Мастер - класс по теме «Игры в обучении грамоте».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Никифорова Лада Михайловна

В последнее время резко возросло количество детей дошкольного возраста со сложными речевыми патологиями, ОНР. Острота проблемы состоит в том, что у детей с тяжёлыми нарушениями речи отсутствует готовность к началу школьного обучения. У детей с ТНР, посещающих логопункт МДОУ №11, развивается новое отношение к речи, как языковой действительности. Эта задача выполнима при условии развитого фонематического восприятия, потому что для понимания речи нужен не просто тонкий слух, а слух систематизированный. Мне, как учителю – логопеду, важно, чтобы дети не просто слышали, а научились вслушиваться в звуки, из которых состоит речь. Без навыков звукового анализа детям сложнее научиться грамотно писать, обучение чтению будет проходить медленнее и ниже по качеству.

В логопункте МДОУ №11 в 2018-2019 учебном году осуществляется долгосрочный логопедический проект «Игры в обучении грамоте для дошкольников с нарушениями речи», в ходе которого дети учатся анализу собственной речи: делить свою речь на предложения, предложения – на слова, слова – на слоги и звуки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_kl_igry_obuch_gr.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

 № 11 «Золотой петушок» г. Ртищево Саратовской области».

Мастер - класс

по теме «Игры в обучении грамоте».

            Подготовила учитель – логопед

Никифорова Л. М.      

Февраль 2019г.

В последнее время резко возросло количество детей дошкольного возраста со сложными речевыми патологиями, ОНР. Острота проблемы состоит в том, что у детей с тяжёлыми нарушениями речи отсутствует готовность к началу школьного обучения. У детей с ТНР, посещающих логопункт МДОУ №11, развивается новое отношение к речи, как языковой действительности. Эта задача выполнима при условии развитого фонематического восприятия, потому что для понимания речи нужен не просто тонкий слух, а слух систематизированный. Мне, как учителю – логопеду, важно, чтобы дети не просто слышали, а научились вслушиваться в звуки, из которых состоит речь. Без навыков звукового анализа детям сложнее научиться грамотно писать, обучение чтению будет проходить медленнее и ниже по качеству.

В логопункте МДОУ №11 в 2018-2019 учебном году осуществляется долгосрочный логопедический проект «Игры в обучении грамоте для дошкольников с нарушениями речи», в ходе которого дети учатся анализу собственной речи: делить свою речь на предложения, предложения – на слова, слова – на слоги и звуки.

Игры в проекте подобраны в определённой системе и представляют в развёрнутом виде всю аналитическую цепь: речь – предложение - слово – слог – звук. Поэтому в них решаются следующие задачи:

1.        Ознакомление с предложением.

2.        Ознакомление со словесным составом предложения.

3.        Ознакомление со слоговым и звуковым строением слова.

4.        Ознакомление со словами, которые называют предметы.

5.        Ознакомление со словами, которые называют действия предметов.

6.        Ознакомление со словами, которые называют признаки предметов.

7.        Ознакомление со словами близкими по смыслу.

8.        Ознакомление со словами, противоположными по смыслу.

9.        Ознакомление с устойчивыми сочетаниями слов.  

Проект ориентирован на детей 5 – 6.5 лет и направлен на совместное сотрудничество детей, их родителей, педагогов дошкольного учреждения и учителя - логопеда.

В конце работы над проектом собирается альбом с речевыми играми для обучения грамоте. В марте проводится итоговое занятие «Путешествие в страну Грамоты». Считаю, чем чаще и раньше дети будут играть в данные логопедические игры, тем лучше будут подготовлены к школе, так как грамотная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр из данного логопедического проекта, которые вошли в итоговое подгрупповое логопедическое занятие «Путешествие в страну Грамоты»

Цель: Формировать познавательный интерес к обучению грамоте с помощью речевых игр.

Задачи:1. Автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух - учить определять наличие или отсутствие заданного звука в слове.

2.Уточнить и закрепить знания детей о звуках и буквах, умение делать звуковой анализ слов.

3. Развивать умение определять количество слогов в слове.

4. Развивать связную речь при составлении предложений из заданных слов.

 5. Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение.

6. Развивать мелкую моторику пальцев рук в кинезиологических упражнениях и игре «Колечки».

7. Воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы, доброжелательности, инициативности, умения работать в коллективе.

Оборудование: волшебная карта стран Грамоты и Ошибок, схема «Звук», схема «Буква», магнитная доска, фишки двух цветов, карточки с буквами А, А, О, У, И, Е, Л, Т, квадраты красного, синего, зелёного цвета на стульчиках, предметные картинки для звукового анализа, цветные карандаши, игра «Четвёртый – лишний»,  пособие «Большой деревянный пазл» для составления предложений, авторские пособия для игр «Поезд для животных», «Кто в домике живёт?», индивидуальные карточки с картинками для звукового анализа слов.  

 Ход:

Игровая ситуация.

Как поссорились королева Грамоты и царица Ошибка.

Логопед: Уважаемые учителя-логопеды, давайте превратимся в детей и пофантазируем. Сегодня к нам за помощью обратились две очень важные особы - королева Грамоты и царица Ошибка. С давних пор они ведут свой спор: у кого больше страна и количество жителей- подданных.  Посмотрите на эту волшебную карту: слева – страна Грамоты, справа – страна Ошибок, а между ними территория детского сада. Как вы думаете, лучше учиться и быть грамотным или ничему не учиться и делать ошибку за ошибкой?

(Ответы логопедов)

Логопед: Я предлагаю вам побывать в стране Грамоты, поиграть в интересные игры и проверить свою грамотность. За каждый верный ответ вы будете получать зелёную фишку, а за ошибку красную фишку. Все фишки будем размещать на магнитной доске, там, где стоит детский сад. Если зелёных фишек будет больше, чем красных, то победит королева Грамоты, а если красных больше, то царица Ошибка. Кому из них вы хотите помочь расширить свою территорию? Почему? (Ответы логопедов)

Основная часть.

Логопед: Вот и первое задание.

«Звуки и буквы».

1.«Звук или буква?» Объясните по схеме, что такое звук, что такое буква.

Логопеды: Звук мы говорим и слышим, а букву мы пишем и видим. (Фишка за ответ.)

2.Развитие фонематического слуха, автоматизация Р в слогах, словах.

Логопед: Продолжаем путешествие на звуковом поезде.

(На стульчиках изображения красных, синих и зелёных квадратов).

- Какие звуки едут в красном вагоне?

- Почему мы их так называем? (Гласные звуки, их можно петь.)

- Какие звуки едут в синем вагоне?

(В синем вагоне едут согласные твёрдые звуки.)

- Какие звуки едут в зелёном вагоне?

(В зелёном вагоне едут согласные мягкие звуки.)

Логопед: - Чтобы сесть в поезд, надо получить билет- карточку с первой буквой вашего имени (1-ая буква в имени каждого логопеда). Посмотрите внимательно на карточки и найдите свою букву. Надо вспомнить, какой звук она обозначает: гласный или согласный и занять место в нужном вагончике (в красном, зелёном или в синем). Спой под музыкальное сопровождение или произнеси первый звук своего имени. (Логопеды получают фишки за ответы.)

Логопед: Первая остановка «Слово».

3. Индивидуальная игра «Какое слово получилось» Назови звуки, которые стоят в начале каждого слова и составь из них новое слово.  Картинки: шкаф, колобок, облако, лось, арбуз – слово: ШКОЛА. (Логопед получает фишку)

- Молодцы! Поехали! По дороге, чтобы не было скучно в пути, давайте поиграем в «Колечки». РА-РО-РУ-РЫ-РЭ, АР-ОР-УР- ЫР-ЭР.

Логопед: Следующая остановка «Слоги»

Мы называли слоги. Из слогов состоят слова.

4. Индивидуальная игра «Поезд для животных» Распредели животных по вагонам: в первом –слова из одного слога (бык, кот), во втором – слова из двух слогов (ба-ран, о-сёл, ко-за, ло-шадь), в третьем – из трёх слогов (со-ба-ка, кро-ли-ки, ко-ро-ва), в четвёртом – из четырёх слогов (по-ро-сё-нок). (Логопед получает фишки).

