Главные вкладки

    «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на педсовет по речевому развитию
    статья по развитию речи

    Коробова Ирина Александровна

    статья

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 »

    «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

    Выступление на педсовет по речевому развитию

    Подготовила и провела:

    Воспитатель Коробова И.А.

    г. Чехов, 2015год

    В последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями речевого развития. Целью работы педагога по речевому развитию детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения.

    Согласно ФГОС дошкольного образования: «Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».

    Не случайно «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших. Можно возразить, что не менее важно физическое, эстетическое или социально-коммуникативное развитие. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?

    Для достижения ребенком коммуникативной компетентности педагог помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

    В нашем ДОУ, как показывает опыт, наиболее удачными формами речевого развития детей старшего возраста являются:

    Образовательная ситуация. позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и в большей степени индивидуализировать процесс обучения, планируется и организуется в любое время в режиме дня. Предполагает участие небольшой подгруппы детей в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством, но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера. Дети учатся доброжелательно общаться с собеседником, задают вопросы, выстраивая их в логической последовательности, обобщают полученные сведения в единый рассказ, учатся презентовать составленный текст.

    В старшем возрасте возрастает роль реально-практических образовательных ситуаций. Игровые ситуации являются проблемными по своему содержанию и включают более сложные игровые задачи и активную самостоятельную деятельность воспитанников. Воспитатель выводит детей на получение знаний проблемными вопросами «почему?», «зачем?», «Ты как думаешь?». Например, «что будет, если в сказке появится новый герой?», «Если бы вы оказались на месте героя рассказа, о чем бы подумали?» или «Может ли слово состоять только из гласных звуков?» и т. д. Сюда можно отнести и обучение детей составлению творческих рассказов по картине – составлению текстов реалистического или фантастического характера.

    -Другой формой речевого развития старших дошкольников является ситуация общения. Это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий. Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка. У нас в группе мы ежедневно используем «Круг общения», «Утро коммуникативных встреч», коммуникативные игры. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть:игры-викторины- благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную речевую активность. Можно также предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, обыграть лучшую или все по очереди. В эту группу относят игры – путешествия.

    Для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация. Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом. В старшем возрасте используются ситуации-проблемы и ситуации-оценки. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций. А в ситуации-оценки ребенок учится анализировать и обосновывать свое решение. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его. К этой группе относятся наблюдения, экспериментирование.

    В старшем возрасте формируется коллективное общение, поэтому создание совместных детских проектов, в ходе которых дети учатся обговаривать тему, проговаривать последовательность работы, обсуждать результат своей деятельности – является необходимым условием для коллективного общения. В нашей группе реализуется проект: «Все мы разные, но все мы – дети!». В рамках этого проекта мы с ребятами участвуем во всероссийском проекте «Посткроссинг» – проект по обмену почтовыми открытками и письмами и общение с клубом "Лучики надежды" - общение с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Сценарии активизирующего общения – обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, беседы, дидактические игры. Используется для решения всех задач развития речи, обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик. А так же дидактические игры с готовыми текстами. Подвижные народные и хороводные игры. Сюда можно отнести инсценировки, драматизации. В играх-драматизациях закрепляются и уточняются: словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, навыки словообразования и словоизменения, дети упражняются в составлении связных высказываний, развивают свою объяснительную речь. Театрализация привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, способствует развитию коллективных умений, чувства взаимопомощи, взаимопонимания.

    Речевое развитие осуществляется и через физкультурные минутки, литературно-музыкальные праздники, агитбригаду, социальные акции, книги самоделки, посиделки,

    календарь событий (тематические дни и недели, юбилейные даты книг и писателей, экскурсии и др. Досуги по произведениям детских писателей вызывают у детей интерес к художественному слову, знакомят и учат понимать смысл жанровых особенностей литературных произведений. Показателем хорошего развития речи детей является участие в конкурсе чтецов. При подготовке к конкурсу дети учатся не только правильно проговаривать каждое слово, но и эмоционально передавать смысл произведения.

    Одной из нестандартных форм работы по развитию речи является лэпбук. Лэпбук – тематическая папка с играми и речевым материалом, который подбирается и изготавливается педагогом вместе с детьми. Лэпбуки направлены на развитие всех сторон речи (фонетику, лексику, грамматику и связную речь, расширение знаний и представлений об окружающем, развитие мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества, подготовку к обучению в школе.

    Следующей формой работы являются интерактивные игры и игровые презентации, которые помогают формированию звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Мнемотаблицы – схемы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

    Для словесного анализа предложений используем модель «живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении.

    Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк. Идет отработка знаний о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.

    Мозговой штурм или коллективное решение проблем: перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает свое суждение, как можно ее решить, принимаются все варианты. Сюда можно отнести такие игры как «Брейн - ринг», «Что? Где? Когда?», КВН. Эти игры можно проводить как итог лексической темы.

    Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объемному изображению из конструктора, помогают ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.

    Артикуляционные и речевые упражнения. Игры на развитие речевого дыхания. Пальчиковые игры. Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. К этой группе можно отнести и аква – гимнастику - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые упражнения подбираются в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

    Сюжетно-ролевые игры - это очень хороший повод пообщаться.

    Это формы речевого развития, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Но по ФГОС и родители, наряду с педагогами, должны быть партнерами в развитии детей. В нашем ДОУ ведется работа по речевому развитию с родителями: анкетирование, консультации, домашние видео презентации, привлечение родителей к участию в проектах, проводимых в группе, конкурсах поделок, рисунков, акциях, мастер – классах, игровых досугах. Например: акции «Расскажи, мне сказку, мама!», «Почитай мне на ночь, папа!», изготовление подарков с детьми папам и мамам, мастер – классы: «Георгиевская ленточка», «Дыхательная гимнастика как основа профилактики часто болеющих детей и правильного звукопроизношения», «Развиваем пальчики – развиваем речь». Правильно выбранные формы работы способствуют становлению коммуникативной компетентности ребенка в речевой деятельности, а так же обеспечивают становление значимых для возраста личностных качеств.

    Мы предлагаем использовать ежедневно и многократно ситуации такого рода, как бы просты на первый взгляд, они не казались, ведь как говорил Михаил Ростиславович Львов: «Чтобы научиться говорить, надо говорить».

    Говорите с детьми!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

    Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

    Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

    Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

    Проект "Активизация речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, посредством нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики"

    В материале представлен проект по активизации речевой деятельности у детей с ОНР, посредством использования нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики....

    Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста

    Выпускная квалификационна работа по теме: Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошко...

    Развитие детей старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

    Представлен опыт работы по развитию детей у  5-6 лет творческого склада ума,  воображения, эмоциональной впечатлительности,  личности  через лепку....