Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи на тему

Егорова В. А.

Особую актуальность приобретает проблема развития речевого творчества у детей дошкольного возраста с помощью современных образовательных средств, так как творческая личность должна обладать высоким уровнем речевого творчества.особую актуальность приобретает проблема развития речевого творчества у детей дошкольного возраста с помощью современных образовательных средств, так как творческая личность должна обладать высоким уровнем речевого творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_slovotvorchestvo.odt19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 137 компенсирующего вида"

города Чебоксары Чувашской Республики

Методическое объединение педагогического сообщества учителей-логопедов образовательных учреждений общеразвивающей направленности

Развитие речевого творчества

 детей дошкольного возраста.

Подготовила:

учитель-логопед

Егорова В. А.

 

Чебоксары, 2017 год

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста.

Но всех чудес прекрасных на земле

Чудесней слово первое ребенка.

Петр Семынин

  Процесс модернизации  образования привел к принятию новых образовательных стандартов, направленных на полноценное развитие творческих способностей ребенка. Связано это с тем, что государство и общество хотят видеть личность творческую многоплановую, родители, в свою очередь, желают развивать ребенка в разных направлениях и получить в конечном итоге личность воспитанную, неординарно мыслящую, соответствующую сегодняшним требованиям общества.

  В связи с этим, особую актуальность приобретает проблема развития речевого творчества у детей дошкольного возраста с помощью современных образовательных средств, так как творческая личность должна обладать высоким уровнем речевого творчества.

    Речевое творчество – это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации.

Выделяют следующие виды речевого творчества:

  1. Пересказ.
  2. Сочинительство по сюжетным картинкам и по большим картинам.
  3. Составление рассказов, сказок из личного опыта.
  4. Составление сюжетных повествовательных рассказов по темам.

    Способность к речевому творчеству формируется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется запас знаний об окружающем мире, достаточно развиты активная сторона речи, образное мышление и творческое воображение.

Развитие речевого творчества позволяет ребенку занимать позицию активного творца – придумывать необычные предметы, сочинять свои сказки,  психологически раскрепощаться, а также при этом вырабатывается смелость в фантазировании.

    Необходимо заметить, что у  детей такое сильное чутье языка, что создаваемые ими слова  очень  изящны и естественны.

Сплошь и рядом случается, что ребенок изобретает слова, которые уже есть в языке, но неизвестны ни ему, ни окружающим.

Таким образом, ребенок порою самостоятельно приходит к тем формам, которые создавались народом в течение многих веков.

НЕОСОЗНАННОЕ МАСТЕРСТВО

Переиначивая наши слова, ребенок чаще всего не замечает своего словотворчества и остается в уверенности, будто правильно повторяет услышанное. Такое неосознанное словесное творчество - один из самых изумительных феноменов детства.

Даже те ошибки, которые нередко случается делать ребенку при этом творческом усвоении речи, свидетельствуют об огромности совершаемой его мозгом работы по координации знаний.

  Начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, эту гениальность утрачивает. В восьмилетних детях ее уже нет и в помине, так как надобность в ней миновала: к этому возрасту ребенок уже полностью овладел основными богатствами родного языка. Если бы такое чутье к словесным формам не покидало ребенка по мере их освоения, он уже к десяти годам затмил бы любого из нас гибкостью и яркостью речи.

   Недаром Лев Толстой, обращаясь ко взрослым, писал: "Ребенок сознает законы образования слов лучше вас, потому что никто так часто не выдумывает новых слов, как дети"

    Конечно, когда мы говорим о творческой силе ребенка, о его чуткости, о его речевой гениальности, мы, не должны забывать, что  общей основой всех названных качеств является подражание, так как всякое новое слово, создаваемое ребенком, творится им в соответствии с нормами, которые даны ему взрослыми.

Но копирует он взрослых не так просто и не так послушно. Свои языковые и мыслительные навыки ребенок приобретает лишь в общении с другими людьми.

ВЕЛИЧАЙШИЙ ТРУЖЕНИК

Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок как ни в чем не бывало ориентируется во всем этом  даже не замечая своей колоссальной работы.

Поистине ребенок есть величайший умственный труженик нашей планеты, который, к счастью, даже не подозревает об этом.

 Каждое новое поколение детей всегда создает снова и снова великое множество новых слов, не замечая своего языкового новаторства.

К сожалению, у нас все еще не перевелись теоретики, которые продолжают твердить, будто ребенок, как автомат, без раздумья, послушно копирует нашу "взрослую" речь, не внося в нее никакого творчества.

Эта неправда. Стоит только внимательнее приглядеться к языковому развитию детей, чтобы стало ясно, что подражание у них сочетается с самым пытливым исследованием того материала, который предлагают им мы - взрослые.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи детей дошкольного возраста»

цель: повышение профессиональной компетентности педагога дошкольной организации...

«Развитие речевых коммуникаций педагога, как фактор эффективности развития речи детей дошкольного возраста»

Грамотная речь - зеркало, которое наиболее ярко отражает степень общего интеллектуального развития человека....

"РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ)

Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием. Среди ученых, прежде всего надо назвать М.М. Алекс...

Коррекция речевого развития у детей дошкольного возраста - основа их полноценного психического развития

Своевременное овладение речью перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему осознанно воспринимать действительность.Поэтому необходимо  вовремя заботится о развитии речи детей в дошкольном воз...

Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» ...