5. Индивидуальная игра «Кто в домике живёт?» Посели животных в домик: в первый подъезд слова из одного слога (рысь, волк, тигр, ёж), во второй – из двух слогов (мед-ведь, бел-ка, ли-са), в третий из трёх слогов (со-ба-ка, ко-ро-ва), в четвёртый –из четырёх слогов (по-ро-сё-нок). (Логопед получает фишки).

Логопед: Предлагаю всем отдохнуть и выполнить упражнения.

Физминутка.

В страну Грамматику пришли (ходьба на месте)

И что же мы в стране нашли? (ходьба на месте)

В этой стране горы высокие (подняться на носки, руки вверх)

Реки глубокие (наклониться, коснуться пальцами носков ног)

Степи широкие (выпрямиться, руки в стороны)

Леса большие (правую руку поднять вверх, левую – опустить вниз)

А мы ребята – вот такие! (руки вытянуть вперёд, пальцы сжать в кулаки, большие пальцы вверх).

Логопед: Продолжаем путешествие! Следующая остановка «Звуки».

6. Подгрупповая игра «Четвёртый – лишний».

Назови картинки, определи место звука Р в слове и определи, какая картинка лишняя. Эту картинку вылови с помощью удочки, объясни свой выбор.  (Та, в которой нет звука Р)

1)Рубашка, паровоз, барабан, голубь.

2)Кирпич, грач, вентилятор, очки.

3)Зеркало, врач, кукуруза, василёк.

4)Корабль, парусник, рубашка, цыплёнок. (Логопеды получают фишки).

7. Индивидуальная игра «Сделай звуковой анализ слова» (Рак, рысь, ракета, парус, рама, рот, рыба, рука.) (Логопеды получают фишки.)

Логопед: Продолжаем путешествие! Следующая остановка «Предложения».

8. Подгрупповые игры «Составь предложение».

а) Игра «Приготовь угощение»

Из слов мы можем составить интересные предложения. Выберите себе любой фрукт или ягоду и слово, напечатанное на карточке. Вставьте изображение фрукта или ягоды на нужное место и составьте предложение по образцу: Из арбуза я приготовлю арбузные цукаты.

Слова для предложений (сок, коктейль, варенье, компот, пюре, желе, цукаты, повидло. Яблоко, банан, апельсин, арбуз, груша, клубника, вишня, абрикос.)

Ответы логопедов: Из арбуза я приготовлю арбузные цукаты. Из яблока я приготовлю яблочный компот. Из банана я приготовлю банановое пюре. Из клубники я приготовлю клубничный коктейль. Из груши я приготовлю грушевое варенье. Из апельсина я приготовлю апельсиновый сок. Из вишни я приготовлю вишнёвое желе. Из абрикоса я приготовлю абрикосовое повидло. (Логопеды получают фишки).

б) Игра «Накорми животных».

Логопед: В зоопарке много животных, есть хищные, есть и травоядные. Выберите угощение для любого животного и составьте предложение из 4 слов. Например: Ёжика угощу сочным яблоком. (Ответы логопедов).

Итог.

Логопед: Мы выполнили много трудных заданий. Давайте вспомним, что же мы сегодня успели сделать. (Ответы логопедов)

Логопед: Мы по сказке походили, всё в ней круто изменили.

Звуки гласные мы пели: А-О-У-Э-Ы-И!

Слова на слоги мы делили, их в предложения сложили.

Будут в сказке помнить нас, всё исполнили на раз!

Логопед: Давайте проверим, кто же победил сегодня, Королева Грамоты или царица Ошибок. Подсчёт фишек.

Логопед: Уважаемые логопеды, понравилось ли Вам представленные игры? Я с удовольствием вручаю вам картотеку игр, которые использую для дошкольников с ОВЗ в обучении грамоте. Всего вам доброго. До свидания!

                                                   

Литература:

Морозова И.А. Пушкарёва М.А. Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – М.: Мозаика – Синтез, 2008г.-136с.

Разбаева Э.М. Подготовка детей к обучению грамоте в школе. (конспекты занятий). – ООО «Издательство «АЙРИС- пресс», 2010.

Чистякова О.В. Обучение грамоте. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 160 с.: - (Серия «Подготовительный класс»).

