Конспект непрерывной образовательной деятельности "Путешествие по планетам солнечной системы".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Николаенко Галина Ивановна

Обогащение экспрессивного словаря детей по теме "Космос".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_pl._s.s.docx45.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад №78                            комбинированного вида Фрунзенского района г. Санкт – Петербурга

Конспект НОД в подготовительной группе

«Путешествие по планетам Солнечной системы»

(познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное   развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие)

                                                Составители:

                                                                       воспитатель Аббасова Л.А.

                                                                                          учитель – логопед Николаенко Г.И.                                

Санкт – Петербург

2017 г.

Задачи

Образовательные:

1. Закреплять и расширять знания детей о планетах Солнечной системы, о небесных телах, о космонавтах.

2. Упражнять в отгадывании загадок, составлении слов из букв.

3. Упражнять в прямом и обратном счете, умении ориентироваться на плоскости.

4. Развивать графические навыки и умения.

5. Развивать память, логическое мышление.

Коррекционные:

1. Упражнять в правильном употреблении предлогов и падежных окончаний в речи детей.

2. Обогащать словарь детей синонимами и антонимами.

3. Закреплять умение образовывать качественные прилагательные в сравнительной степени.

4. Развивать навыки правильного речевого дыхания

Воспитательные: 

1. Включить каждого ребенка в деятельность и создать благоприятную атмосферу в группе (создание положительного эмоционального фона, настрой на совместную деятельность).

2. Развивать у детей коммуникативные навыки (чувство присоединения, сплоченности, работа в команде), проявлять умение слушать другого, доброжелательность, чувство товарищества, волевую регуляцию поведения.

3.  Воспитывать чувство гордости за нашу великую страну, которая смогла первой послать человека в космос.

  Материал:

- иллюстративный материал по теме «Космос», портреты космонавтов;

- энциклопедии, познавательная литература о космосе;

- презентация о планетах Солнечной системы, музыкальное сопровождение;

- «космические» костюмы для детей, костюм для Астронома;

- на коврографе изображена модель планет Солнечной системы;

- мягкие игровые модули;

- конверты с заданиями, звездочки.

Оргмомент

Воспитатель предлагает встать детям в круг:

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

Скорей становитесь со мною в кружок!

Давай улыбнёмся и скажем: «Привет!»

Солнцу: «Привет!»

Гостям всем: «Привет!»

Воспитатель: - Я сегодня получила письмо, прочитаем его.

«Мы, жители планеты Нептун, обращаемся к вам, ребята, с просьбой: помогите вернуть нашу планету на свою орбиту. Космический ураган перепутал все планеты Солнечной системы. Спасите нас, пожалуйста! В этом конверте звездочки – подсказки».

- Выручим жителей планеты Нептун?

  Какая по счету планета Нептун? Вспомним считалку про планеты (дети встают в круг, передают по кругу солнышко и рассказывают считалку: каждому – по слову).

   

Светит Солнце, а вокруг есть планеты, восемь штук.

Вам планеты по порядку перечислим мы сейчас…

- Раз! Меркурий, - Два! Венера,

- Три! Земля, - Четвёртый – Марс,

- Пять! Юпитер, - Шесть! Сатурн,

- Семь! Уран, - Восьмой – Нептун.

Дети: - Восьмая!

Слайд № 1 – планеты Солнечной системы.

Воспитатель: - У каждой планеты свой собственный путь

                            Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.

                            Вокруг Солнца вращаются наши планеты

                            По – разному все они солнцем согреты.

- Чтобы добраться до планеты Нептун, нам надо все планеты Солнечной системы вернуть на свои орбиты. Далекий космический путь предстоит нам.

Отгадайте, кто нам поможет в путешествии:

                                В небо часто он глядит:

                                В этом деле эрудит!

                                Ночью он не занят сном-

                                Тот учёный... (астроном).

Под музыку входит Астроном.

Астроном: - Здравствуйте, ребята! Я тоже получил сигнал о помощи от жителей планеты Нептун.  Давайте вместе отправимся в космическое путешествие.

                     - На чем можно полететь в космос?

Дети: - На ракете, на комете, на летающей тарелке, на ковре – самолете, на метле…

Воспитатель: - Достанем звездочку! (предлагает ребенку прочитать).

Ребенок: - На корабле воздушном,

                    Космическом, послушном,

                    Мы, обгоняя ветер,

                    Понесемся на… (ракете).

Астроном: - Чтобы вернуть на место планеты.

