Рекомендации для родителей по закреплению лексической темы с детьми среднего дошкольного возраста в домашних условиях.
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Козьминых Надежда

Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии преемственности в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей. Вашему вниманию представлена система работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по формированию и развитию лексико-грамматических средств языка в средней логопедической группе. Даются рекомендации для родителей по закреплению лексической темы с детьми в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakreplenie_leksicheskoy_temy_roditeley_s_detmi.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

Работа по коррекции системного речевого недоразвития реализуется во время групповых и индивидуальных занятий, которые предусматривают развитие сенсорных функций, слухового внимания, ручной, пальчиковой, мимической, артикуляционной моторики, фонематического восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, формирование связной речи детей, совершенствование грамматического оформления фразы, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи. Параллельно развиваются интеллектуальные способности, формируется гармоничная личность. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и   преемственности в работе  учителя-логопеда, воспитателей и родителей.

Далее  представлена система работы по взаимосвязи учителя - логопеда с родителями по формированию и развитию лексико-грамматических средств языка в средней логопедической группе.

         Рекомендации   для родителей по закреплению лексической темы с детьми  в домашних условиях включают:

  • лексический  материал,
  • игры и упражнения, направленные на усвоение грамматических языковых значений


Тема: «Игрушки»

1. Побеседуйте с ребёнком.

Кукла, машина, пирамидка, кубик, мяч, шар, мишка, ведёрко, матрёшка. Одним словом их можно назвать – игрушки.  Из чего изготавливают игрушки. Как можно играть с каждой игрушкой (куклу – раздевать, одевать, кормить, катать в коляске и т.д.; мячик – бросать, ловить, подбрасывать катать и т.д.)

2.Игра «Один - много». Ответы детей записывать.

мама: «кукла» - ребёнок:    «куклы»,    мяч –                  шар –  

            машина –                   пирамидка –                        кубик –

           мишка -                       ведёрко -                             матрёшки  -

3.Игра «Назови ласково».  Ответы детей записывать

мама: «кукла» - ребёнок: «куколка»,   мяч -               шар –

машина -                 мишка -                         матрёшка –

4.Игра «Какая игрушка?».. Ответы детей записывать

Из бумаги -…(бумажная)                Из картона -…

Из дерева -…                                Из железа - …

Из резины - …                                        Из глины -…                

Из пластмассы -…                                 И т.д.

5. Игра «Жадина».  Со всеми словами.

Кукла – моя кукла

Тема: « Ранняя осень»

1.Повторите несколько раз вместе с ребёнком слово осень. Закрепите в речи ребёнка ответ на вопрос: какое сейчас время года? «Сейчас осень».

2.Поговорите о  приметах осени: - серое хмурое небо;  - серые тёмные тучи;  - идёт дождь;  - лужи на земле;  - жёлтые и красные листья на деревьях;  - листопад;  - уборка урожая на полях, в садах, на огородах;  - тёплая одежда у людей (куртки, плащи, сапоги);  - птицы улетают на юг.  

3.Игра «Закончи предложение».

Осенью часто идёт…            (дождь). Дует холодный, сильный …        (ветер).

Листья на деревьях становятся …         (разноцветными) и …         (опадают).

Птицы улетают в …                    (тёплые края). Осенью люди надевают …      

(тёплую одежду). В садах и огородах собирают …                             (урожай).

Сначала взрослый проговаривает начало предложения, а ребёнок заканчивает его, затем ребёнок проговаривает предложение целиком.

4.Игра « Назови ласково». Со словами: дождь, ветер, лист, дерево, туча, солнце.

Дерево – деревце, и т.д. Правильные ответы выучите.

Тема: «Овощи. Огород»

1 . Игра «Закончи предложение»:

Я из земли выдёргиваю…(морковку). Я из земли выкапываю …(картошку). Я срываю с куста …(помидор, огурец). Я срезаю …(капусту).

2.Рассказ - описание по наводящим вопросам.

 - Что это?  - Это помидор   – овощ. Он растёт в огороде на грядке.  

 -  Помидор какой  по цвету? – Он красный.

 -  Помидор какой по форме? – Он круглый.