 

 

«Предложение»

Наша речь бывает устная и письменная. Устная речь – это всё, что люди говорят, рассказывают и слышат от других людей. Письменная речь – это всё, что люди читают и записывают значками – буквами. Речь состоит из предложений. Предложение состоит из слов. Каждое слово имеет своё значение. В предложении слова связаны между собой по смыслу, они «дружат». 

  1. «Скажи одним словом, что ты услышал.»

Девочка, читать, книга

Девочка читает книгу.

Мальчик, кататься, велосипед

Мальчик катается на велосипеде.

  1. «Сосчитай, сколько слов в каждом предложении.»

Подсказка: слышишь паузу- стукни ладонью по столу. Сколько раз стукнул, столько слов в предложении.

Пришло (стук) тёплое (стук) лето (стук). Светит жаркое солнце. Поют птицы. Растут цветы. Муравей тащит травинку. Пчёлы собирают сладкий мёд.

  1. «Подскажи словечко». Слово – часть предложения. Если пропустить какое -нибудь слово, то может быть непонятным всё предложение. Послушайте стихи Е. Серовой «Подскажи словечко» и где нужно, подскажете нужное слово:

Гладко, плавно лился стих, вдруг споткнулся и притих.

Ждёт он и вздыхает: Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь стих потёк как речка,

Помоги ему чуть – чуть, подскажи словечко.

От кого, мои друзья, убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день рядом с нами бродит … (тень).

Говорю я брату: - Ох, с неба сыплется горох!

- Вот чудак, - смеётся брат, - Это не горох, а … (град).

Сыр, курагу, сухую корку, всё это тащит мышка в …(норку).

Всё, что нужно для игры, куклы, мячики, …(шары).

Шура утром ест зефир, а под вечер пьёт … (кефир).

«Деление слов на слоги».

Слова делятся на слоги. Чтобы определить количество слогов в слове, надо подставить руку под подбородок и произнести слово; сколько раз подбородок коснулся руки, столько слогов в слове.

  1. «Составь слова из слогов. Придумай с ними предложения».

МЫ, БУ, СА, ЛУ, НИ, ЖИ, СЫ, ЛО.

Слоги расположены по кругу, в центре стрелка.

Играм по очереди, двигаем стрелку по кругу, пока не получится слово.

Слово может состоять из одного, двух, трёх и более слогов.                                                  Слово, в котором 1 слог, обозначается _______

Слово, в котором 2 слога, обозначается ____/____

Слово, в котором 3 слога, обозначается _____/____/____

                     

  1. «Определи, сколько слогов в каждом слове. Соедини каждую картинку с нужной схемой слова.»

КОТ, МАК, ЖУК, ЛУК, КНИГА, ЛОДКА, КУБИК, ДОМИК, РАКЕТА, АВТОБУС, ВЕЛОСИПЕД.

  1. «Составь слова из слогов. Придумай с ними предложения на тему «Школа».
  2. ЛАС -ТИК, ЗВО - НОК, КНИ - ГА, ПОРТ- ФЕЛЬ, ПЕ - НАЛ, ШКО - ЛА.
  3. «Кто в каком вагоне едет?» Назови животных, раздели слово на слоги, разложи картинки в вагончики. Сколько окон в вагоне – столько слогов в слове. Назови слова, в которых одинаковое количество слогов.

КОТ, БЫК, БАРАН, КОЗА, ЛОШАДЬ, СОБАКА, КОРОВА, КРОЛИКИ, ПОРОСЁНОК.

  1. «Посели животных в домик». Назови животных, раздели слово на слоги, разложи картинки в домике по подъездам: в 1- слова из одного слога (рысь, тигр, ёж, волк), во 2- слова из двух слогов (медведь, лиса, белка), в 3- слова из трёх слогов (собака, корова), в 4 – слова из четырёх слогов (поросёнок).  

«Звуки и буквы».

Слова состоят из звуков и букв. Звуки мы говорим и слышим, буквы мы пишем, видим и читаем.

  1. «Произнеси соответствующий звук.» (звучащие картинки)

Как насос качает воздух? С - С- С. Как газ выходит из баллончика? СЬ. Как звенит звонок будильника? З-З-З. Как зудит комар? ЗЬ. Как выходит воздух из колеса? Ш-Ш-Ш. С каким звуком лопается шарик? Щ-Щ-Щ. Как жужжит пчела? Ж-Ж-Ж. Как цокают каблучки? Ц-Ц-Ц. Как кричит обезьяна? У-У-У. Как рычит тигр? Р-Р-Р. Как работает мотор? Р-Р-Р. Как гудит самолёт? Л-Л.

