Мастер -класс для воспитателей "Звучащее слово" (обучение грамоте посредством игры).
материал по развитию речи

Обучение педагогов интерактивной форме проведения занятия в целях повышения педагогической компетентности воспитателей в вопросах речевого развития детей, используя игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_ahunova_t.yu_.doc_bez_prilozheniy.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

гор. Владимира  «Детский сад №105» «Радуга»

Мастер – класс

для воспитателей

«Звучащее слово»

(обучение грамоте посредством игры)

                                     

                              Подготовил

воспитатель высшей кв. категории

Т.Ю.Ахунова,

Владимир

2018 год

                                                                                                                 1.                              

«Красную речь любо слушать»

(русская пословица)

«Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней. Чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О! Как же ты красива!

(Е. Щукина)

Актуальность темы:

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».  Овладение речью - это сложный, многосторонний психический процесс: её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнет определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Играя со словом, дети учатся общению со сверстниками, взрослыми, овладевают правилами поведения.   Кроме того, они развивают ум, речь, у них формируется чувство юмора.

Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Довольно часто ребенок  к 5 годам не умеет выговаривать определенные звуки. Неправильное  звукопроизношение приносит ребенку немало огорчений: сверстники посмеиваются над дефектами речи, взрослые делают замечания, а в школе в дальнейшем возникнут ошибки при написании слов.

Недостаток правильного произношения – очень важная проблема, которую надо своевременно решать.                                                                          

                                                                                                                         2.

Цель:  Обучение педагогов интерактивной форме проведения практического занятия в целях повышения педагогической компетентности воспитателей в вопросах речевого развития детей, используя игры.

  Задачи:

  1. Передать  педагогам последовательность действий работы с детьми по созданию условий успешного усвоения  ребёнком «… речью как средством общения и культуры»  путём прямого и комментированного показа игры.
  2. Совместно отработать с педагогами приёмы и методы формирования положительных установок, знаний о возможных  трудностях  овладения речью детьми на занятиях и  поиск различных путей выхода из них.
  3. Оказать педагогам помощь в формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования  в вопросах речевого развития детей.
  4. Отрефлексировать мастерство с каждым участником мастер-класса по использованию интерактивной формы проведения  практического занятия в собственной профессиональной деятельности.

Материалы:       

  1.  «Чудо – книжки» из ткани со съемными и  плоскостными предметами;
  2. обучающие  карточки.

Предварительная работа:

          1. фотовыставка  для воспитателей:

             «Игры в жизни ребенка»;

          2.памятка:

            «Несколько советов родителям».

                                                                                                                                 3.

Сценарий мастер – класса

       Уважаемые воспитатели!  Приветствуем Вас на нашем мастер – классе

«Звучащее слово».

Сегодня мы будем играть со звуками: одна команда – со звуком «Л – ЛЬ», другая команда – со звуком  «Р – РЬ».

  1. Дидактическая игра «В гостях у Лолы и Лили»

Цель игры: способствовать формированию навыков элементарного звукового анализа; упражнять в различении твердых и мягких согласных.

Материал: две матрешки с фартучками – синий и зеленый; предметные картинки и предметы из ткани  на закрепляемый звук.

Ход игры: Мы  пришли в гости к  двум похожим матрешкам, которые отличаются цветом фартучков.

 И имена у них похожи: одну зовут Лола, а другую Лиля.

 Назовите первый звук в слове Лола – звук [Л],

затем в слове Лиля – звук [Ль].

 Дайте характеристику звуков:

звук [Л] – согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом.              

Звук [Ль] – согласный, звонкий, мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Лола и Лиля любят играть.  Лола играет с предметами и картинками, в названиях которых есть твердый звук [Л], Лиля – в названиях которых есть мягкий [Ль].

Берете по очереди картинки, проговаривая слово, определите звук и вставьте в кармашек Лоле или Лиле.

  2. Дидактическая игра «Где спрятался звук?»

Цель:    способствовать развитию слухового распознавания звуков; умению успешно выделять отдельные звуки в контексте слова; автоматизация звуков [Л], [ЛЬ].

