МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Логоритмика, как средство воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
методическая разработка по логопедии

В работе представлены   рекомендации по организации коррекционного пространства в условиях ДОУ, обеспечивающего преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой через систему логоритмических занятий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 216 «Детский сад комбинированного вида»

                            МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Логоритмика, как средство воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Составитель: Л.В. Прудникова,

Старший воспитатель МАДОУ № 216

                                                г. Кемерово, 2019

В работе представлены   рекомендации по организации коррекционного пространства в условиях ДОУ, обеспечивающего преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой через систему логоритмических занятий. Предлагаю комплексное педагогическое воздействие и направлена на полную коррекцию речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Коррекционно-педагогический процесс организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуальными особенностями развития воспитанников. Методические рекомендации предназначены для педагогов, воспитателей, методистов ДОУ.

Разработчик:

Прудникова Любовь Валерьевна, старший воспитатель  МАДОУ №216 «Детский сад комбинированного вида».

Рекомендации рассмотрены и рекомендованы к использованию на педагогическом совете МАДОУ № 216 «Детский сад комбинированного вида».

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………...….4

Раздел 1. Организация и содержание коррекционной работы по логоритмике………………………………………………………………………7Раздел 2. Логоритмика, как современная образовательная технология, используемая при формировании ритмической деятельности детей………..15

Заключение………………………………………………………………………20

Список литературы………………………………………………………………21

Приложение………………………………………………………………………22

Пояснительная записка

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, нужно использовать различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания можно использовать эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.

Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Почему –логоритмика? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

На занятиях должны соблюдаться основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста нужно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, должны предъявляться определенные требования:

  • занятия проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (во 2-ой половине дня).
  • занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 30 минут в зависимости от возраста детей;
  • занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы
  • содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

Глава 1.Организация и содержание коррекционной работы по логоритмике

Логоритмика - это комплексная методика, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и движением.

Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.

Предметом — многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель — преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи логоритмики:

  • оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных, сенсорных функций, воспитание чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движений, развитие ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений);
  • образовательные (формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений, усвоение теоретических знаний в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности);
  • воспитательные (воспитание и развитие чувства ритма, способности воспринимать музыкальную образность, воспитание положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучение правилам в различных видах деятельности, организаторских способностей);
  • коррекционные (коррекция определенного нарушения в зависимости от возрастных и личностных особенностей, структуры речевого нарушения, характера и степени нарушений речевых и неречевых процессов, состояния двигательной системы).

Исходя из общих задач логоритмики и с учетом определенного контингента детей с речевой патологией (ОНР и ФФНР), на каждом занятии преследуется решение конкретных задач, которые различаются в зависимости от возраста детей, характера речевого нарушения, этапа коррекционного воздействия.

Первый год обучения:

  1. Формирование чувства темпа – восприятия равномерной последовательности одинаковой длительности.
  2. Развитие ощущения ритмического стиля – чувства акцента, чередующихся ударений.
  3. Формирование навыка осознанного восприятия пространства.
  4. Развитие мышечного ощущения направления движения.
  5. Формирование предпосылок исполнительской деятельности на основе элементарного подражания с постепенным отделением исполнительства от подражания.
  6. Формирование простейших элементов творчества, слитых с подражанием.
  7. Расширение пассивного словарного запаса понимания грамматических форм слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков, формирование фразовой речи.

Второй год обучения:

  1. Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение звуков по их длительности.
  2. Стимуляция творческой активности.
  3. Развитие музыкально-пластических способностей.
  4. Воспитание у детей точности и выразительности исполнения.
  5. Выделение творческой функции в самостоятельный вид деятельности.
  6. Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование речевой моторики.
  7. Формирование музыкально-ритмических способностей, развитие музыкально-ритмического мышления.

Занятия организуются фронтально, 1 раз в неделю в соответствии с перспективным планом. Продолжительность занятия зависит от возраста детей, хотя варьируется у различных авторов. В старшей группе  – 20-25 минут, в подготовительной к школе группе – 25-30 минут. На занятиях я использую индивидуальную, подгрупповую, групповые формы работы.