  1.  «Назови первый звук в слове.» Рассмотри картинки, Назови слова. Определи первый звук в каждом слове. Обозначь его буквой. (Сено, сифон, газета, магазин, бусы, беседка).
  2.  «Какое слово получилось?» Рассмотри картинки. Назови слова. Назови первый звук в каждом слове. Обозначь его буквой. Прочитай, какое новое слово получилось. (Шкаф, Колобок, Овца, Лось, Арбуз= ШКОЛА)

«Гласные звуки и буквы»

Звуки речи делятся на гласные и согласные. При произнесении гласного звука воздух проходит свободно, не встречая преград. Гласных звуков 6- А, О, У, Э, Ы, И. Букв, которые обозначают гласные 10 – А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е. На схеме гласные обозначают красным цветом.

  1. «Выучи стихотворенье, запомни гласные звуки».

Широко открою рот, воздуху даю проход.

Звуки эти петь могу, их свободно я тяну.

А, О, У, Э, Ы, И- звуки гласные мои.

14. «Назови гласный звук в каждом слове.» (мел, лук, стол, рак, рысь, лис)

15. «Назови последний звук в слове». Рассмотри картинки. Назови слова. Назови последний звук в каждом слове. Обозначь его нужным цветом. (Гласный – красный, согласный твёрдый – синим, согласный мягкий - зелёным.) (Рак, рубашка, рысь, парус, ракета, паровоз.) Какие слова заканчиваются на один и тот же звук? (парус, паровоз –С, рубашка, ракета –А). Рекомендую использовать фишки соответствующих цветов для обозначения звуков.

Согласные звуки и буквы.

При произнесении согласного звука воздух встречает препятствие. При произнесении согласных звуков слышится шум (Ш, С) или голос и шум (Ж, З). Согласных букв 21, а звуков гораздо больше, потому что есть твёрдые и мягкие согласные звуки (Дом – Д-твёрдый согласный звук, Дятел –ДЬ- мягкий согласный звук). На схеме твёрдые согласные звуки обозначают синим цветом, мягкие согласные – зелёным цветом.

Твёрдые и мягкие согласные.

Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Для обозначения твёрдости согласных на письме используются буквы А, О, У, Ы, Э. Для обозначения мягкости согласных на письме используются гласные буквы И, Я, Е, Ё, Ю и Ь. По твёрдости – мягкости большинство звуков образуют пары: Б-БЬ, П-ПЬ, Г –ГЬ.

16. «Запомни, какие согласные звуки бывают всегда твёрдыми, а какие- всегда мягкими».

Жили шестеро цыплят,

Все они пшена хотят.  (Ж, Ш, Ц- всегда твёрдые согласные звуки)

Щука чует йод, в воду не идёт. (Щ, Ч, Й – всегда мягкие согласные звуки).

17. «Определи место звука в слове». Рассмотри картинки. Назови слова. Определи место звука Ц в каждом слове – начало слова, середина или конец слова. Обозначь его нужным цветом. (Ц всегда твёрдый согласный звук, обозначается синим цветом). (Цирк, яйцо, заяц, акация, месяц, циркуль). Рекомендую использовать фишки синего цвета и пособие «Рыбка» для большей наглядности при определении места звука в слове: начало слова – выделенная голова рыбки, середина слова – тело рыбки, конец слова – хвостик рыбки.

18. «Назови согласные звуки в каждом слове». Рассмотри картинки. Назови слова. Определи, какой звук стоит в начале каждого слова. Обозначь его буквой. Соедини линиями парные мягкие и твёрдые согласные. (Ландыш – лебедь, сабля- сетка, зонт- земляника, волк – весы, ромашка – редиска.) Рекомендую использовать для большей наглядности фишки синего и зелёного цветов.

Звонкие и глухие согласные.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие согласные произносятся с участием голоса. (Горлышко вибрирует) Глухие согласные произносятся без участия голоса. (Горлышко отдыхает) По звонкости – глухости некоторые звуки образуют пары (Б-П, В-Ф, Г-К, Д–Т, Ж-Ш, З -С).

