"РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ)
материал (старшая группа) на тему

Пономарева Татьяна Александровна

Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием. Среди ученых, прежде всего надо назвать М.М. Алексееву, А.М. Бородич, Э.П. Короткову, В.И. Яшину и др.

Развитие речи детей тесно связано с характером их деятельности и общения, и развивается в нескольких направлениях. Во-первых, в ходе общения детей друг с другом и взрослыми совершенствуется ее практическое употребление. Во-вторых, речь является основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самообразование

"РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ)

Воспитатель:

Пономарева Т.А.

Саяногорск 2018

Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием. Среди ученых, прежде всего надо назвать М.М. Алексееву, А.М. Бородич, Э.П. Короткову, В.И. Яшину и др.

Развитие речи детей тесно связано с характером их деятельности и общения, и развивается в нескольких направлениях. Во-первых, в ходе общения детей друг с другом и взрослыми совершенствуется ее практическое употребление. Во-вторых, речь является основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Важно отметить, что при определенных условиях воспитания к концу дошкольного возраста ребенок не только пользуется речью в повседневной жизни, но уже осознает и ее строение, что имеет немаловажное значение для последующего обучения грамоте .

При наличии нормального созревания и функционирования центральной нервной системы развития у ребенка появляется речь. Но для выполнения важнейшей социальной функции, которую речь несет, одних биологических предпосылок недостаточно. Ее возникновение обусловлено общением ребенка со взрослым, особенно с матерью. Далее жизненная практика взаимодействия ребенка с окружающими людьми формирует потребность в общении. Замедляет речевое развитие изоляция ребенка от стимулирующей среды семьи, детской группы и т. п.

Л.С. Выготский впервые выдвинул положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка .

Далее это положение, по мнению Н.С. Жуковой нашло свое дальнейшее развитие и подтверждение в нейрофизиологических исследованиях. Было установлено и подтверждено, что чем больше мозг ребенка получает информации соответствующей возрасту, физическому и психическому состоянию, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы. Главное помнить, что всякая перегрузка отрицательно влияет на состояние центральной нервной системы.

Как средство общения ребенка с миром развитие речи проходит три этапа:

На первом довербальном этапе ребенок еще не может понимать речь окружающих взрослых, но здесь закладываются те условия, которые обеспечат ее овладение в последующем.

На втором этапе ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова.

На третьем этапе происходит овладение разными способами общения с окружающими.

Для развития связной речи важно чтоб она рассматривалась в единстве содержания и формы. Нельзя, чтоб происходило умаление смысловой стороны, это может привести к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т. п.) будет опережать в развитии внутреннюю, логическую сторону. В этом случае у ребенка будет проявляться в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, справляться с правильным употреблением слов, объяснить смысл отдельных слов.

В развитии речи важно все, и поэтому нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Ребенок при получении знаний, представлений должен уметь их правильно выразить в речи. В речевой деятельности детей связная речь представляет собой наиболее сложную форму. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе .

Как форма речи диалог состоит из реплик, цепи речевых реакций. Его осуществление происходит либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь.

Для монологической речи характерна связная речь одного лица, которая несет коммуникативную цель, т.е. сообщение каких-либо фактов действительности. Монолог — это наиболее сложная форма речи, которая служит для целенаправленной передачи информации.

Монологическая речь обладает следующими свойствами: имеет односторонний характер высказывания, произвольность, обусловлена ориентацией содержания на слушателя, для передачи информации ограничено употребление невербальных средств, высказывания произвольны, развернуты, наблюдается логическая последовательность изложения. Особенностью этой формы речи является то, что содержание ее, как правило, заранее задано и предварительно планируется .

Эти формы связной речи играют ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Им отводится центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Для практического овладения языком обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, связано с развитием деятельности и общения .

Основы будущей связной речи закладываются при непосредственном эмоциональном общении со взрослым на первом году жизни. На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться речь детей.

Ко второму году жизни рождаются первые осмысленные слова, позднее они начинают служить обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения.

На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи .

Более сложное и разнообразное общение ребенка со взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития речи: обогащается и ее смысловое содержание, расширяется словарь, главным образом за счет существительных и прилагательных. Кроме величины и цвета, дети могут выделять и некоторые другие качества предметов. Ребенок много действует, поэтому его речь обогащается глаголами, появляются местоимения, наречия, предлоги (употребление этих частей речи характерно для связного высказывания). Ребенок правильно строит простые предложения, используя разные слова и различный их порядок: Таня будет купаться; Хочу гулять; Я есть кашу не хочу. Появляются первые придаточные предложения времени (когда…),причины (потому что…) .

Для детей трех лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь все еще ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Дети допускают много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи .

В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия – для обозначения временных и пространственных отношений. Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения .

Дети чаще начинают пользоваться придаточными предложениями, особенно причинными, появляются придаточные условия, дополнительные, определительные (Спрятала конфету, которую мама купила; Если дождь кончится, пойдем гулять?).

