Работа с родителями Круглый стол для родителей: «Ваш ребенок идет в школу: Интеллектуальная готовность»
материал

Адамова Ольга Ивановна

Интеллектуальная готовность к школе

Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуальной подготовки к поступлению в учебное заведение. Интеллектуальная готовность к школе определяется по мышлению, памяти, вниманию. Этот вид готовности предполагает достаточную зрелость познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_intellektualnaya_gotovnost.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка содержания мероприятия

Круглый стол для  родителей:

 «Ваш ребенок идет в школу:

Интеллектуальная готовность»

в подготовительной к школе группе.

Воспитатель: Адамова О.И.

Тема: «Ваш ребенок идет в школу: интеллектуальная готовность»

Форма проведения: круглый стол

Аудитория: родители подготовительной к школе группы

Количество участников: родители воспитанников (17 человек), воспитатели группы, учитель-логопед.

Задачи:

  1. Повышать педагогическую компетентность родителей  по проблеме подготовки детей к школе.
  2. Развивать представления родителей о роли семьи в жизни ребенка в предшкольный период.
  3. Определить факторы успешной подготовки к школе. (Интеллектуальная готовность)

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, мольберт.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Все мы – и педагоги дошкольного учреждения, и Вы, родители детей подготовительной к школе группы, и сами дети – стоим «на пороге школы». Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Закончится дошкольное детство и начнётся новый важный этап формирования личности со строгим, планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов и рабочей неделей в пять дней. Поэтому тему  нашего «круглого стола» мы так и назвали: «На пороге школы».

Первого сентября ваш ребёнок придёт к крыльцу своей первой школы, встанет рядом со своими сверстниками и вместе с ними войдет в класс в след за своей первой учительницей. Его экзамен впереди. Но, а мы, свои родительские экзамены сдаём уже 7 лет его жизни. Безусловно, мы родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу, и я думаю, что вы не исключение. И неслучайно вы волнуетесь, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни станет учеба, образовательная деятельность.

 «Разные виды готовности к школе».

Психологи выделяют разные виды готовности к школе:

Физиологическая готовность к школе

  1. Физическое созревание организма.
  2. Устойчивость к нагрузкам.
  3. Гибкость в адаптации к новому режиму.

 Интеллектуальная готовность к школе

  1. У ребенка должен быть запас определенных знаний.
  2.  Он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее.
  3. Ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен. 

Психологическая готовность к школе

  1. Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
  2. Развитие руки и развитие речи.
  3. Созревание эмоционально-волевых процессов

Интеллектуальная готовность к школе

Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуальной подготовки к поступлению в учебное заведение. Интеллектуальная готовность к школе определяется по мышлению, памяти, вниманию. Этот вид готовности предполагает достаточную зрелость познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи).

 Например, сформированность памяти до уровня школьных требований проявляется в том, что ребенок способен к произвольному запоминанию, хранению и воспроизведению информации, владеет навыками запоминания.

Память

         Школьнику намного легче учиться, если у него хорошо развита память. Чтобы определить готовность ребенка к школе, можно прочитать ему небольшой текст и попросить пересказать его через пару недель. Задание: Подготовить 10 различных предметов и картинок и показать их ребенку. Затем он должен будет назвать те, которые запомнил.

 Показатели развития мышления до уровня готовности к школьному обучению – способность ребенка осуществлять мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения и сформированность наглядно-образного мышления, позволяющего выполнять учебные задания, характерные для начального периода обучения.

Внимание

Эффективность будущего обучения в школе будет напрямую зависеть от того, умеет ли ребенок внимательно слушать учителя, не отвлекаться на других учеников. Задание: Рассмотреть образец и отметить заданными знаками геометрические фигуры.

Если ребенок понимает обращенную к нему речь, имеет определенный словарный запас и грамотную обиходную речь, если умеет четко воспринимать и произносить речевые звуки, различать на слух сходные звукосочетания, то это говорит о речевой готовности к обучению в школе.

Интеллектуальная готовность предполагает владение достаточным объемом знаний (наличие кругозора, на базе которого может быть построена работа в классе).

До начала обучения в школе ребенку должны быть даны знания об окружающем мире: о других людях и об отношениях между ними, о природе. В основном это некоторые элементарные понятия («растения», «животные», «сезонные явления», «время», «количество») и сведения общего характера (о труде, родной стране, праздниках). В круг знаний подготовленного к школе ребенка непременно включаются известные представления о пространстве («даль», «направление», «форма» и «величина» предметов, их положение в пространстве), о времени, единицах его измерения («час», «минута», «неделя», «месяц», «год»), о количестве, числовом ряде, множестве, равенстве и неравенстве и т.д. Все – это задача воспитателя детского сада.

Все большее значение в последние годы при подготовке к школе придается овладению детьми некоторыми навыками, умениями и сформированности важнейших привычек и навыков поведения: бытовых, самообслуживания, гигиенических, культурных (вежливое обращение друг с другом).