Если горлышко дрожит,                                                                                                                    Согласный звонкий говорит.                                                                                                        Если горлышко молчит,                                                                                                            Глухой согласный говорит.

19. «Засели домик парными согласными звуками.» Для большей наглядности рекомендую использовать значки «Колокольчик» - для обозначения звонкого согласного и «Наушники» для обозначения глухого согласного.

Звуковой анализ слова.

20. «Сделай звуковой анализ слова.» Рассмотри картинки. Назови слово. Назови все звуки слова по порядку. Обозначь их соответствующим цветом. Рекомендую использовать фишки соответствующих цветов. (Сом, сани, сумка, сок, оса, сосна, сад, совы, стакан).

Слова, которые называют предметы.

Слова, которые называют предметы, отвечают на вопросы Кто? Что? Слова, которые отвечают на вопрос кто?, называют людей и животных. Слова, которые отвечают на вопрос что?, называют предметы и явления природы.

21. Рассмотри картинки. Назови слова, которые отвечают на вопрос КТО? Затем назови предметы, которые отвечают на вопрос ЧТО?

Слова, которые называют действия предметов.

Слова, которые обозначают действия предметов, отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?

22. «Кто что делает?» Назови как можно больше слов – действий.                                                     Повар (что делает?) варит, режет, чистит, жарит. Ученик (что делает?) пишет, читает, рисует, занимается, учится. Бабушка (что делает?) вяжет, заботится, гуляет, рассказывает, поёт.

Слова, которые называют признаки предметов.

Слова, которые называют признаки предметов, отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

23. «Назови слова – признаки». Рассмотри картинки. Назови как можно больше признаков к каждой картинке. (Медвежонок, зайчонок, мальчик, девочка, музыкант, танцовщица, снежинка, ёлка, свечка).

24. «Составь предложение по образцу».

Дом из кирпича – кирпичный дом. Кувшин из глины -..  Кольцо из серебра -.. Ремень из кожи -… Шарф из шерсти - … Ткань из шёлка -… Лодка из дерева -… Перчатки из резины - … Шапка из меха -… Пижама из трикотажа - … Поделка из бумаги -… Кубик из пластмассы -…

25. «Угадай предметы по их признакам».

Маленький, круглый, колючий…     Красная, спелая, душистая… Стройная, колючая, зелёная… Рыжая, пушистая, хитрая… Косолапый, неуклюжий, бурый…

Слова, близкие по смыслу.

Слова, близкие по смыслу и отвечающие на один и тот же вопрос, называются синонимами.

25. «Близкие слова».

Назови слова, которые близки по смыслу. (Ребёнок – малыш, смех – веселье, друг – приятель, озорник – шалун, грустный – печальный, большой – огромный, страшный – ужасный, холодный – морозный.

26. «Третий – лишний». Какое слово не подходит по смыслу к остальным?

Сказать, молвить, думать. Смелый, честный, храбрый. Вежливый, верный, надёжный. Лентяй, драчун, лодырь. Шалун, волшебник, чародей.

 Слова, противоположные по смыслу.

Слова, противоположные по смыслу и отвечающие на один и тот же вопрос, называются антонимами.

Минус – плюс, огонь – вода, дерзкий – осторожный,

Слова – антонимы всегда противоположны.

27. «Сравниваем противоположности». Рассмотри картинки, назови слова противоположные по смыслу. Составь с ними интересные предложения. (Слон большой, а мышонок маленький. У Тани поясок узкий, а у Риты ремень широкий.) Рекомендую использовать наглядно – дидактическое пособие из 12 карточек «Сравниваем противоположности».

28. «Доскажи словечко».

Нам с тобой пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот».                                                      Скажу я слово ВЫСОКО, а ты ответишь …(НИЗКО),                                                        Скажу я слово ДАЛЕКО, а ты ответишь … (БЛИЗКО),                                                              Скажу я слово ПОТОЛОК, а ты ответишь …(ПОЛ),                                                        Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, и скажешь ты  … (НАШЁЛ),                                                       Скажу тебе я слово ТРУС, ответишь  …(МОЛОДЕЦ),                                                           Теперь НАЧАЛО я скажу, ну, отвечай: …(КОНЕЦ).