                      Давайте все дружно построим ракеты.

Под музыку дети строят ракеты из модулей.

Воспитатель: - Отгадаем загадки и узнаем название ракет (предлагает детям прочитать).

Дети: - В космосе сквозь толщу лет

             Ледяной летит объект

             Хвост его – полоска света,

             А зовут объект… (комета).

          - Осколок от планеты

            Средь звезд несется где – то

            Он много лет летит- летит

            Космический…(метеорит).

Слайд № 2 – комета и метеорит.

Астроном: - Ребята, вы знаете, что такое комета? Что такое метеорит? Чем они отличаются?

Дети: - Комета - небесное тело малых размеров, состоящее изо льда и каменных обломков; хвост          кометы состоит из пыли и газа.

Метеорит – каменные тела космического происхождения, некоторые могут упасть на поверхность планеты Земли.

Воспитатель: - Астроном посчитает, кто в какой ракете полетит.

Астроном: - Раскинув свой огнистый хвост,

                       Комета мчится между звезд.

                       Где – то в космосе летит

                       Голубой метеорит:

                       Комета – метеорит, комета –  метеорит…  

Дети выбирают капитанов ракет.

   

                        - Полетели! (под музыку).

 Воспитатель: - Как вы считаете, на какую планету мы летим? (Меркурий).

                            Почему? (1-ая планета Солнечной системы).

                            Долетели!

Правильно ли выбрали путь, подскажет 2-ая звездочка (достает звездочку). Предлагает ребенку прочитать.

Ребенок: - Вот планетам младший брат,

                   По размеру маловат.

                   К солнышку всех ближе он

                   Потому и раскален… (Меркурий).

Слайд № 3 – планета Меркурий.

Воспитатель: - Как вы думаете, на планете Меркурий есть жизнь? Почему?

Дети: - На планете Меркурий нет жизни. Это самая маленькая планета, ближе всех расположена к Солнцу. Температура днем +350 градусов, а ночью  - 170 градусов. Атмосферы на Меркурии нет, поэтому его атакуют астероиды и оставляют на поверхности много кратеров.

Астроном: - Поиграем в игру «Скажи наоборот».

                        Далекий – близкий                        Улететь - прилететь

                        Темный – светлый                         Взлететь - приземлиться

                        Высокий – низкий                         Открыть - закрыть

                        Тяжелый – легкий                          Собрать - разобрать

                        Яркий – тусклый                            Включить – выключить

Воспитатель: - Найдите планету Меркурий и поместите на свою орбиту.

Динамическая пауза «Полетели в космос» (проводит Астроном).

5, 4, 3, 2, 1 (руки поднимают рывками через стороны)

Мы в космос полетели (соединяют поднятые руки в замок)

Летим мы высоко (бегут по кругу с поднятыми руками).

Ракета мчится быстро,

Летим мы далеко (остановиться, руки опустить).

К звездочкам лучистым (показывают «звездочки»),

К планетам золотистым.

Воспитатель: - Что нам звездочка подскажет? Какие планеты нам укажет? (достает 3-ю звезду).

                  В небе я свечусь нередко,                        На планете чудеса:

                  Ваша ближняя соседка.                            Океаны и леса,        

                  Я -  Меркурию сестра                               Кислород есть в атмосфере,

                  И на мне всегда жара… (Венера).           Дышат люди им и звери… (Земля).

Слайд № 4 – планета Венера, планета Земля.

- На какой из этих планет есть жизнь? Почему?

 Дети: - Жизнь есть на Планете Земля. Ее поверхность покрыта водой на 70%, и она является единственной из планет, на которой есть такое количество воды. Атмосфера Земли состоит из азота и кислорода. Сутки длятся 24 часа.

Воспитатель: - Что вы скажите про Венеру?

Дети: - Это 2-ая планета от Солнца. На Венере воды нет, поверхность покрыта застывшей лавой, температура достигает 470 градусов. На планете много кратеров и возвышенностей.

Астроном: - Давайте поиграем «Буквы потерялись».

                      Команда «Комета» собирает слово Венера, команда «Метеорит» - слово Земля.            

                      Расположить буквы нужно вертикально.

 В – воздух, вселенная                                             З – звезда, закат

 Е                                                                                Е

 Н – невесомость, небо                                            М – метеорит, Марс

 Е                                                                                Л – луноход, луна                                                

 Р – рассвет, радуга                                                  Я

 А

- Какие согласные буквы есть в словах Венера и Земля. Подберите слова с заданными согласными  буквами в начале слова.