 - Помидор какой по величине? – Он маленький.

 - Помидор какой на вкус? – Он кисло – сладкий.

 - Что готовят из этого овоща? -  Салат, томатный сок, помидоры можно солить.

3.Игра « Назови ласково»

Помидор - …                          огурец - …                       лук - …

Картошка - …                         капуста - …                     морковь - …

4. Игра «Один-много»

Помидор - …                   огурец - …                      кабачок - …

Баклажан - …                  перец - …                       патиссон - …

5.  Вместе с ребёнком расскажите сказку «Репка».

Тема: «Времена года. Месяц.  Дни недели. Части суток»

1.Повторить считалку:

 - Подскажите-ка нам, звери, как запомнить дни недели?

 - Первый  - понедельник, зайка – рукодельник.

   За ним приходит вторник, соловей – задорник.

   За вторником – среда, лисичкина  еда.

   За средой – четверг, волк глазами сверк!

   За четвергом к нам пятница колобком прикатится.

   За пятницей - суббота, баня у енота.

   За субботой – воскресенье, целый день у нас веселье!

Кто не знает  - выходи! Кто не знает – тот води!

2. Уточните.

Какое  время года прошло, какое время года наступило, что наступит после зимы, а затем после весны.

3. Игра «Один - много», «Назови ласково»

Минута – минуты – минутка            час - …

День - …                                         неделя -

Вечер - …                                        ночь - …

Год - …                                           зима - …

4.Игра «Наоборот»

Рано – поздно                    утро – вечер                         день – ночь

Лето – зима                        весна – осень                       давно – недавно

Сейчас – позднее               начался – закончился            будни – праздники

5.Научите ребёнка, отвечать на вопрос:- Когда твой день рождения?

Например,

 - Мой день рождения летом,  в июне.

Тема: «Зима»

1.Побеседовать  о зиме.

Какое время года наступило? – Наступила зима.

Зимой солнце греет? – Зимой солнце холодное. Оно светит, но не греет.

Что падает с неба? -     Часто с неба падают снежинки.

Что лежит на земле и на крышах домов? -   На земле и на крышах домов лежит снег.

Во что нарядились деревья? – Деревья нарядились в белоснежные шубки.

Какой ветер дует зимой? – Часто дует холодный ветер.

Чем покрылись реки? -  Реки покрылись льдом.

За что дети любят зиму? – Зимой дети катаются на санках, на лыжах и коньках, лепят снежную бабу.

2.  Прочитайте  стихотворение о зиме.

                        Вот и зимушка пришла серебристая.

                        Белым снегом замела поле чистое.

                        Днём с детьми на коньках всё катается.

                        Ночью в снежных огоньках рассыпается.

                        В окнах пишет узор льдом – иголочкой.

                        И стучит к нам во двор свежей елочкой.

3.Игра «Кто больше подберёт слов».

Зима какая? - …  Снег какой? - …  Ветер какой? - …    

Снег что делает? - … Снежинки что делают? - …

Тема: «Зимующие птицы»

1.Игра «Хлопки».   Прохлопать по слогам названия птиц

Один слог: КЛЁСТ

Два слога: СНЕГИРЬ, ЩЕГОЛ, ДЯТЕЛ, ГОЛУБЬ, ГАЛКА

Три слога: СИНИЦА, ВОРОБЕЙ, СОРОКА, ВОРОНА

2.Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей              ритмично сжимают и разжимают     

 Прилетело?                                              кулачки;

Две синицы,                                             на каждое название птицы

Воробей,                                                  загибают по одному пальчику;

Шесть щеглов и голубей.

Дятел в пёстрых пёрышках                         сжимают и разжимаю кулачки

Всем хватило зёрнышек

 3.Игра «Какой? Какая?»   проговорите вместе с детьми

  Красногрудый снегирь; желтогрудая синица; пёстрый щегол; шустрый воробей; белобокая сорока; чёрная галка; длинноносый дятел; воркующий голубь.

 4.Игра «Кто как голос подаёт?»

Воробей – чирикает, снегирь – чирикает, ворона – каркает

Сорока – стрекочет, голубь  - воркует.