Материал:  карточки с картинками, начинающиеся на звуки [Л], [ЛЬ],   жетоны.

Ход игры: 1.Способ. У вас на столе лежат карточки, а в мешочке спрятаны предметы со  звуками [Л], [ЛЬ],  в разных словах звуки [Л], [ЛЬ] могут находиться и в начале, и в середине, и в конце слова.  Я  перемешиваю карточки, вы по очереди возьмете по одной карточке, где есть звуки  [Л], [ЛЬ]  в  начале слова,  показываете, что на ней изображено и прикрепляете на звуковую дорожку. (За правильный ответ - жетон.)  Отберите карточки, где  звуки  [Л], [ЛЬ] находятся в середине слова, в конце слова.                                                                                                  4.

  1. Способ.  Я  перемешиваю карточки, возьмите по равному

количеству различных карточек и разложите по трем кучкам слева направо: в 1-й кучке – все карточки со звуками [Л], [ЛЬ] в начале слова,  во 2-й кучке – с этими же звуками в середине слова, в 3-й кучке – в конце слова. (За правильный ответ - жетон.)  Выигрывает тот игрок, который набрал больше всех жетонов.                                              

  1. Дидактическая игра  «Цветные дорожки»

Цель:  способствовать развитию фонематического слуха, обучению соотносить звук и букву, сливать звуки в слова, чтению.  

Материал: карточки с буквами, жетоны.

Ход игры: Я веду указкой от согласной буквы, произношу согласный звук и готовлю  губы уже на гласный звук и произношу его – например: [ЛА]. Сначала вместе, а потом каждый из вас потренируется в прочтении слогов.  Сначала от согласной к гласной, потом наоборот.

 Игра помогает нам понять, что звуки сливаются в слоги, а слоги в слова.  

    ( За правильное прочтение  - жетон.)

  1.  Дидактическая игра  «Составь предложение»

Цель:  способствовать умению составлять предложения, состоящие из    двух, трех или четырех слов.

Способствовать умению использовать «маленькие» слова – предлоги. Способствовать умению грамматически правильному построению предложений: согласование в роде, числе, падеже, времени.

     Материал: карточки с картинками, жетоны.

     Ход игры: Я предлагаю подобрать картинки на определенный звук и составить предложения; разрешаю добавлять предлоги в начале слова или между словами. (За правильно составленное предложение - жетон.)

  1. Дидактическая игра  «Разные истории»

Цель: способствовать формированию связной речи, творческого мышления, умения внимательно слушать и запоминать.

    Материал: карточки с картинками, съёмные предметы, жетоны.

    Ход игры:  1. Способ.  Я раздаю вам по две карточки и  предлагаю сочинить историю или сказку, лучшие из которых поощряются жетоном. (Так разные карточки выдаются 2-3 раза.) Побеждает тот игрок, который набрал больше всего жетонов.

  2.Способ.  Я предлагаю составить рассказ по съёмным предметам, соблюдая последовательность событий. Съёмные предметы вы можете менять  местами в произвольном порядке, убирать одни и добавлять другие.          

                                                                                                                          5.

  1. Дидактическая игра «Путешествие на паровозике»

Цель игры: способствовать формированию навыков элементарного звукового анализа; упражнять в различении твердых и мягких согласных;

  составлять грамматически  правильно построенные предложения, состоящие из    двух, трех или четырех слов, используя «маленькие» слова – предлоги.

Материал:  съёмные предметы: паровозик, вагончики  – синие, зеленые, красные;  предметные картинки на закрепляемый звук, жетоны.

Ход игры: Мы будем  путешествовать на паровозике,  и составлять предложения; разрешается добавлять предлоги в начале слова или между словами.

  Объясните, почему «поехали» в «синем» или «зеленом» вагончике.

Звук [ Р] – согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом.

Звук [ Рь ] – согласный, звонкий, мягкий, обозначаем зеленым цветом.

(За правильно составленное предложение - жетон.)

         Очень важно с детьми разучивать стихи - это способствует развитию выразительности, тренирует память.

        Улучшению звукопроизношения хорошо способствуют скороговорки, чистоговорки, считалки.