В диалогической речи дошкольники этого возраста употребляют преимущественно короткие неполные фразы даже тогда, когда вопрос требует развернутого высказывания. Нередко вместо самостоятельной формулировки ответа они неуместно используют формулировку вопроса в утвердительной форме. Не всегда умеют правильно сформулировать вопрос, подать нужную реплику, дополнить и исправить высказывания товарища.

Структура речи так же еще несовершенна. При употреблении сложноподчиненных предложений опускается главная часть (обычно они начинаются с союзов потому что, что, когда).

Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картинке, по игрушке. Однако их рассказы в большинстве своем копируют образец взрослого, они еще не могут отличить главное от второстепенного. Ситуативность речи остается преобладающей.

У детей 6-7 летнего возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня.

Развитие детских предложений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности – умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. В определенной мере проявляется умение формировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища.

Под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании и форме детской речи. Проявляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления .

Появляются умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями, что находит прямое отражение в монологической речи детей. Развивается умение отобрать нужные знания и найти более или менее целесообразную форму их выражения в связном повествовании. Значительно уменьшается число неполных и простых нераспространенных предложений за счет распространенных осложненных и сложных.

Появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Однако дети, особенно в старшей группе еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям еще недостаточно развито. В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него, усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений .

Итак, к моменту поступления в школу связная речь у детей с нормальным речевым развитием достаточно хорошо развита.

Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи. Она ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие воспринимают друг друга, воздействуя с помощью жестов, взглядов, мимики, интонации и др. Эта форма речи более проста и по синтаксису: используются незаконченные предложения, восклицания, междометия; она состоит из вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.

Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не сможет стать средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых .

Монологическая речь психологически более сложна для детей, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, так как необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т.д. Монолог требует лучшей памяти, более сосредоточенного внимания к содержанию и форме речи. Монологическая речь опирается на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалогической речи.

Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понятной слушателям, в ней должны использоваться наиболее полные распространенные предложения, наиболее точный словарь .

Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения человека. Для ребенка это является также средством познания, проверки своих знаний, представлений, оценок.

Формирование речи ребенка связано с развитием его логического мышления. Кроме того, основой для становления монологической речи является свободное владение словарем и грамматическим строем языка .

Психологи относят появление монологической речи у детей к пяти годам. Д.М. Эльконин так пишет об этом: "Изменение образа жизни ребенка, формирование новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, переживаний, замыслов. Появляется новая форма речи – сообщение в воде монолога, рассказа о пережитом и виденном….» .

Дети пяти-шести лет должны овладеть основными типами монологической речи: рассказом и пересказом (в их элементарной форме). Между ними есть, как общее, типичное для монологической речи, так и существенное различие.

Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведения, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, то есть развивают их речевые умения .

По содержанию рассказы условно делятся на два вида: фактические и творческие (те, что придуманы самими детьми). Составляя фактический рассказ, ребенок опирается на свои восприятие и память, а придумывая, пользуется главным образом своим творческим воображением.

Содержание фактического рассказа должно точно соответствовать конкретному случаю, основываться на фактах. В этом виде рассказов могут отражаться ощущения, восприятия ребенка (рассказы по восприятию) или представления (рассказы по памяти). Примеры фактических рассказов: описание рассматриваемого растения, игрушки, какого-либо прошедшего события. Этот вид детского рассказа очень ценен, поскольку помогает выявлять детские интересы и воздействовать на них.

При составлении творческих рассказов (рассказов по воображению), основанных на вымышленном материале, дети также используют свой предыдущий опыт, но отдельные сведения ребенок должен объединить теперь новой ситуацией, предложить какое-либо событие.

Известно, что дети семи лет могут по аналогии с прослушанными сказками придумать несложные сказки собственного сочинения, где действующие лица наделяются фантастическими качествами (звери разговаривают, люди превращаются и т. д.).

Дети седьмого года жизни постепенно овладевают структурой связного сюжетного рассказа, выделяют в рассказе завязку, кульминацию, развязку, используют прямую речь. Но содержание творческих рассказов в этом возрасте однообразно, не всегда логично. Развитие самостоятельной практической деятельности детей дошкольного возраста побуждает развитие интеллектуальной практической функции речи: рассуждение, объяснение способов действий, констатация, обдумывание плана предстоящей деятельности и др.

Таким образом, функции речевой деятельности ребенка в онтогенезе развиваются от знаковой (обозначающей, номинативной) и коммуникативной функции общения к планированию и регулированию своих действий. Современный ребенок к старшему дошкольному возрасту должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки; правильно произносить все звуки; иметь словарный запас от четырех до пяти тысяч слов. И как следствие, к концу дошкольного возраста ребенок овладевает основными формами речи, присущими взрослым .  Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи.

Литература:

1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

2. Развитие речи детей дошкольного возраста. // Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984.

3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль, 1997.

4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М., 1984