 5.Игра «1 – 2 – 3 – 4 - 5»   считать, поочерёдно загибая пальцы

Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьёв.

Аналогично – синица, сорока, голубь.

 6.Игра «Угощение»

 - Что ты дашь воробью? -  Я дам воробью хлебные крошки.

 - Что ты дашь синице? – Я дам синице сало.

 - Что ты дашь снегирю? – Я дам снегирю ягоды рябины.

 - Что ты дашь голубю? – Я дам голубю семечки.

Тема: «Дикие животные»

 1.Лиса, волк, медведь, заяц, белка. Все вместе они называются – дикие животные, потому что живут в лесу.

2..Выучите названия жилищ этих животных: для белки – дупло; 

для лисы – нора; для волка – логово; для медведя – берлога. 

Задайте вопросы: - где живёт белка (белка живёт в дупле)  - где живёт волк;

 - медведь;  - лиса.

Следите за чётким произнесением предлога в и окончаний.

3.Выучите названия детёнышей:

 - у  лисы – лисёнок, лисята;

 - у волка – волчонок, волчата;

 - у медведя – медвежонок, медвежата;

 - у зайца – зайчонок, зайчата;

 - у белки – бельчонок, бельчата.

4.Игра «Чей хвост?»

у лисы –  лисий,            у волка – волчий,                      

у медведя –  медвежий, у зайца –  заячий,         у белки – беличий

5.Игра «Накормим зверей»

 - Кому  дадим мёд ? -  мёд дадим  медведю

 - Кому дадим мясо? - …

 - Кому дадим орехи? - …

 - Кому дадим морковку? - …  

Следите за окончаниями.

Тема: «Домашние животные»

1. Кошка, собака, корова, лошадь. Все вместе они называются – домашние животные,  потому что живут  рядом с человеком, в специальных постройках,   приносят пользу. а люди заботятся о них.

2.Пальчиковая гимнастика «Кошка».  Движения в соответствии с текстом.

Вы со мной знакомы близко. Я приветливая киска.

Кверху – кисточки на ущках, Когти спрятаны в подущках.

В темноте я зорко вижу, понапрасну не обижу.

Но дразнить меня опасно – я царапаюсь ужасно!

3.Закрепить названия частей тела животных.

 - У всех – голова, туловище, хвост;

 - У коровы  – вымя, рога, копыта;

 - У лошади – грива, копыта;

 - У  кошки и собаки – лапы, когти.

4.Игра «Назови ласково» со словами: кошка, -…               собака - …

хвост - …       когти - …..       лапы - …        усы - …         шерсть - …

5.Игра «Кто  с кем живёт»

 - Котёнок живёт с кем ? – Котёнок живёт с кошкой.

 - Щенок живёт с кем? –

 - Телёнок  живёт с кем? -  

 - Жеребёнок  живёт с кем? –

Следите за чётким произнесением предлога –с- и окончаний.

6. Игра «Посчитай до пяти». Со словами: кошка, собака, корова, лошадь, котёнок, щенок, жеребёнок, телёнок.

Одна кошка, две кошки … пять кошек.-

Тема: «Домашние птицы»

1.Выучи загадку о домашней птице:

   По лужку он важно ходит,

   Из воды сухим выходит,

   Носит красные ботинки,

  Дарит  мягкие перинки.     /Гусь/

                         Весь я золотистый,

                         Мягкий и пушистый,

                         Я у курицы – ребёнок,

                         А зовут меня …             /Цыплёнок/

                                            Гребешок аленький,

                                            Кафтанчик рябенький,

                                            Двойная бородка,

                                            Важная походка,

                                            Раньше всех встаёт,

                                            Голос подаёт.               /Петух/

2.Игра «Назови ласково» со словами: петух, курица, цыплёнок, утка, утёнок, клюв, крыло, гребешок, хвост.

Тема: «Дом. Мебель»

1.Рассмотрите  настоящую мебели, Закрепите обобщающее понятие – мебель. Назовите   её части.

 - стул – спинка, сиденье, ножки;

 - кресло – спинка, сиденье, подлокотники, ножки;

 - стол – ножки, крышка;

 - шкаф – стенки, дверцы, полки.