Необходимо владеть и некоторыми умениями, которые особенно важны: умение слушать речь, объяснение, указание воспитателей, ответы товарищей, умение смотреть и видеть, умение сосредотачиваться на работе, умение вспоминать то, что нужно для понимания нового, умение объяснять, умение рассуждать, делать выводы. 

Интеллектуальная готовность также предполагает умение производить некоторые действия в уме, умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную деятельность, умение обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходства и различие. 

  1. Подготовить 10 различных предметов и картинок и показать их. Затем должны назвать те, которые запомнили.
  2. Рассмотреть образец и отметить заданными знаками геометрические фигуры.
  3.  «Назови слова наоборот»:

- Слон большой, а мышка …

- Подушка мягкая, а стол…

- Огонь горячий, а лёд…

- Река широкая, а ручеёк…

- Буратино весёлый, а Пьеро…

- нагревать – (охлаждать)

 - чинить – (ломать)

- сухо - (мокро)

      4.  «Закончи рисунок»

      5. Логические задачи:

Известно, что кошки

Не носят сапожки,

Но мама купила

Сапожке кошки.

Сколько сапожек мама купила,

Что б кошка лапок не замочила?

(4 шт. или 2 пары)

Потеряла крольчиха крольчат,

А крольчата лежат и молчат.

Один – за ветлой,

Двое – за метлой,

Один – под листом,

Двое под кустом.

Притаились они и молчат.

Сколько вы насчитали крольчат?(6)

Повезло опять Егорке,

У реки сидит не зря.

Два карасика в ведерке

И четыре пескаря.

о смотрите — у ведерка

Появился хитрый кот...

Сколько рыб домой Егорка

На уху нам принесет?

(Нисколько)

В тарелке лежало три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было на тарелке? (4 яблока, морковь – это овощи)

Сколько газет прочитает папа за неделю, если каждый день он читает по одной газете? (7 газет)

Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?

(2 кошки)

Тест для родителей.

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3.  Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4.Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

Памятка для родителей будущих первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка  способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

ЗАДАЧИ-ШУТКИ, ГОЛОВОЛОМКИ, ЗАДАНИЯ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.

Очень нравятся ребятам задачи-шутки, головоломки, логические задачи. Их мы даем в конце занятия для активизации внимания детей.

  1. Три мальчика – Коля, Андрей, Вова – отправились в магазин. По дороге они нашли три копейки. Сколько бы денег нашел один Вова, если бы отправился в магазин? (3 копейки)
  2. Длина бревна пять метров. В одну минуту от этого бревна отпиливают по одному метру. За сколько минут распилят бревно? (за 4 минуты).
  3. Летела стая гусей: один гусь спереди, а два позади; один позади, а два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей? (3 гуся)
  4. В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя детьми так, чтобы каждый ребенок получил по яблоку и одно яблоко, осталось бы в корзине. (3 возьмут по яблоку и 1 корзину с яблоком)
  5. Два отца и два сына съели за завтраком 3 яйца, причем каждому из них досталось по целому яйцу. Как это могло случиться? (за столом сидели дед, отец, сын)
  6. Сколько концов у 4 палок? У 5 палок? А 5 с половиной палок? (8,10,12)
  7. Поле пахали 7 тракторов. 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле? (7 тракторов)
  8. Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек)
  9. Наступил декабрь. Распустились 3 ромашки, а потом еще 1. Сколько цветов распустилось? (в декабре цветы не цветут)
  10. Шоколад разделили на несколько частей. Андрей съел 2 части, Аленка 3 части, осталась 1 часть. На сколько частей разделили шоколад? (на 6 частей)
  11. У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги)
  12. Сапожник решил починить 2 пары ботинок. На каждый каблук он набьет набойку, каждую набойку он прибьет двумя гвоздями. Сколько набоек и гвоздей ему понадобится? (4 набойки, 8 гвоздей)
  13. Сколько орехов в пустом стакане? (ни одного)
  14. В пруду плавало 7 уток. Они решили поиграть и нырнули в глубину. Сколько уток плавало в пруду? (7 уток)
  15. В вазе три ромашки и 8 васильков. Сколько ромашек в вазе? (3 ромашки)
  16. 9 девочек полили по одной грядке в огороде. Сколько грядок полили девочки? (9 грядок)
  1. 2 брата нарисовали по 2 рисунка в подарок дедушке. Сколько рисунков получил дедушка? (4 рисунка)
  2. Шли три козленка. 1 – впереди двух, 1 – между двумя, 1 – позади двух. Как шли козлята? (друг за другом)
  3. Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свеклу…

Все овощи она разложила отдельно. Сколько под них потребовалось тарелок? (6 тарелок)

  1. У Аленки и Тани по 4 карандаша. Алена дала Тане 2 карандаша. Сколько карандашей стало у каждой девочки? (у Тани – 6, у Алены – 2)
  2. В бочонке – 10 ложек меда. Сколько детей может отведать этот мед? (по 1 ложке – 10 детей, по пол–ложки – 20 детей, по 2 ложке – 5 детей)
  3. Сестра и брат получили по 4 конфеты. Сестра съела 3 шт., а брат 2 шт. у кого конфет осталось больше? (у брата)
  4. Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет)
  5. Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (2 кг)
  6. Один ослик нес 10 кг сахару, а другой ослик нес 10 кг ваты. У кого поклажа была тяжелее? (она одинаковая)
  7. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?

