Доклад для заседания круглого стола для родителей тема: «Ребенок на пороге школы»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

В докладе представлены основные показатели  речевой готовности ребенка к школьному обучению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

для заседания круглого стола для родителей

тема:

«Ребенок на пороге школы»

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

Слайд №2 –

  • усвоение ребенком родного языка как средства общения
  • формирование звукопроизношения
  • формирование
  • фонематических процессов
  • формирование словаря
  • формирование грамматического строя речи
  • формирование связной речи

Слайд №3 –

Наша речь состоит из предложений.

Предложение - это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук - это то, что мы слышим и произносим.

Буква - это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки на схемах обозначаются красным цветом.

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Слайд №4-  Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп -свистящие звуки, шипящие, сонорные

Слайд №5 - Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

  • Гласные звуки
  • Звонкие-глухие согласные
  • Твердые-мягкие согласные

Слайд №6 –Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, умение выделять начальный гласный звук из слова;

  • анализ гласных из трех звуков типа «ауи»;
  •  анализ обратного слога гласный - согласный типа «ап»;
  • слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
  • определять количество и последовательность звуков в слове
  • называть слова на заданный звук
  • знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

Слайд №7 – выделение первого гласного звука в слове – облако, аист, улитка

Слайд №8 – место звука в слове

Слайд №9- игры со звуками

Слайд №10- Словарный запас к  моменту поступления в школу включает около 5-6 тысяч слов, и ребенок правильно употребляет их в речи. Словарный запас включает:

Словарь предметов, действий, признаков,  антонимы, синонимы,  многозначные  слова – ключ, ручка, коса,  родственные слова – сад, вода, лес,    обобщающие слова – посуда, одежда, инструменты и т.д.

Слайд №11- Грамматический строй речи.

К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы умения:

-умение пользоваться развернутой фразовой речью;

-умение работать с предложением;

-правильно строить простые и сложные предложения;

-распространять предложения второстепенными и однородными членами;

-работать с деформированным предложением,

-составлять предложения по опорным словам и картинкам 

-правильно  согласовывать  слова в словосочетаниях и предложениях, употреблять  простые и сложные предлоги, владеть навыками словообразования и словоизменения и т.д.

Слайд №12- связная речь

К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание

- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),

- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),

- на лексику (полнота использования лексики),

- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения),

- на плавность речи (отсутствие подсказок  по ходу пересказа)

Слайд №13- Речевая коммуникация

Ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Механизмы предлагаемых ниже некоторых видов работ по профилактике и устранению нарушений во многом сходны. Выполняя следующие задания, ребенок научится определять количество, последовательность и место слов в предложении:

1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.

2. Придумать предложение с определенным количеством слов.

3. Увеличить количество слов в предложении.

4. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней другое предложение.

5. Определить место слова в предложении (какое по счету).

6. Выделить предложение с определенным количеством слов из текста.

А эти виды заданий развивают слоговой анализ и синтез:

1. Выделить гласный звук из слога и слова.

2. Определить место гласного звука в слове.

3. Назвать гласные в слове.

4. Записать только гласные звуки данного слова.

5. Определить пропущенный слог в слове: _буз, _жа, жа_, ли_.

6. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (ран, ка, даш; ра, ба, бан).

7. Выделить в предложении слова, состоящие из определенного количества слогов.

Примерные задания по формированию звукобуквенного анализа:

1. Придумать слова, в которых 3,4,5 звуков.

2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.

3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

Следующий цикл упражнений направлен на формирование лексико-грамматического строя речи, морфологических и синтаксических навыков, представления об элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, словообразование и словоизменение. В дальнейшем даются более сложные предложения. Предложения распространяются с помощью слов, обозначающих признак предмета.

Таким образом, благодаря совместной работе педагогов и родителей можно своевременно и качественно помочь дошкольникам преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности.

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАСЕДАНИЕ «КРУГЛОГО СТОЛА» С РОДИТЕЛЯМИ НА ТЕМУ: «НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА»

Как известно, воспитание это и целенаправленная деятельность спе­циалиста, и стихийное усвоение социокультурных норм.Если раньше в основном объектами подражания становились родители, родственник...

Разработка содержания мероприятия для воспитателей «Круглый стол для родителей «На пороге школы» в подготовительной к школе группе»

Все мы – и педагоги дошкольного учреждения и родители детей подготовительной к школе группы, и сами дети – стоим «на пороге школы». Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Закончится дошкольное д...

Круглый стол для родителей, будущих первоклассников «Идём в школу всей семьей»

Круглый стол для родителей, будущих первоклассников «Идём в школу всей семьей»Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действител...

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «СКОРО В ШКОЛУ»

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся ...

Работа с родителями Круглый стол для родителей: «Ваш ребенок идет в школу: Интеллектуальная готовность»

Интеллектуальная готовность к школеРодители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причи...

Круглый стол для родителей с элементами тренинга «На пороге в школу»

Цель: Помочь родителям в решении проблем адаптации ребенка к школе и формирование  психологической готовности к обучению и подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе.Задачи: &midd...