29. «Объясни пословицу». Прослушай пословицу. Объясни, как ты её понимаешь. Назови слова, противоположные по смыслу в каждой пословице.                                            

Родимая сторона- мать, чужая – мачеха.                                                                             Труд кормит, а лень портит.                                                                                                  Мягко стелет, да жёстко спать.                                                                                            Маленькое дело лучше большого безделья.

30. «Закончи предложение».

Смех громкий, а шёпот …(тихий).                                                                                      Чай горячий, а мороженое…(холодное).                                                                               Пруд мелкий, а озеро … (глубокое).                                                                                    Клубника крупная, а земляника …(мелкая).                                                                      Улица широкая, а переулок… (узкий).                                                                               Дорога прямая, а тропинка …(извилистая).

Устойчивые сочетания слов. 

Устойчивые сочетания слов можно заменить одним словом.  

31. «Скажи одним словом».                              

Оглянуться не успеешь, как наступит лето.    (скоро).                                                             Мой папа – мастер на все руки.            (умелец).                                                                 Витя испугался и побежал, только пятки засверкали.  (быстро).                                       Бабушка встаёт ни свет ни заря.   (рано).                                                                           Это правило я зарубил себе на носу. (запомнил).                                                              До магазина рукой подать. (близко).                                                                                   Над этой задачкой я долго ломал голову. (думал).                                                            Перестань бить баклуши! (бездельничать).                                                                        Братья были похожи друг на друга как две капли воды. (близнецы).                                  Мама испекла пирог – просто пальчики оближешь.    (вкусный).                                  Ребята работали не покладая рук.    (дружно).                                                                   Осталось в чашке воды, как кот наплакал. (мало).                                                                                                       Лена забрала себе львиную долю игрушек. (много).

32. «Подбери подходящее слово». Из предложенных слов подбери подходящее слово, чтобы получилось устойчивое сочетание слов. Объясни, что оно означает?    

(Яблоку, груше, апельсину) негде упасть.      (тесно).                                                       Не ударить (в лужу, в грязь, в кашу) лицом.     (не растеряться).                                          (Булкой, пирожком, хлебом) не корми. (ничего не хочет).                                                                                (Заячий, лисий, волчий) аппетит. (хороший).                                                                                          Как (слон, кот, собака) в посудной лавке. (неуклюжий).                                                       Ему (волк, медведь, кабан) на ухо наступил. (нет музыкального слуха).                                                                               

Эти игры проводятся в рамках долгосрочного логопедического проекта «Игры в обучении грамоте для дошкольников с нарушениями речи» Создан альбом с играми, которыми пользуемся на логопедических занятиях и в совместной деятельности.

Литература:

Разбаева Э.М. Подготовка детей к обучению грамоте в школе. (конспекты занятий). – ООО «Издательство «АЙРИС- пресс», 2010.

Чистякова О.В. Обучение грамоте. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 160 с.: - (Серия «Подготовительный класс»).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по подготовке дошкольников к обучению грамоте для воспитателей ДОУ

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит ...

Мастер-класс "Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи".

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как ...

Мастер -класс для воспитателей "Звучащее слово" (обучение грамоте посредством игры).

Обучение педагогов интерактивной форме проведения занятия в целях повышения педагогической компетентности воспитателей в вопросах речевого развития детей, используя игры....

Мастер-класс для родителей "Подготовка к обучению грамоте"

Материал поможет обучить родителей приемам элементарного звуко-слогового анализа и синтеза.Вовлечь в процесс совместной игровой деятельности с детьми в домашних условиях по подготовке к обучению грамо...

Мастер – класс для педагогов «Подготовка к обучению грамоте »

Мастер – класс для педагогов«Подготовка к обучению грамоте »...

Мастер-класс по теме «Подготовка к обучению грамоте. Звукобуквенный анализ и синтез слов».

Мастер-класс по теме  «Подготовка к обучению грамоте.  Звукобуквенный анализ и синтез слов». Данный мастер-класс посвещен родителям детей с ТНР, учителям-логопедам, воспитателям ...

Мастер – класс на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи посредством использования дидактических игр и наглядного материала»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи посредством использования дидактических игр и ...