Повторите:

            1.   Ло-ло-ло – на улице тепло.

Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

Оль-оль-оль – мы купили соль.

          2.  У елки иголки колки.

Иголка, иголка, ты остра и колка.

  1.  По бревну бобры бредут,

               Брёвна грызть бобры идут.

          4.  Королева Клара строго наказала Карла

               За кражу коралла.

  1.  Шёл барин по крутым горам,

     Вырвал травку, положил на лавку,

     Кто её возьмёт – тот и вон пойдёт.

  1. Ой, ты, зоренька-заря, заря утренняя.

     Кто до зореньки дойдёт, первый в хоровод пойдёт.

                                                                                                               6.

Отгадывание и загадывание загадок учат детей делать выводы, анализировать, развивать мышление.  

Отгадайте:

          1.  В чистом поле – не в лесу, хворостинок принесу:

     Чтоб семья оделась, чтобы каша грелась.    (Лен)

          2.  Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

      Попадут в ловушку и комар, и мушка.   (Лягушка)

       3.  На сучке - арканчик, держит чемоданчик.

 Крышка открылась – всё раскатилось.  (Горох)

  1. Залезла Варвара выше амбара,

 Не спит, не пьёт, всё в небо глядит.   (Труба)

  1. Стоит короб, в нем – окно,

А в окне весь мир видно.  (Телевизор)

Рефлексия: Полезна ли вам информация, предоставленная мной.

( ответы педагогов).

Возьмете ли вы, предложенную информацию себе на вооружение?

( ответы педагогов).

Заключение:

 Играя, дети учатся устанавливать контакт  с  незнакомыми взрослыми и сверстниками, доброжелательно отвечать на вопросы, уметь налаживать эмоциональный контакт, с удовольствием вступать в речевое общение.

У детей развиваются важные умения – слушать и понимать речь взрослых и сверстников, грамматически правильно отвечать на вопросы, при этом проявлять доброжелательность в общении, участвовать в разговоре по своей инициативе.

В дошкольном детстве, естественно, для ребенка не заканчивается процесс овладения речью.  Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.

« Речь - величайшее богатство, данная

человеку, и её, как и любое богатство,

можно либо приумножить, либо незаметно растерять».

                                                                                                             7.                      

Литература

1.А.К. Бондаренко  Дидактические игры в детском саду

М. Просвещение, 1991.

2. Л.Е. Кыласова  Развитие речи Конспекты занятий в подготовительной группе

       Волгоград, Учитель, 2008.

3.А.И. Максаков, Г.А. Туманова Учите, играя Игры и упражнения со звучащим словом

          М. Просвещение, 1983.

4.А.С. Галанов Игры, которые лечат

         М. Сфера, 2000.

5.Н.А. Есаулова  Конспекты занятий по красноречию

        М. Центр педагогического образования, 2007.

6.О.С. Ушакова  Развитие речи детей 5-7 лет

        М. ТЦ Сфера, 2014.

7.Л.В. Управителева  Обучение грамоте в детском саду

         Ярославль, Академия развития, 2007.

                                                                                                                               8.                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей: "Экологическое воспитание детей посредством игры"

Мастер-класс для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игры»Подготовила воспитатель:   ...

Мастер-класс для родителей «Экологическое воспитание детей посредством дидактической игры"

Экологическое воспитание через игру является самым результативным и естественным. Дидактическая игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей...

Мастер-класс для воспитателей старшей и подготовительной групп "Игра как средство обучения дошкольников грамоте"

Данный мастер-класс позволяет решать следующие задачи:- создавать условия для успешной подготовке к школе, помочь дошкольнику подготовиться     к школе;- накопить определённый бага...

Мастер-класс "Подготовка дошкольников к обучению грамоте посредством информационно-коммуникативных технологий»

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамотеЧто мы вкладываем в понятие грамота? (отв...

Мастер класс "Формирование познавательного интереса у дошкольников посредством игры на универсальном игровом поле: «Пространство открытий».

Мастер класс: Формирование познавательного интереса у дошкольников посредством игры на универсальном игровом поле: «Пространство открытий»...