2.Игра «Один – многого»

Крыша - …                     стена - …                      окно - …

Угол - …                         пол - …                         потолок - …

Балкон - …                     дом - …                         этаж - …

3.«Назови ласково»                        

Стена - …                     окно - …                        угол - …

Балкон  - …                  дом - …                          комната - …

Стул - …                       стол - …                        диван - …

Шкаф - …                     кресло - …                     полка - …              

4.Игра «Вредный гном»

Высокий – низкий            широкий – узкий               твёрдый – мягкий

Старый – новый               вверху – внизу                   справа – слева

5.Игра «1 – 2 – 3 – 4 - 5»  со словами: дом, этаж, комната, окно.

6.Игра «Жадина» со всеми словами по данной теме.

Мой - …

Моя - …

Моё - …

Тема: «Части тела. Предметы туалета»

1.Ребёнок должен показать и назвать части тела и лица на себе:

 - голова, шея, туловище, руки, ноги, локти, колени, пальцы, глаза, брови, лоб, нос, уши, рот, губы, зубы.

2.С этими же словами игра «Жадина».

 - мой - …

 - моя - …

 - моё - …

3.С этими же словами игра «Назови ласково».

Запишите слова, которые ребёнок произнёс неправильно.

4.«Скажи правильно»

 - Чем укрываешься, когда спишь? –

 - Чем чистишь зубы? –

 - Чем умываешься? –

 - Чем вытираешься? –

 - Чем подстригаешь ногти? -

5.Игра «Мои пальчики» - обведите руку ребёнка (на обратной стороне листа), дайте названия пальцев по рисунку и по руке ребёнка: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

6.Выучите слова и действия пальчиковой гимнастики:

Наш мизинчик в лес пошёл,            Дети сначала сжимают руку в кулачок.

                                                          На каждое название палец на правой руке              

                                                        Разгибают.

Безымянный – гриб нашёл,

Средний пальчик его мыл,

Указательный – солил,

Большой пальчик встал и съел,

Потому и потолстел!

Тема: «Профессии. Орудия труда. Инструменты».

1.Назови профессии людей работающих:

а) в детском саду;

б) в больнице;

в) на стройке.

2.Игра «Назови ласково».

Молоток – молоточек                топор - …

Ключ - …                        нож - …

Грабли - …                        наперсток - …

Отвертка - …                        рубанок - …

3.Игра «Договори предложение».

Рубим дрова (чем?)…                        Пилим дрова …

Копаем землю …                                   Режем …

Шьем платье …                                   Вяжем шапку …

4.Игра «Назови, кто это?»

Делает прически – парикмахер

Лечит людей - …

Учит детей - …

Добывает уголь - …

Красит стены - …

Продаёт товар  - …

Дрессирует зверей - …

Шьёт одежду - …                                        и т. п.

5.Игра «Исправь ошибку».

Повар лечит, а врач готовит.

Маляр рисует, а художник красит.

Учитель стрижет, а парикмахер учит.

Тракторист управляет самолетом, а летчик – трактором.

Тема: «Страна. Родина. Мой город »

1.Повторить. Закрепить. /Дети  должны отвечать полным ответом./

 - Как называется наша страна?

 - Как называется столица нашей страны?

 - Как называется город, в котором ты живёшь?

 - На берегу, какой реки стоит город Новокузнецк?

 - На какой улице ты живёшь?

 - А ещё, какие улицы города ты знаешь?

 - Что такое родина?

2.Что можно увидеть на улицах нашего города?

Проведите для ребёнка экскурсию, покажите ему:

 - городские вокзалы (железнодорожный и автовокзал);

 - городские театры;

 - здания институтов, школ;

 - цирк, планетарий;

 - основные площади, музеи и т.д.

3. Прочтите детям стихотворения (Лучше нет родного края. П.Воронько, Здравствуй, Родина моя. Г.Ладонщиков). Выучите одно на выбор.

Тема: «Транспорт»

1.Поговорите с ребенком о транспорте:

 - Для чего нужен транспорт?

 - Какой транспорт передвигается по воде?

 - А по воздуху?

 - Назови железнодорожный транспорт

 - Перечисли транспорт, который ездит по дороге?

