ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ: "Театрально-игровая деятельность, как средство развития речи у детей с ОНР»
проект по логопедии (подготовительная группа)

Несмеянова Ольга Александровна

Театрально-игровая деятельность, как средство развития речи у детей с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32»


УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

            «Детский сад № 32»

       ________Махиня Н. Ю.

          «__» ________________







Педагогический проект
«Театрально-игровая деятельность, как средство развития речи у детей с ОНР»




                                         Проект составлен:
                                                                 учитель-логопед Несмеянова О.А.




г. Троицк

2019г.

Содержание.

1. Введение

3

2. Проблема

6

3. Актуальность

7

4. Модель развития речевой активности дошкольников

8

5. Реализация проекта

- Паспорт проекта

- Перспективный план работы с детьми

- Перспективный план работы с родителями

9

6. Защита проекта

9

Приложение

15

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

В решении задач, связанных с развитием речи ребенка-дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности.

Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует, что знакомство с различными видами театра, а так же театральные постановки для детей и с их участием, играли важную роль в их развитии, приобщали детей к театральному искусству. Они не только приносили радость понимания искусства театра, но и воспитывали художественный вкус, развивали речь, учили ребенка лучше понимать окружающий его мир.

Дети- дошкольники, как правило, всегда рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных представлениях, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки, обогащая свой внутренний мир.

Ознакомление с различными видами театра и театрализованная деятельность, позволяет решать многие задачи программы детского сада: одной из самых важных для дошкольников является развитие речи, и повышение речевой активности. Разнообразие различных тематик, средств изображения, эмоциональность театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на эффективную и когнитивную сферы ребенка, повышает речевую активность, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. Театр – особый и прекрасный мир!

Театр – это игра! Не игра-забава, а игра-модель, игра-поведение, игровое состояние личности и коллектива, самой жизни.

Принимая на себя различные роли, ребенок вынужден действовать самостоятельно, учиться анализировать проделанную работу как собственную, так и сверстников, в результате чего развивается самостоятельность суждения действий. Театр – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Театр для ребёнка серьёзное и настоящее дело: эта игра нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности. В настоящее время театр, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратил своё предназначение. А ведь именно театр играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время театр – это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребёнка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Театр – это сказка, а сказка всегда входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

По представлениям педагогов и психологов, гармоничное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста заключается в последовательном освоении трёх уровней: психофизического, социального и эстетического.

Психофизический уровень эмоционального развития проявляется в процессе внимания ребёнка во время прослушивания сказки, в адекватности реагирования, в непроизвольных репликах, непроизвольных движениях, в неосознанных отношениях детей к героям на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению – через мимику, пантомимику, жесты, позы, эмоциональную дистанцию. При этом ребёнок за внешними эмоциональными проявлениями угадывает смысл поведенческих реакций и реагирует в соответствии с этим смыслом.

Социальный уровень является последующей ступенью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, характерной чертой которого является эмоциональный контроль, эмоциональнаясаморегуляция. Это позволяет выделить в эмоциональном развитии социальные чувства, которые эффективно формируются в процессе восприятия и переживания сюжета, поскольку включается механизм содействия герою, мысленного обыгрывания и прочувствования его поступков. Социальный уровень – главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника – это появление способности управлять эмоциями, то есть произвольность поведения.

Эстетический уровень – уровень художественного образа – характеризуется особым видом эмоционального познания, при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. Разнообразные сюжеты литературных произведений не только расширяют представления ребёнка, обогащают его знания о действительности, главное – они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Таким образом, можно сделать ВЫВОД: что все вышесказанное дает основание утверждать, что ознакомление детей с театром и непосредственное участие дошкольников в театрализованной деятельности ведет к повышению и эффективности речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.

Проблемы

Полноценное образование ребёнка дошкольного возраста возможно лишь при условии психологического комфорта ребёнка в процессе общения со сверстниками, взрослыми в детском саду и семье. В настоящее время появились проблемы:

- затяжные адаптации детей и родителей к условиям ДОУ;

-недостаточно созданная среда для самостоятельной и творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста;

 -воспитание детей разных национальностей, поэтому много двуязычных дошкольников, что затрудняет общение между сверстниками;

- увеличилось число детей с общим недоразвитием речи.

Поэтому актуальность педагогического опыта обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и коммуникативных качествах личности.

Актуальность

Актуальность темы определяется следующими показателями:

- Знакомясь с театром, а так же участвуя в театрализованной деятельности, дети сталкиваются с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения;

-С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

-Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

 -Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.

4. Модель развития речевой активности дошкольников

Ознакомление детей с театром и непосредственное участие дошкольников в театрализованной деятельности ведет к повышению и эффективности речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.

