Адаптация ребёнка в детском саду
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кузнецова Ольга Вячеславовна

Проблема адаптации детей к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_v_det.sadu_.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

 Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.  Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания различных факторов внешней среды.

 Проблема адаптации детей к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс зачастую протекает сложно и болезненно.  Ребенок может отказываться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные для этого возраста привычки, от которых он уже избавился (сосать пальцы, грызть ногти).

   В период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: умывания, кормления и т.д., а также стереотипов общения.

   Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребенка и формировались в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение. Так, укладывая малыша спать, мама действует в определенной последовательности, и стоить ей сделать лишь первое движение, произвести знакомое действие, как он начинает зевать, закрывает глаза, т.е. реагирует на первый же раздражитель. Стереотипы помогают ребенку действовать, не задумываясь, не тратя лишней энергии. Нужно отметить, что возникновение динамических стереотипов не всегда оправдано. Так при поступлении ребенка в дошкольное учреждение выясняется, что он приучен засыпать дома только в том случае, если рядом ложится мама. Еще один пример: малыш до трех лет был лишен возможности общаться со сверстниками, хотя потребность в этом у него была. В  первые же дни пребывания в детском саду у такого ребенка возникает множество серьезных проблем – ведь навык общения у него не сформирован. Часто родители, не смотря на стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему – так быстрее, меньше хлопот. В детском саду такой ребенок будет чувствовать себя беспомощным, неприспособленным к новым условиям.

   Итак, при поступлении в детский сад  малыш не только расстается на длительный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Все это может вызвать сильный стресс в виде различных негативных реакций, плача и даже серьезных заболеваний.

   Забота и любовь родителей делают малыша более защищенным.  Но ведь в жизни ему придется преодолевать множество психологических преград, а для этого нужно развивать у него инициативность и самостоятельность. Наблюдения показывают, что, если дети 2-3 лет самостоятельно решают проблемы, возникшие в игре, они готовы к решению реальных жизненных задач, в том числе и в новых, непривычных условиях.

   Таким образом, можно сказать, что для формирования адаптационных механизмов необходимо, с одной стороны, сочетание определенных стереотипов, которые лежат в основе поведенческих реакций, а с другой – насыщенность жизни ребенка в эмоциональной, познавательной, социальных сферах, где особенно важно развитие инициативности, самостоятельности.

     Для определения готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и прогноза адаптации были разработаны психолого – педагогические параметры, которые объединены в три блока:

1. Поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей:

  • преобладающее настроение ребенка;
  • характер засыпания, сна;
  • аппетит ребенка;
  • отношение ребенка к горшку;
  • навыки опрятности;
  • плохие привычки;

2. Нервно-психическое развитие:

  • понимание речи;
  • игровая деятельность, движения и навыки;
  • активная речь.

3. Черты личности:

  • проявление познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении;
  • инициативность в игровой деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и детьми;
  • самостоятельность в игре;
  • результативность деятельности ребенка.

Наблюдения показали, что из перечисленных параметров определения готовности детей к поступлению в дошкольное учреждение наибольшее значение для процесса адаптации имеют следующие:

1. Наличие или отсутствие контактов со сверстниками.

2. Инициативность.

3. Адекватное отношение ребенка к оценке взрослым его деятельности.

4. Аппетит.

5. Наличие опыта совместной деятельности с взрослым.

  Важно, чтобы воспитатель имел возможность познакомиться с каждым ребенком своей группы до его поступления в детский сад, узнать особенности его развития и поведения.

   Целенаправленная подготовка родителей, воспитателей дает свои положительные результаты даже при неблагоприятном прогнозе адаптации, облегчает привыкание ребенка к новым условиям.

   Желательно придерживаться следующих советов:

   1. Проведение профилактических прививок желательно за 1 месяц до поступления в детский сад. Не рекомендуется проводить прививки в 1-ый месяц адаптации ребенка в дошкольном учреждении.

  2. В первые дни должен быть укороченный день пребывания в детском саду, далее  +1 час.

  3. Не делаются болезненные манипуляции.

 4. В первые недели – дополнительный питьевой режим.

  5. Соблюдать режим детского сада (сон, прогулка, прием пищи) в выходные и праздничные дни.

 6. Психологический комфорт в семье и положительный настрой к поступлению в детский сад, больше внимания, ласки, поцелуев.

 7. Закаливающие процедуры выполняются задолго до поступления в дошкольное учреждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.

Адаптация к детскому саду - очень серьёзный вопрос, который волнует многих родителей. Вот казалось бы, вот всё позади: семейные советы с бурным обсуждением того, когда идти ребёнку в сад и надо ли ему...

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.

Адаптация к детскому саду- волнует каждого родителя!!!Значительно снизить напряженность адаптационного периода, можно за счет выполнения некоторых рекомендаций....

Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация ...

Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.

Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.Первый день       Первый день сложен, как и для ребенка, так и для родителей. Есть нескольк...