Структура занятия включает три части:

  1. Подготовительную, вводная часть составляет 5-7 минут. Сюда входят различные виды упражнений подготавливающие организм к основной двигательной и речевой нагрузке. Это различные виды ходьбы и бега.
  2. Основную, длится 15 минут. Сюда входят упражнения на развитие зрительной, двигательной, слуховой или слухоречевой памяти и внимания; музыкально-двигательные и музыкально-ритмические упражнения с предметами и без предметов; упражнения, развивающие координацию речи и движения с музыкальным сопровождением и без него; упражнения на развитие продолжительного речевого выдоха и силы звучания голоса, пение песен, распевок, подвижные игры, игры-драматизации с речевым сопровождением, музыкальные игры-драматизации. Основная часть включает как общие, так и специфические виды заданий в зависимости от речевой патологии детей. Так, для детей с общим недоразвитием речи в основной части занятия возрастает доля заданий, связанных с развитием чувства ритма, метра и темпа в сочетании с разнообразными движениями, развитием общих речевых навыков, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, дикции. Значительно увеличивается число игр по расширению словарного запаса детей, уточнению значения слов, формированию обобщающих понятий, развитию грамматического строя речи, связной речи.
  3. Заключительную. Отводится 5-7 минут. Сюда входят игры на развитие мимических и пантомимических движений у детей, упражнения на восстановление дыхания, релаксацию, различные виды спокойной ходьбы, подведение итогов.

Часть занятия

Структурный компонент

Упражнения

Примеры игр

Вводная часть

1.Эмоционально-волевой тренинг

-упражнения, активизирующие внимание;

- этюды на развитие мимики, пантомимики;

-релаксационные упражнения.

«Мимическая зарядка»

«Здравствуй»

«Сонный поезд»

2.Игро-гимнастика

-ходьба и маршировка в различных направлениях;

-упражнения, регулирующие мышечный тонус;

-ориентировка в пространстве.

«Ходьба»

«Ветер и ветерок»

«Замри»

«Змейка»

Основная часть

3.Дыхательно-артикуляторный тренинг

- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

«Говорливый ручеек»

«Ветер-ветер»

«Гудок»

«Артикуляционная гимнастика»

4.Инструментальное музицирование

-упражнения в игре на музыкальных инструментах, звучащих предметах;

-ритмодекламации с инструментами;

-ритмическое и мелодическое сопровождение литературных текстов.

«Оркестр»

«Музыка на кубиках»

«Чудо-домик»

5.Вокальное музицирование

-фонопедические упражнения,

-звукоподражательные игры с пением,

-пение.

«Поющий мяч»

«Волшебный клубок»

«Птичка»

«Приветствие»

6.Игровой массаж и пальчиковая гимнастика

- игры на развитие мелкой моторики;

-массаж и самомассаж.

«Дождик»

«Черепаха»

«Зайка»

Пальчиковая гимнастика

7.Речевые игры и ролевые стихи

-упражнения на развитие просодики;

-речевые упражнения без музыкального сопровождения;

- игры для развития слухового внимания,

- игры на развитие речевого слуха,

- игры на развитие фонематического слуха,

-игры на развитие дикции и закрепления звуков,

-речевые игры на развитие лексики, грамматического строя, связной речи.

«Доскажи словечко»

«Пролетает самолет»

«Лес»

«Летел лебедь»

8.Игро-ритмика

-счетные упражнения;

-ритмические упражнения;

-упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;

-упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

-игровая деятельность.

«Дождик»

«Олени и оленята»

«Веселый поезд»

9.Креативный тренинг

-упражнения для развития творческой инициативы (импровизации, дирижирование, музыкально-речевые сказки)

«Волшебный платок»

«Танец снежинок»

«Звуковые картинки»

«На лесной полянке»

Заключительная часть

10.Подведение итогов, эмоционально-волевой тренинг, дыхательно-артикуляторный тренинг.

-

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой. Следующий принцип предполагает обязательное включение речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексы песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировки на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего и т.п.