Цель данной работы: последовательно знакомить детей с театром, повышать речевую активность, развивать инициативу, самостоятельность в играх с куклами, развивать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками ДОУ. Продукт совместной деятельности:

Практическая работа осуществляется на базе ДОУ «Детский сад № 32" по трём направлениям:

1 «Развивающая среда»;

2 «Дети»;

3 «Взрослые».

Первое направление- формирование развивающей среды.

ТСО (аудиозаписи музыки, детские произведения)

Это атрибуты для организации театрализованных игр (ширмы, куклы би-ба-бо)

Второе направление- это работа с детьми.

Она включает в себя творческую деятельность детей, как совместную с логопедом (1 раз в неделю), так и самостоятельную. Это: театрализованная деятельность.

При работе с детьми используются следующие методы: наглядный, информационно-рецептивный, репродуктивный, словесный, проблемное обучение, игровой.

Третье направление – «Взрослые».

Это работа с родителями, специалистами ДОУ.

Она включает в себя:

-Создание мини музея игрушек сделанных своими руками;

-Выступление кукольного театра; -Изготовление альбома.

5. Реализация проекта

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

ПОЛНОЕ

НАЗВАНИЕ

ПРОЕКТА

«Театрально-игровая деятельность, как средство развития речи и моторики рук»

АВТОРЫ

ПРОЕКТА

Автор проекта: Несмеянова О.А.

ВИД ПРОЕКТА

Информационно-творческий,групповой

ОСОБЕННОСТИ

ПРОЕКТА

По составу участников: детско-взрослый;

По типу: коррекционно-образовательный;

По сроку реализации: долгосрочный

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность темы обусловленапотребностью общества в развитии:

-нравственных;

-эстетических;

- коммуникативных качеств личности.

УЧАСТНИКИ

ПРОЕКТА

Дети подготовительной логопедической

группы, родители, учитель-логопед, воспитатели.

УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОЕКТА

Знакомство детей с театральной куклой – бибабо осуществляется по следующим принципам:

1. Принцип стимуляции познавательной,

исследовательской деятельности, активности

ребенка. Имеет место ситуация выбора,

незавершенный образ, его неожиданность и

проблемность, постановка дальней цели.

2.Принцип творческой, гуманнойнаправленностипедагогического процесса, характеризующийсяразвитием воображения, фантазии.

3. Принцип свободы и самостоятельности,

позволяющей подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы испособыдействия.

4.Принцип_интегративности

характеризующийся связью:

-театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной и др.), с

различными видами искусств (драматическим,

изобразительным);

- детского и взрослого искусств;

- театральной игры и совместной созидательной

деятельности педагога и ребенка.

импровизационность;

-гуманность;

-систематизация занятий;

-учет индивидуальных особенностей детей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ

РЕЗУЛЬТАТ

- Совершенствование всестороннего развития

артистических способностей детей средствами

театрализованного искусства;

- развитие творческой самостоятельности;

- углубление знаний о предметах, куклах,

декорациях;

- расширение, активизация словаря детей;

воспитание культуры речевого общения;

- закрепление навыков импровизации знакомых

сказок, побуждать детей придумывать новые

сюжеты;

- искать выразительные средства для создания

образа используя позу, мимику, жест, речевую

интонацию;

- воспитание отрицательного отношения к

жестокости, хитрости, трусости, формирование

чувства сотрудничества и взаимопомощи.

ПРОБЛЕМА

Полноценное образование ребёнка дошкольного

возраста возможно лишь при условии

психологического комфорта ребёнка в процессе

общения со сверстниками, взрослыми в детском

саду и семье. В настоящее время появились

проблемы:

- затяжные адаптации детей и родителей к условиям ДОУ;

-недостаточно созданная среда для самостоятельной и творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста;

-воспитание детей разных национальностей,  что затрудняет общение между сверстниками;

-увеличение числа детей с общим недоразвитием речи.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА

Последовательно знакомить детей с театром, повышать речевую активность, развивать инициативу, самостоятельность в играх с куклами, развивать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками ДОУ.

ЗАДАЧИ

- знакомство детей с театром би-ба-бо;

-совершенствование артистических навыков;

-работа над речью и интонацией;

-коллективные взаимодействия;

-умение сочувствовать, сопереживать;

-развитие моторики рук.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

1.Определение темы (проблемы проекта).

Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

Составление плана, схемы проекта.

Обсуждение проекта на родительском собрании.

Сбор информации и литературы.

Дополнительного материала.

2. Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

 Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

3. Презентация проекта.

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1.Беседа о театре.

2. Чтение разных сказок.

3. Самостоятельное составление сказок,

4.Рассказывание сказок собственного сочинения.

4.Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.