-Какой транспорт перевозит грузы?

-Какие грузы может перевозить грузовой транспорт?

-Как называется транспорт, который перевозит пассажиров?

2.Игра « Назови ласково»

грузовик - (грузовичок)                машина -…

ракета -…                        самолёт -…

автобус -…                        самокат -…

корабль -…                        лодка -…

3. Игра «Один-много»;

трамвай -…(трамваи)                самокат -…

поезд -…                                автобус -…

ракета -…                        грузовик -…

лодка -…                                самолёт -…

4.Игра «1 – 2  – 3 – 4 - 5» со словами: КОЛЕСО, МАШИНА, АВТОБУС

5.Игра «Хлопки». Прохлопать по слогам.  /Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов/

КАБИНА, РУЛЬ, ПЕДАЛЬ, КУЗОВ, КОЛЕСО, МАШИНА, АВТОБУС, ТРАМВАЙ, ТРОЛЛЕЙБУС, ПОЕЗД, САМОЛЁТ, ВЕТОЛЁТ, КОРАБЛЬ, МОТОЦИКЛ, ГРУЗОВИК.

6.Повторите с ребенком стихотворения

А.Барто «Самолёт» и «Грузовик»

Тема: «Посуда. Продукты питания»

1.Рассмотрите с детьми настоящую посуду.

Чайная посуда – чашка, блюдце, чайник, сахарница, чайная ложка, самовар.

Столовая посуда – мелкая и глубокая тарелка, столовая ложка, вилка, нож.

Кухонная посуда – кастрюля, сковорода.

2.Выучите части посуды.

У чайника – носик, крышка, ручка, донышко.

У кастрюли – ручки, крышка, донышко.

3.Игра «Жадина» - со всеми предметами посуды.

4.Игра «Назови ласково» со всей посудой, кроме сахарницы.

5. «Закончи предложение»:

В кастрюле можно варить - …

На сковородке можно жарить - …

6.Игра «Чем будет?». Вариантов ответов должно быть несколько.

Яйцо будет  - (яичницей) …

Мука будет - …

Мясо будет - …

Капуста будет - …

Гречка будет - …

Яблоко будет - …

Молоко будет - …

7.«Верно или неверно»

Сыр в стакане, а кефир на тарелке. (Нет, сыр на тарелке, а кефир в стакане)

Суп на блюдце, а пирожное в кастрюле.

Вилкой едим суп, а ложкой котлету.

Котлеты в сахарнице, а сахар на сковородке.

Каша в чашке, а компот в тарелке.

Тема: « Космос»

1.Игра «Добавь слово».

В космос летает …

Костюм космонавта называется …

Звезды наблюдает …

Наша планета называется …

Ближайшая к нам звезда называется …

2.Игра «Космонавт».

(Игра на внимание и умение ориентироваться в пространстве).

Даете ребенку установку: «Космонавт должен быть внимательным и точно выполнять все инструкции».

Примерные инструкции: «Направо», «Налево», «Встань на носочки», «Подпрыгни», «Постой на правой ноге» и т. д.

3.Выучи загадки, назови отгадки.

Светит, сверкает, всех согревает. …                

Рассыпался горох на тысячи дорог …                

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. …                

Ночью светит нам она, белолицая …

Тема: «Перелётные птицы»

АИСТ, ЛАСТОЧКА, ГРАЧ, КУКУШКА, СКВОРЕЦ, ЖУРАВЛЬ, СТРИЖ, ЧИЖ,  УТКА,  ГУСЬ,  ЛЕБЕДЬ.  

1.Птицы, которые осенью улетают в тёплые края, а весной, когда  становится тепло и для них появляется корм (насекомые), возвращаются обратно, называются перелётными.

2. У птицы есть: голова, клюв, глаза, туловище, грудка,  ноги, хвост, крылья, перья.

3. Игра «Один - много» со всеми названиями птиц +

Гнезд - …               яйцо - …           хвост - …                    перо - …

4.Птицы вьют гнёзда. Откладывают и высиживают яйца. Из яиц вылупляются птенцы.  Игра «У кого кто?»