Опираясь на свежесть восприятия ребёнка, в первой части занятия даются музыкально-ритмические упражнения, которые направлены на тренировку внимания, памяти, ориентировки, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус, которые пронизывают все разделы занятия. По мере нарастания утомления идет переход ко второй части занятия: слушанию музыки и пению. Слушание музыки целесообразно проводить в середине занятия, чтобы дать возможность детям отдохнуть и подготовиться к игре.

Вслед за спокойным видом деятельности я перехожу к подвижной игре в целях разрядки, а также закрепления выработанных навыков. Заключительная ходьба, а также пластические этюды и реалаксация нормализует дыхание, успокаивает детей, организует их для последующих занятий.

Раздел 2. Логоритмика, как современная образовательная технология, используемая при формировании ритмической деятельности детей

В планировании логоритмических занятий я использовала принцип концентрического наращивания материла по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем. Основа занятий может быть разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, элементы соревнования и т.д.

Поэтому особое место в работе над речью детей ОНР и ФФНР  занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания ситуации успеха на занятии.

Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка. Логоритмические занятия включают в себя пальчиковые, ритмические, коммуникативные игры, музыкально-ритмические движения, чтение стихов, пение, элементарное музицирование на шумовых инструментах, движение под музыку.

Целью логоритмических воздействий является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Для современных детей было бы полезно посещать не реже одного раза в неделю логоритмическое занятие под руководством логопеда или воспитателя и музыкального руководителя. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе специалистов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, а воспитатель (логопед) продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности детей.

Пение - включает упражнения и логопедические распевки для тренировки периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), а также упражнения для развития координации пения с движением.

Игра на шумовых инструментах - способствует развитию ритмического слуха и мелкой моторики. Тренировка пальцев стимулирует развитие определенных зон головного мозга, который, в свою очередь влияет на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание. А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координации движений обеих рук необходимы для овладения навыками письма.

Музыкально-ритмические движения - предполагают упражнения, игры с предметами, способствующие развитию координации движений, ориентировке в пространстве.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного “музыкального” инструмента.

Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка – успех образовательной деятельности. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.

Хороводы – предполагают знакомство с хороводным шагом, способствуют развитию координации голоса и движений.

Пальчиковые игры – кончики пальцев – есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать. Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку – как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Особое место занимают «пальчиковые сказки»- знакомые дошкольникам – «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и др., которые проигрываются при помощи пальчикового театра.

Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок: стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память; формирует ассоциативно-образное мышление; облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

Вот те формы работы, которые способствуют развитию ритмического, тембрового, фонематического слуха столь необходимых для полноценного развития всех сторон речи – интонационной, звуковой, грамматической и т.д.

Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях помогает решать и чисто музыкальные задачи:

  • Развитие ритмического слуха;
  • Развитие тембрового слуха;
  • Развитие слухового внимания;
  • Развитие моторики артикуляционного аппарата;
  • Формирование правильного дыхания;
  • Формирование навыков правильного пения.

Как известно, ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра, поэтому все занятия по логоритмике необходимо организовывать с использованием игровых приемов. Например, в занятия включать сюрпризные моменты, так необходимые для поддержания интереса детей. К детям могут приходить «ожившие» игрушки бибабо и куклы для пальчикового театра. На занятиях по логоритмике можно использовать различные предметы – мячи, ленты, флажки, палочки, самодельные музыкальные инструменты, а также разнообразные звучащие игрушки. Выполнение упражнений с предметами требует от детей еще большей концентрации внимания, что благоприятно сказывается на результате работы.

Логоритмические занятия сегодня могут заинтересовать многих, так как являются интегрированными по своей сути, а этот фактор так важен в рамках внедрения современных Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Заключение

Таким образом, ежегодно изучая данные диагностик, можно сделать вывод о том, что использование в системе работы занятий по логоритмике позволяет полностью скорректировать нарушенные речевые функции у детей или не дать развиться данным нарушениям у детей с тяжелыми речевыми проблемами. 
Помимо этого, к школе дети более физически развиты, развиваются дыхательная, опорно-двигательная система, приходит в норму нервно-психическое развитие. Логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии (оптимальная продолжительность образовательной деятельности, частая смена деятельности детей, дыхательная гимнастика, двигательная активность), что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса, развитию слухового внимания и чувства ритма детей дошкольного возраста.