5.Инсценировка сказок с использованием  театра би-ба-бо

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТЫ С

РОДИТЕЛЯМИ

1.Беседа с родителями «Знакомство с проектом»

2.Домашнее задание для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам)

3. Чтение сказок с детьми

4. Придумывание сказок с детьми

5. Консультация«Как читать сказку и развивать речь».

7. Изготовление кукол к сказкам.

МЕТОДЫ

ПРИЁМЫ

НАГЛЯДНЫЙ

Наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, наглядно-слуховые

ИНФОРМАЦИОННО-

РЕЦЕПТИВНЫЙ

Совместная деятельность педагога и ребёнка

РЕПРОДУКТИВНЫЙ

Уточнение и воспроизведение действий по образцу

СЛОВЕСНЫЙ

Беседа, рассказывание с целью ознакомления с заданной темой

ПРОБЛЕМНОЕ

ОБУЧЕНИЕ

Творческое использование готовых заданий,

самостоятельное выполнение заданий

ИГРОВОЙ

Использование сюжета сказок, игр для организации детской деятельности

Перспективный план работы с детьми по театрализации.

Задачи:

-работа над звукопроизношением, слуховой памятью;

-воспитание слухового внимания;

-развитие артикуляционного аппарата (развитие становления четкой дикции и артикуляции);

-работа над речевым дыханием, воспитание умения владением ритмом и темпом речи, силой голоса, способностью к изменению тембра;

-формирование правильного темпа речи и интонационной выразительности речи;

- расширение словарного запаса (уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей

действительности);

- развитие содержательности и связности речи;

- развитие речевого творчества и выразительности;

- развитие способностей в речевой деятельности;

- развитие мелкой моторики.

Игровая и театрализованная деятельность: работать над соблюдением единства и адекватности речи, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении, совершенствовать умение озвучивать игровую ситуацию, формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок, умение передавать характер героя сюжета, умение выполнять различные взаимосвязанные действия и объединять их в единую сюжетную линию. Обучать умению инсценировать, разыгрывать сценки по знакомым сказкам, взаимодействия с другими персонажами.

Формировать эмоциональную сферу. Проведение театрализованных игр по

сказкам.

Содержание раздела:

  1. «Удивительный мир кукол»
  2. «Знакомство с театрализованной ширмой»
  3. «Играем в театр»
  4. «Персонажи сказок»
  5. «В гостях у Снежной королевы»
  6. «Приключение сказочного героя»
  7. «Приходите в театр к нам!»

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Январь

3 неделя

«Удивительный мир кукол»

Рассказ о куклах би-ба-бо

Рассказ способов действия с куклой

Январь

4 неделя

«Знакомство с театрализованной ширмой»

Устройство ширмы

Назначение театрализованной ширмы

Февраль

1 неделя

«Играем в театр»

Закрепление знаний о сценическом представлении

Игровые импровизации на закрепление знаний

Февраль

2 неделя

«Персонажи сказок»

Беседа об игровых образах

Игровые диалоги

Февраль

3 неделя

«В гостях у Снежной королевы»

Чтение сказки

Разыгрывание спектакля

Февраль

4 неделя

«В гостях у Снежной королевы»

Закрепление знания ролей

Показ спектакля

Март

1 неделя

«Приключение сказочного героя»

Беседа об игровых образах

Разыгрывание спектакля

Март

2 неделя

«Приключение сказочного героя»

Закрепление знания ролей

Показ спектакля

Март

3 неделя

«Приходите в театр к нам!»

Закрепление знания ролей

Показ спектакля

Перспективный план работы с родителями

Январь

«Воспитательные возможности

Театрализованной деятельности»

«О роли родителей в развитии речи ребёнка»

Анкетирование

Консультация на стенде

Февраль

«Играйте вместе с детьми»

«Как устроить домашний театр для детей»

«Роль художественной литературы в развитии речи детей»

Консультации на стенде

Март

«Развитие речи дошкольников в игре»

«Зачем ребёнку кукольный театр»

«Как читать сказку и развивать речь»

Консультации на стенде

Приложение №1.

Консультации для родителей.

Консультация для родителей №1.

«О роли родителей в развитии речи ребенка».

- Ты, посмотри, вот Лика, соседская девочка, как говорит хорошо, не остановишь!А мой, хоть ей и ровесник, а говорит так, словно каша во рту!

Достаточно часто приходится слышать от родителей подобного рода

высказывания с нотками неудовольствия и раздражения. А откуда берётся «кашаво рту?» Как самостоятельно помочь малышу овладеть правильной речью? На чтоследует обратить внимание? На эти вопросы мы и попытаемся ответить.