Воспитатель: - Найдем планеты Венера и Земля, поместим на свои орбиты.

Астроном загадывает загадку:

- Красно солнце закатилось,

  Ночь была б совсем темна,

  Если б в небе не светилась

  Светлоликая …(Луна).

Слайд № 5 – Луна.

- Ребята, что вы знаете о Луне?

Дети: - Луна – единственный спутник Земли. Она повернута к нашей планете только одной стороной. На поверхности Луны много кратеров, гор, равнин. На Луну приземлялись американские астронавты.

Воспитатель: - Продолжим наше космическое путешествие (достает 4-ую звезду). Предлагает    ребенку прочитать.

 

 Ребенок: - Это красная планета,

                    По соседству с нами.

                    И зимой и даже летом

                    Мерзнет подо льдами.

                    Странно, что ни говори, -

                    Лед не сверху, а внутри… (Марс).

Слайд № 6 – планета Марс.

- В честь кого названа планета Марс? С чем это связано?

Дети: - Планета Марс названа в честь бога войны – Марса. На ней большое количество железа и поэтому поверхность планеты покрыта песком красного цвета. Сутки составляют 24 ч. 37 мин.

Космонавты хотят полететь на Марс и исследовать планету.

Под музыку входит девочка.

Девочка: - Здравствуйте,  ребята! Меня зовут Марсианка. Я – житель планеты Марс. А вы кто?

 С какой   планеты прилетели? (ответы детей).

 Земляне, а вы хотите со мной поиграть в игру «Хвастунишки»?

              М.: - Наша планета красивая.

              Д.: - А наша еще красивее!

              М.: - Наши горы высокие.

              Д.: - А наши еще выше!

              М.: - У нас моря глубокие.

              Д.: - У нас моря глубже!

              М.: - Наши реки чистые.

              Д.: - А наши еще чище!

              М.: - Наши дороги широкие.

              Д.: - А наши еще шире!

              М.: - Наши ракеты быстрые.

              Д.: - А наши еще быстрее!

       

Марсианка: - Здорово! Мне все больше и больше нравится ваша планета.      

Дети: - Полетели с нами! Сначала надо выручить жителей планеты Нептун, вернуть планету на свою орбиту.

Марсианка: - Я не могу. У меня очень много дел на моей планете. На прощание я подарю вам эту     звездочку (протягивает звездочку). До свидания, ребята! (уходит под музыку).

Воспитатель: - Найдем планету Марс и поместим на свою орбиту.

                       

                          Достает 5-ую звезду.

                   

                        - В телескоп скорей взгляните

                          Он гуляет по орбите,

                          Там начальник он над всеми,

                          Больше всех других планет.

                          В нашей Солнечной системе

                          Никого крупнее нет… (Юпитер).

                       - Такая мрачная, суровая планета!

                          От Солнца далеко: здесь холод, мало света.

                          Гуляют вихри скоростные, ветры задувают

                          И множество колец планету окружают… (Сатурн).

Слайд № 7 – планета Юпитер, планета Сатурн.

- Что вы знаете о планетах Юпитер и Сатурн?

Дети: - Юпитер – самая большая планета в Солнечной системе. Кислорода и воды на его поверхности нет, состоит из газа. Имеет огромное количество спутников – 67. Сутки на Юпитере длятся 10 часов.

Сатурн – 2-ая планета по размерам в Солнечной системе. Сутки длятся 10,5 ч. Атмосфера состоит из газа - водорода. Имеет 65 спутников и несколько колец. Кольца состоят из маленьких частиц льда и камней.

Астроном: - Поиграем! Игра «Помощник Астронома».   

     У Астронома в руках звезда. Он двигается под музыку по кругу, останавливается между двумя детьми, кладет звезду. По счету 1-2-3, беги, дети разбегаются. Первый прибежавший ребенок становится «Помощником Астронома».

Воспитатель: - Поместим планеты Юпитер и Сатурн на свои орбиты.

                            А вот еще звездочка – подсказка (достает 6-ую звезду).

                           - Пышный газовый гигант

                             Брат Юпитера и франт.

                             Любит он, чтоб рядом были

                             Кольца изо льда и пыли… (Уран).

Слайд № 8 – планета Уран.

                           - Какая это планета?

