Мастер-класс для родителей "Подготовка к обучению грамоте"
статья (подготовительная группа)

Толкачева Ольга Витальевна

Материал поможет обучить родителей приемам элементарного звуко-слогового анализа и синтеза.

Вовлечь в процесс совместной игровой деятельности с детьми в домашних условиях по подготовке к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_roditeley.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Подготовка к обучению грамоте

Цель: повысить знания родителей о подготовке к обучению грамоте у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Задачи:

- обучить приемам выделения звуков из ряда звуков, слогов и слов; элементарного звуко-слогового анализа и синтеза;

- вовлечь в процесс совместной игровой деятельности с детьми в домашних условиях по подготовке к обучению грамоте.

Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Как вы думаете, что должно входить в подготовку к обучению грамоте? (Ответы родителей.) Обычно подготовка начинается лишь по достижении ребенком 5-6 летнего возраста, то есть почти на пороге школы. Нам хотелось бы рассмотреть вопрос о готовности ребенка к школе с точки зрения логопеда, которому постоянно приходится заниматься далеко непростым делом выравнивания «огрехов» такой подготовки.

Дети с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте обычно выделяются среди своих сверстников, по мнению родителей, тем, что не выговаривают некоторые звуки, и поэтому не вызывают у них особой тревоги. Однако с началом школьного обучения часто обнаруживается полная несостоятельность этих детей. Они с трудом овладевают грамотой, пишут со специфическими ошибками, не успевают за темпом работы класса и очень скоро попадают в разряд неуспевающих.

Для таких детей совершенно необходима разносторонняя, систематическая и своевременно начатая подготовка к школе. Поэтому очень важно выявить их еще в дошкольном возрасте и как можно раньше начать с ними целенаправленную работу.

Для успешного овладения процессами чтения и письма ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте. К их числу относятся следующие:

• развитая слуховая функция;

• достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений;

• хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом грамматическим строем, связной речью);

• развитая тонкая ручная моторика.

Приближается к концу наш первый год пребывания коррекционной работы. На сегодняшний день у детей есть достаточный запас достижений и имеются определенные трудности. Сегодня мы поговорим о подготовке к обучению грамоте в рамках программы среднего дошкольного возраста. Исходя из ваших вопросов, возникших в результате выполнения домашних рекомендаций учителя-логопеда, мы решили провести вместе с вами практическое мероприятие с целью демонстрации коррекционных приемов.

Для того, чтобы усвоить буквы, ребенок прежде всего должен уметь хорошо различать на слух все речевые звуки, не смешивая их друг с другом. Только при этом условии он сможет прочно связать между собой определенный акустический образ каждого речевого звука с вполне определенным зрительным образом буквы.

Ребенок должен слышать звук вначале слова, в конце слова, находить место звука в слове, осуществлять звуковой анализ и синтез слов, различать акустически близкие звуки.

Я хочу предложить вам игры и упражнения.

1. Дидактическая игра «Поймай звук».

- Из ряда звуков выделите звук [п] и хлопните (поймайте) в ладоши: а, о, п, н, к, и, п, у …

- Из ряда слогов выделите звук [у] и топните ногой: на, ту, ки, ну, до.

- Повторить за мной только те слова, которые начинаются со звука [а]: Оля, Аля, Ася, Ося, Инна, Анна, остров, астра, аптека, оптика, асы, осы, утка, атака, урна, арка.

2. Дидактическая игра «Найди первый звук».

(Вы тянете первый звук, а остальные звуки – нет. Потом ребенок повторяет так же и находит первый длинный звук.)

А-а-азбука, у-у-уши, а-a-aист, у-у-усики …

3. Дидактическая игра «Найди последний звук».

(Вы тянете последний звук, а остальные звуки – нет. Потом ребенок повторяет так же и находит последний длинный звук.)

Окно-о-о, цветы-ы-ы, папа-а-а, вода-а-а …

4. Звуковой анализ слов: ау, уа

Сначала ребенок протяжно произносит слово. Потом вы спрашиваете:

Какой звук первый? (А)

Какой звук второй? (У)

Сколько всего звуков в слове? (Два звука)

5. Дидактическая игра «Сложи звуки»

Представьте, что я кидаю вам на каждую ладошку по звуку (А, В). Поймали? А теперь сложите звуки вместе с ладошками (хлопком). Что получилось? Ав. Кто так звуки подает? Собака.

А,В = АВ; А,У = АУ; И,А = ИА

6. Дидактическая игра «Телеграф»

Предложите ребенку отхлопать слова, произнесенные по частям.

Ма-ма, па-па, ня-ня, дя-дя, тё-тя …

7. Дидактическая игра «Конец слова за тобой»

Предложите ребенку добавить «та» к вашему слогу (хлопком по вашей ладошке). Послушайте вместе, что получится.