«Каша во рту» может быть результатом нарушений в строении артикуляционногоаппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхнихзубов по отношению к нижним и др. Чтобы это предупредить, очень важноследить за состоянием и развитием зубочелюстной системы и вовремя обращаться за консультацией к стоматологу. Так же искажённое звукопроизношение можетбыть следствием нарушенного мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Итут уже необходима консультация учителя-логопеда и психоневролога.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль вовладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков.Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их.Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормальновоспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание наразвитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянныхсильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио,телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно их лечить.Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, недопускать чрезмерно громкой речи.Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, ноне следует форсировать речевое развитие. Так же вредно нагружать его сложнымречевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучиватьсложные по форме, содержанию и объему стихотворения, читать художественныепроизведения, предназначенные детям более старшего возраста.Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильнопроизносили все звуки и слова.Нередко причиной неправильного звукопроизношения является подражаниеребенком неправильной речи взрослых, старших братьев, сестер, сверстников, скоторыми малыш часто общается. Не способствует развитию речи ребенка частоеупотребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов,недоступных для его понимания или сложных по звукослоговому составу. Есливаш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следуетпередразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Некоторые нарушениядетской речи возможно скорректировать только при помощи специалистов,учителей-логопедов. Но ряд недостатков возможно исправить и в домашнихусловиях. В семье обычно поправляют ребёнка, когда он неправильно произноситтот или иной звук, слово, но подчас делают это с насмешкой или раздражением. Кисправлению речевых ошибок надо подходить весьма осторожно. Ни в коемслучае не ругайте малыша за его плохую речь и не требуйте от него немедленноговерного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибкинужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно

произнесенное ребенком слово, лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации,

предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать

содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. В том

случае если ребенок допустит ошибки, не следует его перебивать, предоставьтеему возможность закончить высказывание, а затем уже исправьте его ошибки.Очень часто дети задают нам разные вопросы. Порой на них трудно сразу найтиправильный ответ. Но отмахиваться от вопросов ребенка не стоит. В этом случаеможно пообещать дать ответ позже, когда ребенок поест (погуляет, выполниткакое-либо задание и т. п.), за это время вы сможете подготовиться к рассказу.Тогда малыш получит правильную информацию, увидит, в лице родителей,интересного для себя собеседника и будет стремиться к общению.В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывалудовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новыезнания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строитьпредложения, четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.Примером создания такой обстановки может послужить полный или хотя бычастичный отказ от просмотра телефильмов и телепередач в присутствии ребенка,исключение, пожалуй, может составлять детская передача "Спокойной ночималыши" и только в качестве подготовки ко сну. И как замечают сами родители,общение с ребенком становится более длительным, осознанным и наполненнымразвивающими играми, занятиями, совместным творчеством.

Консультация для родителей №2.

«Играйте вместе с детьми».

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры,

покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательноезначение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлеченияребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей,капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценятеё, как одно из важных средств воспитания.Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, вкоторой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Ихпривлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношениеродителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их

отношение к труду, к окружающим предметам. Дети подражают родителям:

манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всёэто они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опытповедения, формы отношения.С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игрыдетей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам,тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнокначинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственновоспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов,которые ему надо создать по представлению. Однако без руководства со сторонывзрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть.Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеютфантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеюторганизаторскими способностями. Им трудно сговариваться с партнёрами,действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, можетстать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другомусвою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощивзрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взросломуможно взять второстепенную роль.Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей,удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру всвои силы.Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с нимрастёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеетсамостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построитьмысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять егозамысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умениидошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения ксвоим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой,старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрениесвоих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игрыребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Игрушка – центр игры,материальная опора. Она наталкивает на тему игры, рождает новые связи,вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки,которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение длядетей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки.Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики,солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятампостоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона,проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают,дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей,фантазию, формирует трудовые навыки.В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные

(изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.),

двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные

игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки,

матрёшки, настольные игры).Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну,привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Преждечем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том,какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только скуклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которыхформируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки скуклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нетобщих интересов и нет предпосылок для возникновения дружескихвзаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, сдетским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками.Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на«мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образемальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малышполучил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающиелюдей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызываютположительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с раннихлет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушкиоказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения сокружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, тоигрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делитсвои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детейчувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместеподумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнитьнедостающие конструкции, как использовать постройку в игре.Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможностьполучать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность,

глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строговыполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы всепартнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Онипривлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать». А когдав игре участвуют мама, папа, бабушка, старший брат, игра превращается внастоящее искусство – театр. И тогда, помимо, огромного удовольствия ребенокполучает необходимый толчок в развитие речи и всех психических процессов.Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов даютвозможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведенияхудожественной литературы, придумывать сказки. Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только чтокупили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность

действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка

становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое

игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал ксложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своимпланом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёравселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.Если у дошкольника, есть игровой уголок, то время от времени ему следуетразрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнатебабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождаетновые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игрене бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут вобществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов,любви между ними в дальнейшем.