Дети: - Уран является третьей по размеру планетой в Солнечной системе, его называют «ледяной планетой», т.к. температура составляет – 224 градусов. Планета как бы «лежит на боку». Лето длится столько же, сколько и зима – по 42 года.

Астроном: - Поиграем в игру «Полубуковки».

                      Вызвать капитанов ракет. Задание: «Дописать буквы, прочитать слова». Капитаны могут  обращаться за помощью к своей команде.

 

Слайд № 9 – портреты Ю.Гагарина и В. Терешковой.

Воспитатель: - Что вы знаете о Ю.А. Гагарине?

                           Кто такая В.В. Терешкова?      

 Дети: -12 апреля 1961 года впервые в мире Ю.Гагарин совершил успешный полет вокруг Земли на   космическом корабле «Восток». Выполнил один оборот вокруг Земли, который длился 108 минут.

Этим подвигом гордится наша страна.

 В. Терешкова совершила первый  в мире полет женщины – космонавта на космическом корабле «Восток – 6», он продолжался почти трое суток.

Астроном: - Какими качествами должны обладать космонавты?

Дети: - Космонавты должны быть трудолюбивыми, аккуратными, сильными, здоровыми, ловкими,

  веселыми, добрыми…

Воспитатель: - Поместим планету Уран на свою орбиту.

                         

                       - Внимание! Внимание! Всем экипажам срочно вернуться в свои ракеты. Из космоса поступило сообщение, нас просят его расшифровать!   

                         Достает 7-ую звезду.

                       

                       - Красиво светится планета

                         Ярко – бирюзовым, синим цветом.

                         Носит имя божества морского.

                         Далека от Солнца, но диаметра большого… (Нептун).

Слайд № 10 – планета Нептун.

                          - Мы летим на планету Нептун! (под музыку). Что за планета Нептун?

Дети: - Нептун – 8-ая, последняя, планета от Солнца. Он похож на Уран. Нептун относится к ледяным гигантам. Скорость ветра самая высокая из планет Солнечной системы, достигает 700км/час.

Нептун также имеет кольца. Планета названа в честь морского бога – Нептуна.                   

           

Астроном: - Нас никто не встречает! Вот лежит послание. Ничего не понятно? Как вы, ребята, думаете, что нужно сделать?

 

Дети: - Каждой букве соответствует цифра. Сложим цифры по – порядку и поймем, что написано в послании.

 

Дети каждой команды выкладывают на ковре фразы.

«Спасибо, земляне!»

«Спасибо за помощь!»

Воспитатель: - Вернем последнюю планету на свою орбиту.

   

Слайд № 11 – планеты Солнечной системы.                      

                         

    - Пора нам возвращаться на нашу красавицу Землю. Займите места в своих ракетах, начинаем  обратный отсчет: 10, 9, 8… (под музыку).

                        - Полет закончен! Мы на нашей родной планете – Земле. Пора прощаться с Астрономом.  Спасибо за помощь!

Астроном: -  Молодцы, ребята! В память о нашем космическом путешествии, я подарю вам альбом с раскрасками и споем песню о дружбе.

 

                        В космосе мы побывали,

                        О планетах мы узнали.

                        На Земле – наш дом родной,

                        Сбережем ее с тобой!

                        Будем с вами мирно жить,

                        Дружбой нашей дорожить!

         

          Исполнение песни «Ты да я, да мы с тобой»

                        - До свидания!

Подведение итогов мероприятия.

- Где мы сегодня путешествовали? (по планетам Солнечной системы).

 Какие планеты перепутали свои орбиты?

- Только дружба, смекалка, находчивость помогли нам справиться с заданиями и вернуть все планеты Солнечной системы на свои орбиты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»...

Конспект совместной деятельности "Путешествие по планетам солнечной системы"

Развивать умение решать задачи, на основе слухового восприятия, выделять главные свойства....

Конспект образовательной деятельности по конструированию с использованием ТИКО – конструктора в подготовительной группе «Путешествие по планетам солнечной системы».

Пояснительная записка: в данном приложении представлена конспект образовательной деятельности по конструированию с использованием ТИКО – конструктора в подготовительной группе «Путешествие...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Планеты солнечной системы"

Конспект НОД "Планеты солнечной системы"Цель: активизировать знания об основных небесных телах Солнечной системы, значение солнца для здоровья человека, мерах предосторожности при длительном...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Планеты солнечной системы»

полезный материал для детей поготовительной группы , увидительное потешествие в космос !!!...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Планеты солнечной системы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей   группе «Планеты солнечной системы»...