАСТОЧКА, ГРАЧ, КУКУШКА, СКВОРЕЦ, ЖУРАВЛЬ, СТРИЖ, ЧИЖ, УТКА, ГУСЬ, ЛЕБЕДЬ.
1.Птицы, которые осенью улетают в тёплые края, а весной, когда становится тепло и для них появляется корм (насекомые), возвращаются обратно, называются перелётными.
2. У птицы есть: голова, клюв, глаза, туловище, грудка, ноги, хвост, крылья, перья.
3. Игра «Один - много» со всеми названиями птиц +
Гнезд - … яйцо - … хвост - … перо - …
4.Птицы вьют гнёзда. Откладывают и высиживают яйца. Из яиц вылупляются птенцы. Игра «У кого кто?»
У аиста – аистёнок у ласточки – ласточка у грача - …
У кукушки - … у скворца - … у журавля - …
У стрижа - … у чижа - … у утки - … у гуся - …
5.Игра «Назови ласково»
Скворец – скворушка журавль – журавушка соловей – соловушка
Лебедь – лебёдушка кукушка – кукушечка утка - уточка
6.Игра «Наоборот»
Длинное – короткое (перо) высоко – низко (летят)
Быстро – медленно (летят) далеко – близко (летят)
Взлетают – садятся перелётные – зимующие
Дикие – домашние сытый – голодный прилетел - улетел
Тема: « Цветы»
1. Прочитайте стихи о цветах. Выучите понравившееся.
Одуванчик
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт – нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.
Ромашка
Нарядные платьица,
Жёлтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одёжке,
Такие весёлые
Эти ромашки –
Вот – вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.
2. Объясните ребёнку.
Цветы, которые расцветают ранней весной – это первоцветы.
Цветы, которые цветут на лугах, на полянках – полевые цветы.
Цветы, которые выращивают в садах, на клумбах – садовые цветы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Не скучные выходные 1. Рассматривание картины "Кошка с котятами" и составление описательного рассказа. Лепка."Кошка".(Рекомендации для родителей о том, как заниматься с детьми среднего возраста в домашних условиях.)
В связи с ситуацией в стране, наши с вами выходные несколько затянулись! Почти все вы собрались дома, поближе к родным стенам, чтобы отдохнуть от работы, суеты, вечной спешки! Чтобы вспомнили о своем ...
Не скучные выходные 4. Ручной труд. Изготовление поделки "НЛО"(Рекомендации для родителей о том, как заниматься с детьми среднего возраста в домашних условиях.)
В связи с ситуацией в стране, наши с вами выходные несколько затянулись! Почти все вы собрались дома, поближе к родным стенам, чтобы отдохнуть от работы, суеты, вечной спешки! Чтобы вспомнили о своем ...
Не скучные выходные 2. Ручной труд. Изготовление поделки "Кошка". (Рекомендации для родителей о том, как заниматься с детьми среднего возраста в домашних условиях.)
В связи с ситуацией в стране, наши с вами выходные несколько затянулись! Почти все вы собрались дома, поближе к родным стенам, чтобы отдохнуть от работы, суеты, вечной спешки! Чтобы вспомнили о своем ...
Не скучные выходные 5. Конструирование из бумаги. "Песик".(Рекомендации для родителей о том, как заниматься с детьми среднего возраста в домашних условиях.)
В связи с ситуацией в стране и усилением режима самоизоляции нам всем приходится оставаться дома. Детям еще сложнее! Им уже надоели мультики и беготня по дому. Предложите им немного позаниматься: лепи...
Не скучные выходные 6. Рисование с элементами аппликации «Веточка вербы».(Рекомендации для родителей о том, как заниматься с детьми среднего возраста в домашних условиях.)
В связи с ситуацией в стране и усилением режима самоизоляции нам всем приходится оставаться дома. Детям еще сложнее! Им уже надоели мультики и беготня по дому. Предложите им немного позаниматься: лепи...
Не скучные выходные 7. Лепка. "Пасхальное яйцо". (Рекомендации для родителей о том, как заниматься с детьми среднего возраста в домашних условиях.)
В связи с ситуацией в стране и усилением режима самоизоляции нам всем приходится оставаться дома. Детям еще сложнее! Им уже надоели мультики и беготня по дому. Предложите им немного позаниматься: лепи...
Не скучные выходные 3.1"День космонавтики".(Рекомендации для родителей о том, как заниматься с детьми среднего возраста в домашних условиях.)
В связи с ситуацией в стране, наши с вами выходные несколько затянулись! Почти все вы собрались дома, поближе к родным стенам, чтобы отдохнуть от работы, суеты, вечной спешки! Чтобы вспомнили о своем ...