Консультация для родителей №3.

«Как устроить домашний театр для детей».

Все дети любят играть «в дом», «в магазин» и прочие игры, которые педагоги

называют сюжетно-ролевыми. Дети участвуют в них сами от своего имени или отимени кого угодно. Уже в три года малыш хочет побыть и продавцом, и мамой-папой, и дракончиком, и доктором в белом халате… Но совсем другое дело –театр. Это не просто игра в лицах – это игра на зрителя. В театре нет такойспонтанности, как в обычной игре – актёру приходится выучить роль, следоватьходу пьесы и стараться, чтобы всё было слышно и видно зрителям, а не толькопартнёрам по сцене.

-Театр-игра.

К пяти годам ребёнок уже может справиться с настоящей «актёрской работой»,т.е. разучить свою роль и сыграть её в спектакле для публики. Для какойпублики? А для родных бабушек с дедушками, дядями и тётями, для соседскихребят и их родителей.

Технология проста. Собираете несколько детей (если своих недостаточно, зовётетоварищей по детскому саду и других), выбираете сказку (желательно короткую,желательно смешную или с элементами таинственности), распределяете роли.Если в сказке имеются какие-нибудь ночные гномы, домовые или колдунья вчёрном – это то, что нужно! Вполне подойдёт одна из басен Крылова, например,«Стрекоза и муравей». Там мало действующих лиц, и в то же время имеетсядиалог. Но помните, что главное для спектакля – действие. Если сказка кажетсявам слишком затянутой, – сокращайте. Особенно безжалостно сокращайте слова

повествователя – оставляйте минимум, необходимый для разъяснения действия.

-Распределение ролей

Дети примеряют на себя свои роли слишком буквально. Поэтому девочки оченьлюбят играть принцесс и добрых хозяйственных падчериц. Но кто-то должениграть и мачех, и мачехиных дочек. Что же делать? Постарайтесь преподнестиотрицательных персонажей с юмором, сделайте их забавными. Превратите театр ввеселье. К слову сказать, мачеху вполне может сыграть мальчик. Это всегдаполучается очень смешно.Затем остаётся выучить реплики. Дети обычно запоминают их быстро. Еслиучаствуют товарищи по детскому саду или по подъезду, попросите их родителейхотя бы разок повторить реплики дома. Для себя вы можете оставить рольсказочника – должен же кто-то вести повествование: «Жили-были старик состарухой…» Выходить на сцену не обязательно – читать этот текст можно из-закулис и там руководить всем процессом: следить за выходом артистов,подсказывать слова, если кто-то разволнуется и всё перезабудет.

-Реквизит.

Разумеется, нужно подготовить костюмы. Для этого сгодятся подручные

средства: из собственной летней юбки можно смастерить платье до пола. Не

нужно ничего резать: где-то подколоть булавками, где-то прихватить ниткой.

Крылышки для стрекозы легко сделать из проволоки и тюля (на плечах

конструкция закрепляется с помощью резинок, как рюкзак) – что-то подобноепродают в магазинах в преддверии Нового года.С гримом тоже всё понятно: у вас есть косметичка, а в ней тени, румяна и прочее.Если вас это не устраивает, можно купить грим для детского театра в магазине.Старайтесь обойтись минимальным набором декораций. Понятно, что роль тронаможет исполнить обычный стул. Он же годится на роль собачьей конуры и дажерояля. Ваша выдумка решит все проблемы.

-Сцена.

Даже если у вас однокомнатная квартира – это не повод отказываться от

постановки. Гости рассаживаются на диване, а в центре комнаты происходит

действие. Дверь в прихожей – это кулисы, за которыми толпятся артисты. Летомможно устроить представление на свежем воздухе, среди зелени.Этот праздник – детский. Вы можете фонтанировать самыми необычнымиидеями. Но помните: этот театр – не для вас. Он – для детей. Не пытайтесьдобиться стопроцентной слаженности и актёрской отдачи. Дети – не актёры. Имне интересно работать над ролью бесконечно. Старайтесь не перестараться! Иначедети потеряют всякий интерес к вашей затее.

Есть ещё одна проблема. Некоторые дети наотрез отказываются играть впостановке, потому что хотят смотреть. Выход простой. Пусть кто-нибудь из

взрослых заснимет весь спектакль на видеокамеру. Или на фотоаппарат. И тогдадети не только смогут посмотреть на себя со стороны, они почувствуют себякиноартистами.Возможно, такой домашний театр – дело хлопотное. Но оно того стоит. Это нетолько решение дидактических задач – ваши дети получат опыт публичноговыступления. Не говоря уже о том, что это просто праздник!

