«О детском словотворчестве и развитии речевого творчества детей дошкольного возраста».
консультация по логопедии

Гараева Елена Александровна

Потребность в словообразовании ребенка возникает прежде всего, как стремление компенсировать незнание общеупотребительного слова или вследствие ситуативной потребности обозначить содержание, не имеющее в языке однословного наименования. Словотворчество позволяет ребенку на каждом из этапов речевого развития решать коммуникативные задачи при дефиците речевого опыта.

Как объяснить словотворчество, наряду с обычным усваиванием детьми речевых шаблонов? Попробуем разобраться в этом вопросе.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«О детском словотворчестве и развитии речевого творчества детей дошкольного возраста».

Слайд 2

Творчество – это активный, созидательный процесс деятельности человека, направленный на познание и преобразование действительности, созидающий новые оригинальные никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т.д., в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества. Т.е. имеющие общественную значимость. Основой творчества является воображение . Воображение - это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Словотворчество -появление новых слов в речи ребенка.

Слайд 3

Т.Н. Ушакова выделила три основных принципа, по которым дети образуют новые слова. 1. «Слова-осколки» - часть какого-нибудь слова используется ребенком как целое слово. Мы лепили, лепили и получилась « лепь » (лепит)(3г.6м.) Бабушка какой здесь «пах?» (запах) Собака прыгнула большим « прыгом » ( прыжком). 2. Прибавление к корню слова «чужого » окончания . « Пургинки » ( снежинки).Пурга кончилась, остались только пургинки . « Рваность » (дыра) «Я не вижу где на кофточке рваность .» « Помогание » (помощь). «Буду сам одеваться без помогания .» « Иметель » (тот, кто имеет) «Я иметель игрушки». « Страшность » «Не рассказывайте про ваши страшности .» 3. «Синтетические слова» - способ, при котором одно слово составляется из двух. « Ворунишка » ( вор+врунишка ) « Бананас » ( банан+ананас ) « Вкуски »-(вкусные куски) « Бабезьяна »- (бабушка обезьяны )

Слайд 4

Речевое творчество включает в себя пересказ, сочинение, речевую импровизацию Пересказ - творческая речевая деятельность по переработке и воспроизведению основной идеи литературного произведения. Сочинение - самостоятельная речевая деятельность ребенка по созданию целостного литературного текста соответствующее особенностям жанра. Речевая импровизация - высказывания, самостоятельно построенные ребенком в новой ситуации с активным использованием активных речевых умений.

Слайд 5

три этапа развития детского речевого творчества: 1.Обеспечение мотивации творческой речевой деятельности. 2.Накопление содержания для творческой речевой деятельности и развитие познавательных умений. 3.Развитие образно-речевых умений (знакомство со способами создания художественного образа).

Слайд 6

Для развития поэтического слуха ребенка, необходимо использовать следующие методы : знакомство детей с произведениями искусства (как авторскими, так и народными), которые помогут им ярче представить и почувствовать образный язык загадок ,сказок ,рассказов и т.д. использование словесных игр-упражнений, которые будут расширять знания детей о художественном слове, его эмоциональной окраске в различных контекстах. привлечение детей к творческим заданиям - придумыванию сравнений, эпитетов, подбору рифм и т.д.

Слайд 7

примеры заданий по развитию речевого творчества у дошкольников: Создание игровых ситуаций. Утром, когда дети приходят в сад, их ждет какой –либо сюрприз: появляется волшебная вещь (волшебная книга, волшебный карандаш, письмо, чудо –дерево, волшебный цветок и др.), в котором помещается задание для детей о придумывании слов. Например: как бы вы назвали весну и почему? Дети в течение дня придумывают слова, лучшие записываются в альбом . Введение элементов соревнований . которые могут проводятся между командами мальчиков и девочек Использование поощрений. Тот, кто в течение дня придумывал много новых интересных слов, получал почетное звание и переходящую ленту «Лучший выдумщик». В командных соревнованиях лучшие представители команд могут получить звания: «Принцесса (принц) слов» с коронами.

Слайд 8

Подбор пословиц и поговорок задание для детей и родителей: найти пословицы и поговорки русские сходные по смыслу с иностранными. Например : Птицу можно узнать по песне (англ.)- Видно птицу по полету (русск.) Зернышко к зернышку и будет мерка (польск.) - С миру по нитке - голому рубаха (русск.) и т.д . Составление Загадок а) Простейшие загадки описательного характера. Примерные схемы составления загадок. Мяч - Какой ? На что похож ? Круглый как шар Прыгучий как зайчик Звонкий как хлопок

Слайд 9

Азбука важных слов а ДРЕС - его важно знать иначе потеряешься. Б АБУШКА - потому что она самая добрая и ласковая. В ОДА - потому что без нее нет жизни. Наши имена Берется имя ребенка и разбирается по буквам : Марина М -милая А - авторитетная Р - решительная И – игривая Н - нежная А - артистичная

Слайд 10

Спасибо за внимание !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект на тему: «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Театрализованное занятие с использованием ширмы, кукол, кукол-перчаток. Сначала дети встречаю Мишку и рассказывают ему потешки. Далее  в гости к ребятам по  очереди приходят  кошка, соб...

«О детском словотворчестве и развитии речевого творчества детей дошкольного возраста».

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка.Но нельзя путать словотворчество и речетворчество детей. Речевое творчество -это проявление творчества в речевой деятель...

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста...

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста.

Особую актуальность приобретает проблема развития речевого творчества у детей дошкольного возраста с помощью современных образовательных средств, так как творческая личность должна обладать высоким ур...

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...