Но + та = нота

Ва + та = вата

Ха + та = хата

Мя + та = мята

Фа + та = фата

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки. Если в результате ознакомления с этой информацией вам стало ясно, что у вашего ребенка или внука имеются какие-то проблемы, то не нужно особенно огорчаться и тем более отчаиваться. Не теряйте больше ни одного дня драгоценного времени и постарайтесь, по возможности, сформировать у вашего ребенка все те необходимые предпосылки для овладения школьными навыками, которые помогут ему в дальнейшем успешно обучаться в школе. А мы всегда готовы к сотрудничеству с вами.

Игры со звуками и словами.

- Хлопни, если услышишь звук «Л»: В Л Т Л Н С Л Л Ф Л;

«СЬ» СЬ ХЬ НЬ РЬ СЬ ЗЬ СЬ КЬ МЬ ТЬ СЬ ПЬ;

- Хлопни, если услышишь звонкий звук «Д», топни, если услышишь глухой звук «Т»: Д Р М Т Л Д С В Т Ч Л Д;

- Вы называете слово, а ребёнок называет первый звук. Начните со слов, которые начинаются на гласный звук (исключите я, ю, е, ё, на согласный, а затем со стечением согласных: арбуз, Оля, утка, собака, картон, пробка, сковорода. Можете спросить какой звук: гласный или согласный и почему? (Нет преграды при произнесении, есть преграда: зубы, губы, язык.) Какой согласный звук: звонкий или глухой и почему? (Произносим с голосом или без голоса.) Твёрдый или мягкий.

- Вы называете слово, а ребёнок называет последний звук. Начните со слов, которые заканчиваются на согласный звук, на гласные «а», «о», «у», «и», «ы», затем на «ю», «я», «е»: лесок, певец, мост, снег, коса, в дыму, сны, Вася, в колесе. Здесь можете задать те же вопросы, что и в предыдущем задании.

Игра «Слова». Назови слово на последний звук. Например: арбуз-санки-игра-апельсин-нитка и т. д. Подобные игры: «Города», «Имена».

- Придумай слова, чтобы они начинались на мягкий звук «СЬ»: семечки, сила, Семён и т. д.

- Придумай слова, чтобы они заканчивались на твёрдый звук «К»: носок, песок, валенок и т. д.

Игра «Твёрдый-мягкий». Вы называете слова на определённый звук, а ребёнок определяет какой звук: твёрдый или мягкий. Например: «Д» дерево, садовник, Денис, дом, звезда, дети, дуб, орден, ударник.

Игры со слогами и словами.

- Вы называете слово, ребёнок делит его на слоги хлопками или без них. Затем называет количество слогов в слове и называет каждый слог. Например: магазин. В слове магазин 3 слога: первый слог ма, второй слог га, третий слог зин. Сначала предлагаете слова из 2-х слогов, из 3-х, 4-х слогов, а затем из 1-го слога.

- Игра «Слоговой аукцион». Придумай слова, которые начинаются слогом -ре- (репа, река, решето, ремонт, решение, редька, редис, резинка и т. д.). Придумай слова, которые заканчиваются слогом -ка- (река, бока, девочка, редька, качка, бочка, точка и т. д.)

- Придумай слова, состоящие из 1,2,3,4 и т. д. слогов.

Игры с предложениями и словами.

- Вы называете слово, а ребёнок придумывает предложение, чтобы слово стояло в начале предложения, в середине, в конце. Например: кот. Кот спит на диване. Бабушка коту налила молока. В корзину забрался кот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по подготовке дошкольников к обучению грамоте для воспитателей ДОУ

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит ...

Мастер-класс "Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи".

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как ...

Мастер - класс по теме «Игры в обучении грамоте».

В последнее время резко возросло количество детей дошкольного возраста со сложными речевыми патологиями, ОНР. Острота проблемы состоит в том, что у детей с тяжёлыми нарушениями речи отсутствует готовн...

Мастер -класс для воспитателей "Звучащее слово" (обучение грамоте посредством игры).

Обучение педагогов интерактивной форме проведения занятия в целях повышения педагогической компетентности воспитателей в вопросах речевого развития детей, используя игры....

Мастер – класс для педагогов «Подготовка к обучению грамоте »

Мастер – класс для педагогов«Подготовка к обучению грамоте »...

Мастер-класс по теме «Подготовка к обучению грамоте. Звукобуквенный анализ и синтез слов».

Мастер-класс по теме  «Подготовка к обучению грамоте.  Звукобуквенный анализ и синтез слов». Данный мастер-класс посвещен родителям детей с ТНР, учителям-логопедам, воспитателям ...

Мастер - класс по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста

Готовые конспекты организованной деятельности по развитию речи и обучению грамоте детей старшего возраста (старшая и подготовительная группа). тематические занятия, в ходе проведения которых , ребята ...