Список литературы 

  1. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов — М.: Астрель, Владимир, 2010.
  2. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи./ Под ред. Г. А. Волковой. — СПб.: КАРО, 2005.
  3. Громова О. Н., Прокопенко Т. А Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. — М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2001. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6–7 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2007. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ — 2: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6–12 лет. — М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2009.
  5. Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей – М.,. Аверсэв,, 2004.
  6. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебное методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Издательство «Гном-Пресс», 1997 г. – 64 с.
  7. Крупа-Шушарина, С.В. Логопедические песенки для детей дошкольного возраста/ Ростов н/Д: Феникс, 2010, - 99 с.
  8. Потапчук А. А., Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.

                                                                                                                             

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ

                   Картотека по логоритмическим играм на занятиях

Речевые игры – одна из форм творческой  работы с детьми не только в развитии  речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

Речевые игры и упражнения проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.

 

Речевые игры со звучащими жестами

 

Солнышко

Солнышко, солнышко,                  Ритмичные хлопки.

Выгляни в оконышко.

Твои детки плачут,                         Притопы.

По камушкам скачут.                    Лёгкие прыжки с хлопками.

Листопад

Осень, осень! Листопад!                 Ритмичные хлопки.

Лес осенний конопат.                     Щелчки пальцами.

Листья рыжие шуршат                     Трут ладошку о ладошку.

И летят, летят, летят!                        Качают руками.

 

Дождь

Дождь, дождь, дождь с утра.         Хлопки чередуются со шлепками

                                                         по  коленям

Веселится детвора!                          Лёгкие прыжки на месте.

Шлеп по лужам,                              Притопы.

Шлеп-шлеп.                                            Хлоп в ладоши, Хлопки.

Дождик, нас не поливай,                Грозят пальцем.

А скорее догоняй!                             Убегают от «дождика».

Фома

Стучит, бренчит по улице:               Притопы с хлопками.

Фома едет на курице,                        Щелчки по бедрам.

Тимошка – на кошке                         Щелчки.

По кривой дорожке.                          Показывают руками кривую дорожку.

Фома песенку поёт,                           «Пружинка» с хлопками.

Тимка семечки грызет.

Ехали, ехали,                                      Кружатся дробным шагом.

В темный лес заехали.

В лесу мишка сидит                          Присаживаются на корточки.

И на нас рычит:

- Р-р-р-р!                                             Убегают от «мишки».

Снег

Как на горке – снег, снег,                 Поднимают руки вверх, два

хлопка.

И под горкой – снег, снег,                Приседают на корточки.

Два шлепка.

И на елке – снег, снег,                       Поднимают руки вверх, два

хлопка.

И под елкой – снег, снег.                  Приседают на корточки.

Два шлепка.

А под снегом спит медведь.              Притопы.

Тише, тише. Не шуметь!                   Произносят шепотом,

указательный палец возле губ.

Пчёлы водят хоровод

Водят пчелы хоровод –                      Дети топают на месте.

Брум, брум.                                         Хлопки «тарелочками».

В барабан ударил кот –                     Имитируют пальцами игру

на барабане.

Трум, трум.                                         Стучат кулачком о кулачок.

Стали мыши танцевать –                   Выставляют ногу на пятку.

Тир – ля – ля.

Так, что начала дрожать                     Кружатся дробным шагом.

Вся земля.                                            Хлопают в ладоши.

      

Речевые игры с музыкальными инструментами

 

                                     Матрешки и Петрушка

Вот пришли веселые матрешки.

Тук – тук!

Принесли нам расписные ложки.

Тук – тук!                                                

 

Мы на ложках заиграли.

Туки – туки! Туки – тук!

Наши ложки заплясали.

Туки – туки! Тук – тук – тук!

 

Вот бежит приятель наш Петрушка,

Трень – трень.

Он принес ребятам погремушки,

Трень – трень.

