Доклад для заседания круглого стола для родителей тема: «Ребенок на пороге школы»
консультация по логопедии (подготовительная группа)
В докладе представлены основные показатели речевой готовности ребенка к школьному обучению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В докладе представлены основные показатели готовности ребенка к школьному обучению | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
для заседания круглого стола для родителей
тема:
«Ребенок на пороге школы»
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
Слайд №2 –
- усвоение ребенком родного языка как средства общения
- формирование звукопроизношения
- формирование
- фонематических процессов
- формирование словаря
- формирование грамматического строя речи
- формирование связной речи
Слайд №3 –
Наша речь состоит из предложений.
Предложение - это законченная мысль.
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из звуков.
Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Буква - это то, что мы видим и пишем.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки на схемах обозначаются красным цветом.
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
Слайд №4- Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп -свистящие звуки, шипящие, сонорные
Слайд №5 - Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
- Гласные звуки
- Звонкие-глухие согласные
- Твердые-мягкие согласные
Слайд №6 –Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, умение выделять начальный гласный звук из слова;
- анализ гласных из трех звуков типа «ауи»;
- анализ обратного слога гласный - согласный типа «ап»;
- слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
- определять количество и последовательность звуков в слове
- называть слова на заданный звук
- знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Слайд №7 – выделение первого гласного звука в слове – облако, аист, улитка
Слайд №8 – место звука в слове
Слайд №9- игры со звуками
Слайд №10- Словарный запас к моменту поступления в школу включает около 5-6 тысяч слов, и ребенок правильно употребляет их в речи. Словарный запас включает:
Словарь предметов, действий, признаков, антонимы, синонимы, многозначные слова – ключ, ручка, коса, родственные слова – сад, вода, лес, обобщающие слова – посуда, одежда, инструменты и т.д.
Слайд №11- Грамматический строй речи.
К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы умения:
-умение пользоваться развернутой фразовой речью;
-умение работать с предложением;
-правильно строить простые и сложные предложения;
-распространять предложения второстепенными и однородными членами;
-работать с деформированным предложением,
-составлять предложения по опорным словам и картинкам
-правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях, употреблять простые и сложные предлоги, владеть навыками словообразования и словоизменения и т.д.
Слайд №12- связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
- на лексику (полнота использования лексики),
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения),
- на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа)
Слайд №13- Речевая коммуникация
Ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Механизмы предлагаемых ниже некоторых видов работ по профилактике и устранению нарушений во многом сходны. Выполняя следующие задания, ребенок научится определять количество, последовательность и место слов в предложении:
1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
2. Придумать предложение с определенным количеством слов.
3. Увеличить количество слов в предложении.
4. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней другое предложение.
5. Определить место слова в предложении (какое по счету).
6. Выделить предложение с определенным количеством слов из текста.
А эти виды заданий развивают слоговой анализ и синтез:
1. Выделить гласный звук из слога и слова.
2. Определить место гласного звука в слове.
3. Назвать гласные в слове.
4. Записать только гласные звуки данного слова.
5. Определить пропущенный слог в слове: _буз, _жа, жа_, ли_.
6. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (ран, ка, даш; ра, ба, бан).
7. Выделить в предложении слова, состоящие из определенного количества слогов.
Примерные задания по формированию звукобуквенного анализа:
1. Придумать слова, в которых 3,4,5 звуков.
2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.
3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.
Следующий цикл упражнений направлен на формирование лексико-грамматического строя речи, морфологических и синтаксических навыков, представления об элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, словообразование и словоизменение. В дальнейшем даются более сложные предложения. Предложения распространяются с помощью слов, обозначающих признак предмета.
Таким образом, благодаря совместной работе педагогов и родителей можно своевременно и качественно помочь дошкольникам преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАСЕДАНИЕ «КРУГЛОГО СТОЛА» С РОДИТЕЛЯМИ НА ТЕМУ: «НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА»
Как известно, воспитание это и целенаправленная деятельность специалиста, и стихийное усвоение социокультурных норм.Если раньше в основном объектами подражания становились родители, родственник...
Разработка содержания мероприятия для воспитателей «Круглый стол для родителей «На пороге школы» в подготовительной к школе группе»
Все мы – и педагоги дошкольного учреждения и родители детей подготовительной к школе группы, и сами дети – стоим «на пороге школы». Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Закончится дошкольное д...
Круглый стол для родителей, будущих первоклассников «Идём в школу всей семьей»
Круглый стол для родителей, будущих первоклассников «Идём в школу всей семьей»Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действител...
КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «СКОРО В ШКОЛУ»
Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся ...
Работа с родителями Круглый стол для родителей: «Ваш ребенок идет в школу: Интеллектуальная готовность»
Интеллектуальная готовность к школеРодители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причи...
Круглый стол для родителей с элементами тренинга «На пороге в школу»
Цель: Помочь родителям в решении проблем адаптации ребенка к школе и формирование психологической готовности к обучению и подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе.Задачи: &midd...
Заседание круглого стола с родителями
для родителей...