У аиста   – аистёнок       у ласточки   – ласточка          у грача - …

У кукушки - …              у скворца - …                        у журавля - …

У стрижа - …                 у чижа - …          у утки - …              у гуся - …

5.Игра «Назови ласково»

Скворец – скворушка     журавль – журавушка     соловей – соловушка

Лебедь – лебёдушка       кукушка – кукушечка      утка - уточка

6.Игра «Наоборот»                            

Длинное – короткое (перо)    высоко – низко (летят)

Быстро – медленно (летят)     далеко – близко (летят)

Взлетают – садятся                перелётные – зимующие

Дикие – домашние          сытый – голодный      прилетел - улетел

Тема: « Цветы»

1. Прочитайте стихи о цветах. Выучите понравившееся.

      Одуванчик

Носит одуванчик

Жёлтый сарафанчик.

Подрастёт – нарядится

В беленькое платьице:

       Лёгкое, воздушное, ветерку послушное. 

Ромашка  

Нарядные платьица,

Жёлтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одёжке,

Такие весёлые

Эти ромашки –

Вот – вот заиграют,

Как дети, в пятнашки.

2. Объясните ребёнку.

    Цветы, которые расцветают ранней весной – это первоцветы.

    Цветы, которые цветут на лугах, на полянках –  полевые цветы.

    Цветы, которые выращивают в садах, на клумбах –  садовые цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Не скучные выходные 1. Рассматривание картины "Кошка с котятами" и составление описательного рассказа. Лепка."Кошка".(Рекомендации для родителей о том, как заниматься с детьми среднего возраста в домашних условиях.)

В связи с ситуацией в стране, наши с вами выходные несколько затянулись! Почти все вы собрались дома, поближе к родным стенам, чтобы отдохнуть от работы, суеты, вечной спешки! Чтобы вспомнили о своем ...

Не скучные выходные 4. Ручной труд. Изготовление поделки "НЛО"(Рекомендации для родителей о том, как заниматься с детьми среднего возраста в домашних условиях.)

В связи с ситуацией в стране, наши с вами выходные несколько затянулись! Почти все вы собрались дома, поближе к родным стенам, чтобы отдохнуть от работы, суеты, вечной спешки! Чтобы вспомнили о своем ...

Не скучные выходные 2. Ручной труд. Изготовление поделки "Кошка". (Рекомендации для родителей о том, как заниматься с детьми среднего возраста в домашних условиях.)

В связи с ситуацией в стране, наши с вами выходные несколько затянулись! Почти все вы собрались дома, поближе к родным стенам, чтобы отдохнуть от работы, суеты, вечной спешки! Чтобы вспомнили о своем ...

Не скучные выходные 5. Конструирование из бумаги. "Песик".(Рекомендации для родителей о том, как заниматься с детьми среднего возраста в домашних условиях.)

В связи с ситуацией в стране и усилением режима самоизоляции нам всем приходится оставаться дома. Детям еще сложнее! Им уже надоели мультики и беготня по дому. Предложите им немного позаниматься: лепи...

Не скучные выходные 6. Рисование с элементами аппликации «Веточка вербы».(Рекомендации для родителей о том, как заниматься с детьми среднего возраста в домашних условиях.)

В связи с ситуацией в стране и усилением режима самоизоляции нам всем приходится оставаться дома. Детям еще сложнее! Им уже надоели мультики и беготня по дому. Предложите им немного позаниматься: лепи...

Не скучные выходные 7. Лепка. "Пасхальное яйцо". (Рекомендации для родителей о том, как заниматься с детьми среднего возраста в домашних условиях.)

В связи с ситуацией в стране и усилением режима самоизоляции нам всем приходится оставаться дома. Детям еще сложнее! Им уже надоели мультики и беготня по дому. Предложите им немного позаниматься: лепи...

Не скучные выходные 3.1"День космонавтики".(Рекомендации для родителей о том, как заниматься с детьми среднего возраста в домашних условиях.)

В связи с ситуацией в стране, наши с вами выходные несколько затянулись! Почти все вы собрались дома, поближе к родным стенам, чтобы отдохнуть от работы, суеты, вечной спешки! Чтобы вспомнили о своем ...