Консультация для родителей №4.

«Роль художественной литературы в развитии речи детей».

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир

человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.Научившись сопереживать с героями художественных произведений, детиначинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В нихначинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие,доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитываетсяпринципиальность, честность, настоящая гражданственность.

«Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и неузнал ее»,— писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессеусвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель.Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи,оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременноформирует его этические (нравственные) представления.Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюрнародного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки.Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живойюмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр.Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Народ  непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких другихпроизведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположениятруднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядомслов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был быктупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпакагороху». А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок,считалок — эффективное средство педагогического воздействия, хорошее

«лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает ихсамих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духегуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми,защищая обиженных и слабых и наказывая злых.

Консультация для родителей №5.

« Развитие речи дошкольников в игре».

Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем назанятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся,хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач,

поставленных в игровой форме.Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающуюзадачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условиемличного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками.Для того, чтобы заниматься развитием речи Вашего малыша, вовсе необязательноусаживать ребенка за стол, создавать атмосферу урока. Существует много игр, вкоторые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в

транспорте.Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружескиедоверительные отношения с Вашим малышом.

Словесные речевые игры.

Как тебя зовут? (Народная игра)

Цель. Активизировать производные наименования и их формы; соотносить

производный глагол и движение.

Участники игры садятся кружком на стулья (на траву). Водящий дает каждомукакое-нибудь смешное имя (либо дети выбирают имя сами): Пузырек, Метла,Расческа, Авторучка, Самосвал и т. д. После этого водящий задает вопросы.Отвечая на них, надо повторять только «свое слово» (пузырек, метла и пр.).Отвечать надо быстро, не задумываясь. Ни в коем случае нельзя смеяться. Другиепусть смеются, а тот, с кем говорит водящий, должен отвечать серьезно. Дажеулыбаться нельзя.Водящий подходит к тому, кого он назвал Метлой, и важно предупреждает:

Кто ошибется,

Тот попадется!

Кто засмеется,

Тому плохо придется!

После этого он спрашивает:

— Кто ты?

— Метла.

Вожак показывает на волосы играющего и спрашивает:

— А это у тебя что?

— Метла.

Вожак показывает на руки:

— А это у тебя что?

— Метлы!

Вожак показывает на ноги:

— А это?

— Метлы.

— А что ты ел сегодня утром?

— Метлу!

— А на чем ты ездишь по городу?

«Какая бывает собака?»

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можнобольше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки,какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди. Другие темы: «Какая бывает весна?», «Какая бывает корова?» и т.п.

« Угадай, кто мой друг»

Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных, Для

каждой игры-занятия отдельная тема - домашние животные, дикие животные,

птицы, рыбы и т.д. Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни. Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее. Остальные дети (или взрослые) пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного.

«Отвечай быстро!»

Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:

Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)

высокий, прочный, кирпичный ... (дом)

рыжая, пушистая, хитрая...(лиса)

зеленая, колючая, нарядная... (ёлка)

« Скажи по-другому»

Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями, например:

«Машина быстро ехала по шоссе». А теперь, представьте себе, что эти слова

вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Надо

придумать вариант той же фразы другими словами. При этом ни одно из слов

начального предложения не должно повторяться. (Автомобиль мчался по дороге)

Консультация для родителей №6.

« Зачем ребенку кукольный театр?»

Живая кукла - возможно ли это?

Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшиелучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли разомкнуть темницусвоей статичности, рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм? И даже куклы-роботы не способны эту мечту исполнить, ведь их движения механистичны и, пожалуй, еще более далеки от желаемого "оживления", которого чает ребенок. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Речь пойдет об удивительном создании рук человеческих – кукле-перчатке. О тряпичной мягкой кукле, которую можно "оживить" с помощью руки и "одушевить" силой своих эмоциональных переживаний. Приходилось ли Вам когда-нибудь знакомить малыша с этой игрушкой? Если да, то вспомните его первую реакцию. Кроха уже привык к окружающим его обычным куклам, застывшим в одной позе и выражающим лишь одну эмоцию, а то и вовсе равнодушным. И тут вдруг он видит куклу, которая тянется к нему руками, кивает головой, непринужденно раскланивается и здоровается с ним будто сама собой… Изумление, любопытство, желание потрогать и разгадать тайну "живой и говорящей" игрушки – все одновременно выражается на лице крохи. За первым неизгладимым впечатлением следует освоение возможностей куклы, которые

оказываются практически безграничными.

В чем же преимущества такой игрушки?

-Во-первых, одевая куклу на руку, ребенок "сливается" с ней, отождествляется с персонажем, в которого будет играть. С ее помощью он может не просто отрабатывать модели поведения, как он это делает с обычной куклой. С ней он способен эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире.