(2 кошки)

  1. Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостов. Сколько бельчат в дупле? (8 бельчат)
  2. В 12 часов ночи пошел снег. Может ли быть через несколько дней в это же время солнечная погода? (нет, т.к. ночью солнце не светит)
  3. Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков ему пришлось сделать? (12 подков)
  4. Шли семь старичков,

У них семь посошков,

На каждом посошке семь сучков,

На каждом сучке семь узелков,

В каждом узелке семь пирогов.

В каждом пироге семь воробьев,

У каждого воробья семь хвостиков.

Сколько было старичков? (7 старичков)

  1. Может ли дождь идти 2 дня подряд? (нет, т.к между двумя днями ночь)
  2. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (у круга, у овала)
  3. Одного человека спросили, сколько у него детей? Ответ был такой: «У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра». Сколько у него детей? (7 детей)
  4. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
  5. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4 яблока)
  6. В тарелке лежало три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было на тарелке? (4 яблока, морковь – это овощи)
  7. В люстре горело 5 лампочек. Две из них погасли. Сколько лампочек осталось в люстре? (пять)
  8. У мамы дочка Даша, сын Саша, собака Дружок и кот Пушок. Сколько детей у мамы? (двое детей)
  9. На одной тарелке три яблока, на второй – столько же, а на третьей – столько, сколько на второй. Сколько яблок на третьей тарелке? Сколько яблок всего? (3 и 9)
  10. У Лены в портфеле четыре учебника, у Саши – столько же, у Маши – столько же, сколько у Саши. Сколько учебников в портфеле у Маши? Сколько учебников всего у трех школьников? (4 и 12)
  11. Бабушка связала внукам 5 шапочек, столько же шарфиков, а кофточек столько же, сколько шапочек и шарфиков вместе. Сколько кофточек связала бабушка? Сколько всего вещей связано? (10 и 20)
  12. Дима и Вася должны решить по четыре задачи. Дима решил две задачи, а Вася – три. Кому из мальчиков осталось решить больше задач? (Диме)
  13. Полоску бумаги нужно разрезать на четыре части. Сколько разрезов нужно сделать? (на три разреза)
  14. Сколько газет прочитает папа за неделю, если каждый день он читает по одной газете? (7 газет)
  15. Четыре яйца варится четыре минуты. Сколько варится одно яйцо?

(4 минуты)

  1. Чтобы пять мальчиков смогли прокатиться, не хватает двух велосипедов. Сколько всего велосипедов стоит около дома? (3 велосипеда)
  1. Чтобы семь девочек смогли начать вышивать, не хватает трёх иголок. Сколько всего иголок в игольнице? (4 иголки)
  2. У стола отпилили один угол. Сколько углов у него теперь? А сколько углов будет, если отпилить два, три, четыре угла? (5 углов, 6, 7, 8.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная форма работы с родителями. Круглый стол. «Слова любви к своему ребенку».

Вспомните, когда в последний раз вы ласкали своего ребенка? Сегодня утром или вчера? Попробуйте посчитать, сколько раз в день вы применяли «ласковое» воспитание. Если получилось мало или отсутствует о...

Работа с родителями.Круглый стол.

Тема: Какие игрушки нужны детям и их значение в жизни ребенка.Цель: Привлечь внимание родителей к детской игрушке, которая наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в познавательном, эмоциональ...

Инновационные формы работы с родителями. Круглый стол на тему: «Создание образовательных проектов совместно с семьей»

Цели: установить партнёрские отношения с семьями воспитанников; повысить уровень педагогической культуры родителей; использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания дете...

Нетрадиционная форма работы с родителями. Круглый стол Тема: «Слова любви к своему ребенку».

Познакомить родителей с  формами проявления любви к своему ребёнку;   обогащение отношений детей и родителей через эмоциональное общение. Заострить внимание на положительных моментах во...

Работа с родителями (круглый стол) "Итоги коррекционно-развивающей работы"

Конспект родительского собрания по итогам коррекционно-развивающей работы....

Конспект мероприятия ( нетрадиционная форма работы с родителями) Круглый стол На тему: «Что мы знаем о своем ребенке?» (Такой маленький и такой большой мир ребёнка)

И надо запомнить, что недаром педагоги часто говорят, что дети – это лицо своих родителей и очень хотелось, чтобы это лицо было всегда прекрасным!Жизнь ребёнка – это огромный мир. Чтобы в ...