 

Погремушки зазвенели –

Трень – трень – трень!

Звонко песенку запели –

Трень – ди, трень – ди!

 

Тук – тук, туки – тук,

Трень – трень – трень – ди – трень!

Будет весело играть

Наш оркестр целый день!

               

Шур – шур – песенка

В тиши шуршунчики шуршат:

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.

Они похожи на мышат.

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.

Дети играют на «шуршунчиках» - султанчиках с бумажными или полиэтиленовыми полосками.

А где-то спит мурлыка-кот.

Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Во сне он песенку поет:

-Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

                      Дети перебирают струны цитры или арфы.

Шур-шур! Мур-мур!

Шур-шур, Мур-мур!

 

Кухонный оркестр

Наш повар Василий

На кухню пришел.

Он главный, он сильный,

Он – как дирижер!

Огромным половником только взмахнет –

Оркестр посудный тотчас запоет:

Кастрюли огромные – бом-бом!

Бидоны бездонные – дон-дон!

Чашки для чая – тинь-тинь!

Сковородка большая – динь-динь!

Вилки и ложки – там-там!

Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам.

Оркестр играет у нас интересный,

А борщ получается – просто чудесный!

Речевые игры с музыкальным сопровождением

Движения дети выполняют, сидя на стуле или стоя, взрослый предлагает детям представить, как они надувают большой и красивый шар.

Вот так шарик надуваем

                                              И до облака взлетаем.

Дети держат руки на уровне губ «замочкам», имитируя большой шар, поднимают их вверх. Голова также понимается медленно вверх. за полукруглыми руками.

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко…ровно…глубоко…

Дети медленно приседают и опускают руки через стороны вниз. Затем выпрямляются, руки опущены, голову держат прямо.

(Для музыкального оформления можно использовать запись музыки Э. Мориконе.)

Все лето качели качались и пели,

                                      И мы на качелях к небу летели!

Дети раскачивают вперед – назад свободные руки, легко пружиня в коленях. На последнюю строчку текста встают на носочки и поднимают руки вверх.

Настали осенние дни

Качели остались одни

Лежат на качелях

Два желтых листа

И ветер качает

Качели слегка.

Голова мягко опускается вниз  руки остаются вверху.

Кисти рук медленно опускаются к плечам.

Туловище слегка раскачивается право и влево.

В музыкальное сопровождение можно использовать фонозапись музыки П. Мориа.

Пешком шагали мышки

По узенькой дорожке

От деревушки Пешки

До деревушке Ложки.

Дети  идут на носочках.

А в деревушки Ложки

У них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки

Дети становятся парами. Держась за руки, имитируют работу пилы.

Запилила пила,

Зажужжала, как пчела.

Дети меняются парами или местами.

Лопнула и стала

Резко бросают руки

Начинай с начала.

Дети стоят врассыпную

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел

Дети выполняют маховые движения руки.

Дети приседают, руками обхватывают колени,

Вращают кистями поднятых вверх рук.

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве.

Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз.

Тот, кто песенку найдет

Дети приседают, руками обхватывают колени,

Будет весел целый год.

Стоя, дети весело хлопают в ладоши.

Может быть использована музыка М. Глинки «Жаворонок»

Ветер дует нам в лицо

Выполняются маховые движения руками на уровне лица.

Закачалось деревцо.

Руки поднимаются, то опускаются подняты над головой, корпус слегка раскачивается вправо – влево.

Ветер дует тише, тише

Мы приседаем ниже, ниже.

Маховые движения вперед – назад. Дети медленно приседают.

Для музыкального сопровождения можно использовать вальсовую музыку.

Дети сидят на корточках.

Из сугроба на опушке

Чьи – то выглянули ушки

Кисти рук прижаты к голове

«Зайчики шевелят ушками»

И помчался, скок – скок – скок,

Белый, маленький зверек.

Дети легко бегут врассыпную, «лапки» сложены перед грудью.

Вот запрыгал он проворно

По тропинке по зеленой

Легкие продвижения вперед и вокруг себя.

Ветер у березок кружит,

Шевелит зайчишке уши.