Кстати говоря, именно поэтому куклы-перчатки используются детскими

психологами в психокоррекционной работе. На занятии психолог предлагает

ребенку разыграть специально для него придуманный сценарий. В процессе

представления, в том или ином виде воссоздающего травмирующую ребенка

ситуацию, малыш с помощью куклы-перчатки выражает свои переживания и

агрессию. Таким образом, дети избавляются от мучивших их страхов и

негативных эмоций.

-Во-вторых, кукла-перчатка, сама по себе несет некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла – веселая или грустная - изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки, мульт-или телефильма. Играя с куклой, ребенок психологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний. Несколько разнохарактерных кукол-перчаток помогут малышу ответить на вопрос, каково это – быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, смелым или трусливым, открытым или замкнутым, раздражительным или спокойным… И наконец, главное, каково это – быть взрослым? В игре он больше не малыш, он – взрослый: решает взрослые проблемы, сам справляется с жизненными ситуациями, самостоятельно делает выбор.

Для какого же возраста подойдет эта игрушка?

В принципе, начинать знакомить малыша с куклами-перчатками можно уже с 1,5 лет. Для начала родитель или воспитатель сам выступает в роли актера. Наденьте куклу на руку, и пусть сказочный персонаж расскажет и покажет малышу сказку. Ребенок пока будет зрителем, а сказочный герой вовлечет малыша по мере разворачивания сюжета в примитивные совместные действия. В 3 года ребенок уже может самостоятельно играть с куклой-перчаткой, выстраивая сюжетную смысловую цепочку из 3 – 4 действий и озвучивая эти действия. Малыш с удовольствием подхватит игру, начатую взрослым, а фантазия уже позволит ему использовать в игре воображаемые предметы и предметы- заменители. К 4 годам малыш научился хорошо говорить и может на равных с взрослым или сверстником организовывать театрализованные представления. Теперь для ребенка становится чрезвычайно важной следующая ступень – построение и развитие диалогической речи. Ему важно обогатить опыт общения в различных ситуациях. И нет лучшего помощника для ребенка в этом деле, чем тряпичная кукла-перчатка или, что еще эффективнее, набор кукол-перчаток – героев сказки, то есть, кукольный детский театр. Приобрести ребенку эту игру не составит труда: кукольные наборы для инсценировки известных русских и украинских народных сказок, сказок Ш.Перро, Г.Х. Андерсена и других писателей можно купить сейчас в детских магазинах развивающих игр. Подражаем, сочиняем, говорим... и взрослеем! Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка. Сказка затрагивает самые глубинные пласты

психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности.

Очевидно благотворное влияние сказки даже на психику взрослого человека. Для ребенка же сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развить память и речь. Ритмичный, простой и певучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов ("жили-были", "жить поживать да добра наживать", "зайчик-побегайчик", "лисичка-сестричка", "бил-бил, не разбил"), значительно облегчает понимание сказок и тренирует речевой аппарат ребенка при произнесении сказки вслух. В театральной постановке может участвовать вся семья, а чтобы ребенку было интереснее, пригласите для игры его сверстников. Пусть каждый из малышей выберет героя, который ему симпатичен. Научите детей называть вслух свою роль и пояснять в игре свои действия, озвучивать персонажа. "Я - лягушка-попрыгушка", "Я - лисичка-сестричка", "Я - волчок–серый бочок" – каждый из героев говорит с особой интонацией, выражает только ему свойственный характер. И помните, театр – это волшебное действо, для которого нужно обеспечить соответствующую "магическую" обстановку: полумрак, кулисы, с помощью свечей или разноцветной подсветки можно создать таинственную игру

света и тени. Но вернемся к разговору о полезности

Что еще дает ребенку игра в кукольный театр? Вспомним, что куклаполностью подвластна ребенку, зависит от него. Это дает малышу возможность смоделировать собственный мир, который будет являться отражением "настоящего" мира, мира взрослых. В этом моделировании параллельно  происходят два очень важных для развития малыша процесса. С одной стороны, это подражание взрослым, которое является одним из ключевых факторов детского развития. Раз за разом ребенок повторяет движение, ситуацию, фразу, сказку, отслеживая при этом реакцию окружающих. Через это подражание ребенок учится самоопределению.

Второй процесс противоположен по своей сути, но внутренне тесно взаимосвязан с первым. Это процесс создания своего, нового мира, т.е. творчество. Сюжет сказки – лишь опора для малыша, лишь толчок к самостоятельному творчеству. В идеале, кукольный театр нужен ребенку как возможность для бесконечных экспериментов, модуляций.

Что такое творчество?

Это способность создавать собственные идеи, не действовать по шаблонам и подсказкам. Творческие способности закладываются в детские годы и развиваются на основе собственной активности, заинтересованности реальным миром. Поэтому так важно дать ребенку возможность свободного познания окружающей действительности. Поощрять его не только в том, чтобы он выучил, запомнил и "правильно" сыграл ту или иной роль, но и в том, чтобы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которой он сможет реализовать свои фантазии. Именно так формируется основа будущего творческого восприятия мира. Возможность сформировать эту основу и дает

малышам игра в кукольный театр.

Консультация для родителей№7.

«Как читать сказку и развивать речь»

Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, нодействовать и творить, опираясь на них. Но, к сожалению, в настоящее время используется не весь потенциал сказки. Ребенок чаще сидит у телевизора, т.к. смотреть сказку легче и интереснее, чем читать или слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникают ассоциации. Поэтому детям нужно

чаще читать и разбирать прочитанное. При кратком пересказе сказки дети часто путаются в чередовании событий, не всегда могут назвать действующих лиц. В придумывании собственных сказок часто повторяются действия других детей. Это подтверждает то, что с детьми не проводится работа по сказкам, направленная на развитие познавательных процессов.

Я рекомендую подходить к работе со сказкой нетрадиционно. Т.к. развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано, т.е. уча детей мыслить оригинально, не привычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка.Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошоориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

1. Чтение сказки. Беседа по сказке:

- Понравилась сказка? Что понравилось? Почему?

- А вот мне не все понравилось. Что могло мне не понравиться?

- Кто помог Аленушке спасти братца Иванушку?

- А как бы вы поступили на месте Аленушки, если бы вам родители наказали

заботиться о младшем братике?

- …. Если бы вам печка сказала, что поможет найти братика, только нужно съесть

пирожок?

- А как бы вы поступили на месте печки, яблоньки и речки? Вы стали бы помогать

Аленушке спрятаться с братом от Гусей-Лебедей?

- Почему сказка называется Гуси-Лебеди?

- Давайте придумает другое название сказки.

2. Словесные игры и приемы:

- Игра «Назови ласково»

- Вам нравятся герои сказки? А когда нам кто-то или что-то понравится, мы

называем их ласково. Давайте назовем ласково: сестру, брата, яблоню, мышь,

печь, дерево, реку, дом, кисель, молоко.

- Игра «Задумай слово»

-Поиграем в такую игру. Сейчас (ребенок) задумает слово, которое есть в сказке, но называть его не будет, а просто расскажет, что это слово обозначает, а мы отгадаем, какое слово задумал (ребенок). Например: Она маленькая, серенькая и пищит.

- Игра « Отгадайте сказку по словам»: «Унесли они ее братца», «Яблонька, красавица, спрячь нас».

- Игра «От каждого по словечку».

- А сейчас мы с вами составим поезд. Поезд – это предложение, а каждый из вас назовет по одному слову – это будут вагоны. Будем браться за руки, так сцепим вагончики-слова. И если поезд составлен правильно – он сможет поехать (каждому ребенку, назвавшему слово, дается нарисованный вагон).

Придумывание предложений про Аленушку, Гусей-Лебедей, Бабу-Ягу, печку, яблоньку.

- Игра «А если бы…»

- А если бы печка, яблонька и река отказались помогать девочке, что тогда ей

пришлось бы сделать, чтобы спастись самой и спасти братика?

- А если бы Гуси -Лебеди служили доброму волшебнику, какие тогда они были бы?

- Игра «Хорошо-плохо»

- Мышка помогла девочке убежать от Бабы-Яги. Что в этом хорошо, а что плохо?

- Река молочная. Что в этом хорошо, а что плохо?

- Печка умеет разговаривать. Что в этом хорошо, а что плохо?

-Какие герои в этой сказке хорошие, а какие плохие?

- Гуси-Лебеди какие? Почему?

- Баба-Яга какая? Почему?

- Придумывание другого конца сказки.

- А если бы Баба-Яга оказалась доброй, как тогда закончилась бы сказка?

- Но если Баба-Яга добрая, зачем Гуси-Лебеди унесли Иванушку?

- Давайте придумаем сказку, где Аленушка стала злой, а Баба-Яга – доброй.

- Изменение сюжета сказки путем добавления нового героя

- Рисование понравившихся героев сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

Самообразование "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность:           В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь &mda...

Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей с ТНР.

В последнее время возрастает количество детей с нарушениями речевого развития.Самое частое речевое нарушение- тяжелое нарушение речи (ТНР),когда нарушеным все компоненты речи (звукопроизношение,фонема...

План самообразования воспитателя по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста»

Процесс развития речи ребенка раннего возраста – процесс сложный              многоплановый и для успешной его реализации необход...

«Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Я целенаправленно использую в своей работе с детьми театрализованную деятельность, как в организованной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей. Театрализованная деятельност...