Выполняются маховые движения руками перед собой с постепенным подъемом вверх.

Ветер – ветер, поиграй – кА,

Не догнать лихого зайку!

Весело хлопают в ладоши. С окончанием текста разбегаются.

Можно использовать музыку П.И. Чайковского «Полька»

Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что же вышло? вышла крыша,

А под крышей мы с тобой!

Дети складывают руки над головой

Подними ладошки выше,

А потом сложи дугой.

Кто же вышел?

Вышли гуси-

Вот один, а вот другой!

Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук.

Подними ладошки выше

И сложи перед собой.

Что же вышло? Вышел мостик.

Мостик крепкий и прямой.

Дети складывают руки перед собой одна на другую «полосочкой».

Можно провести под мелодию русской народной песни «Из – под дуба»

Дети становятся лицом к педагогу.

Пусть стоят на месте ножки

Да – да – да, да – да – да!

Выполняют «пружинка», руки на поясе.

Только хлопают ладошки.

Да – да – да, да – да – да!

Дети стучат по коленочкам.

А сейчас мы будем хлопать-

Хлоп – хлоп – хлоп-перед собой

Хлопают перед собой

А теперь скорей похлопай,

Да погромче, за спиной.

Хлопают за спиной.

Выше, выше будем хлопать,

Выше руки поднимай!

Дети постепенно, хлопая в ладоши, поднимают руки.

Ниже, ниже будет хлопать,

Руки ниже опускай.

Дети, хлопая, опускают руки.

А теперь качать руками

Можно целых пять минут

Покачивают руками вперед – назад, выполняя «пружинку».

Отдыхайте, дети, с ними,

Ручки тоже отдохнут.

Приседают на корточки, ладошки складывают под щечку.

Для музыкального сопровождения можно использовать легкую веселую музыку.

Дети стоят врассыпную, ноги поставлены на ширину плеч, руки сложены «в замочек» за спиной

Стало палубу качать,

Ноги к палубе прижать!

Одну ногу прижимаем.

А другую расслабляем.

Дети  полуприседают сначала на правую, затем на левую ногу, слегка покачиваясь.

Сложим руки на колени,

И тотчас немного лени…

Напряжение улетело

И расслаблено все тело…

Полуприсев, дети выполняют легкие повороты головы, корпус расслаблен

Наши мышцы не устали,

А еще послушней стали.

Дышится легко…ровно…

Глубоко.

Дети выпрямляются, голова поднимается, руки опущены.

Дети делают глубокий вдох.

Используется музыкальное сопровождение П. Мория «Голубая волна»

Любопытная Варвара                                                          Повороты головы влево

Смотрит влево,                                                            Повороты головы вправо.

Смотрит вправо,                                                      Небольшой наклон корпуса вперед.

А потом опять вперед.

И немного отдохнем.                                                        Дети слегка приседают.

Шея не напряжена                                                        Покачивание головы вправо и влево.

И расслаблена…

А Варвара смотрит вверх                                                 Дети выпрямляются,

Выше всех дольше всех     поднимают голову вверх, встают на носки, шею тянут

вверх. Возвращаются обратно –              Дети слегка приседают, покачивают головой вправо

Расслабление приятно!                   влево, возвращаются в исходное положение.

Шея не напряжена

И расслаблена!...

В качестве музыкального фона можно использовать лирическую народную песню (Например:   «Светит месяц»).

Дети стоят врассыпную или по кругу, лицом в центре круга. Пяточки вместе, носочки врозь, руки находятся на поясе. Педагог показывают движения, дети точно повторяют.

Пусть стоят на месте ножки.

Ля – ля – ля.

Дети выполняют повороты корпуса вправо и влево.

Только хлопают ладошки.

Ля – ля – ял.

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай.

Хлоп да хлоп перед собой.

Выполняют ритмичные хлопки перед собой.

А теперь скорей похлопай,

Да погромче, за спиной.

Дети хлопают за спиной.

Выше, выше, выше хлопай,

Руки выше поднимай

Хлопки перед собой снизу вверх мягкими руками.

Ниже, ниже, ниже хлопай,

Руки ниже отпускай.

Выполняют хлопки сверху вниз.

А теперь качать руками

Можно целых 5 минут.

Отдыхайте вместе с нами,

Руки тоже отдохнут.

Дети раскачивают вперед-назад (или перед собой свободно опущенными руками).

Дети стоят по кругу, держась за руки. Под напев русской плясовой  мелодии «Ах ты, береза» двигаются в хороводе, выполняя движения по тексту песни.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Выполняют движения по тексту песни.

Для напева используется мелодия песни .

Лесом по проселку

Шли сюда на елку.

Ну давай, подпевай,

Шли сюда на елку.

Идут по кругу, держась за руки.

Вот бегут зайчишки,

Зайчики – трусишки.

Ушками задвигали,

У елочки запрыгали.

Дети бегут легко на носочках друг за другом, руки держат перед грудью, как «лапки» у зайчиков.

Вот шагают петушки

Золотые гребешки

Красные сапожки

На высоких ножках.

Идут друг за другом, высоко поднимая ноги, руками выполняют широкие маховые движения.

Ну – кА, выходи – кА.

Серый кот мурлыка,

Бархатные лапки,

На лапках цап – царапки.

Идут мягким пружинным шагом, поочередно вытягивая перед собой

мягкие руки-«лапки»

Вышел из берлоги

Мишка на дорогу

Лапами захлопал.

По снегу затопал.

Дети идут вперевалочку, пружиня слегка в коленях.

Повторяется 1 куплет                             

Повторяются движения 1 куплета.

Добрый лес, старый лес

Полон сказочных чудес!

Мы идем гулять сейчас

И зовем с собой вас!

Ждут вас на лесной опушке

Птички, бабочки, зверюшки

Паучок на паутинке

И кузнечик на травинке

Дети останавливаются, под музыку выполняют движения по кругу, по «тропинкам» леса, врассыпную.

Мышка, мышка,

Серое пальтишко.

Мышка тихо идет

В норку зернышко несет.

Мягкий, пружинный шаг, спина слегка прогнута вперед «лапки» перед грудью.

А за мышкой шел медведь

Да как начал он реветь

«У – у! У – у!

Я вразвалочку иду!»

Ноги слегка расставлены, колени чуть согнуты, корпус прямой. Пружинный шаг на всей ступне. Руки перед грудью слегка согнуты в локтях.

А веселые зайчата –

Длинноухие ребята-

Прыг да скок, прыг да скок,

Через поле за лесок.

Легкие прыжки, ноги мягко пружинят в коленях, руки перед грудью, кисти свободно опущены.

Шел по  лесу серый волк.

Серый волк – зубами щелк!

Он крадется за кустами

Грозно щелкаем зубами!

Широкий пружинный шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки попеременно выносятся вперед.

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

По болоту скок – скок – скок

Под мосток – и молчок.

Ноги становятся на ширину плеч, выполняются прыжки с продвижением вперед.

Ой ты, дедушка – ежок,

Не ходи на бережок

Там промочишь ножки

Теплые сапожки!

Легкий неторопливый бег на носочках. Руки согнуты в локтях и прижаты к груди, голова опущена.

Ищут маму медвежата,

Толстопятые ребята,

Неуклюжие, смешные,

Все забавные такие.

Шаг на четвереньках, движение рук и ног поочередно.

В воздухе над лужицей

Стрекозы быстро кружатся

Взлетают и садятся

На солнышке резвятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности диагностики и коррекции музыкально – ритмического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Даны данные диагностического исследования музыкального развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями, представлена система коррекционной работы по данному направлению...

Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...

Методические рекомендации: "Детские презентации, как форма познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

Методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста на тему"Детские презентации, как форма познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста"...

Сценарий районного методического объединения «Использование современных инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста».

В настоящее время каждое дошкольное учреждение стремится к совершенствованию, развитию, ищет новые возможности, создаёт необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества и дл...

Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Логоритмика, как средство воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

    В консультации для педагогов представлены теоретические аспекты и практические задания....

Статья. Логоритмика, как средство воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Логоритмика, как средство воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи....