Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
консультация по логопедии

Осинцева Ирина Алексеевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon isp-nie_zdor.sber_._tehnologiy.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий

на логопедических занятиях

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья  задачу не решить.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

 - технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний (динамические паузы, физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз);

 - коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия);

 - технологии обучения здоровому образу жизни ( игротерапия, разные виды массажа и самомассажа).

В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты, которые могут применяться в коррекционной работе на разных этапах занятия.

В логопедической работе не обойтись без артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и дифференцированности  движений органов артикуляции.

Кроме «Сказки о весёлом язычке» делаем артикуляционную зарядку,

сопровождая её сказкой «Весёлая прогулка» или детскими стишками:

  «Лягушка».

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!

«Слон».

Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

        

Упражнения могут выполняться с опорой на компьютерные презентации, где дети видят то или иное упражнение в занимательной форме (например, язычок в образе котика, который выполняет то или иное действие).

Развитие общей моторики

Комплексы физминуток подобраны согласно лексико-грамматической теме и проводятся в игровой форме в середине занятия).

Развитие мелкой моторики

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное - развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка. При планировании работы над развитием руки придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который входят: разнообразные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, графические диктанты, обводка шаблонов и штриховка изображений, игры с прищепками, различные задания с "волшебным мешочком", су-джок-терапия, кинезиологические приёмы. Подробнее остановлюсь на двух последних приёмах работы. 

В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В своей работе успешно зарекомендовал себя метод использования су-джок терапии в сочетании с логопедической и лечебно-оздоровительной работой. Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления.

Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.

Приведу несколько вариантов работы с использованием су-джок колец:

•        Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, сначала на правой затем на левой руке.

•        Ребёнок зажимает массажные кольца между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука.

•        Дети работают по инструкции взрослого. Надень колечко на мизинец правой руки и т.д. Ребёнок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец. Дети называют, на какую руку и какой палец надето колечко.

 Кинезиологические упражнения

Направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. Эти упражнения помогают детям стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшают учебные достижения. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезиологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". А также упражнения, направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

1) «Кулак-ребро-ладонь» - три положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.

2) «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

3) «Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Две весёлые лягушки  ловко прыгают подружки,

Ни минутки не сидят только брызги вверх летят.

4) «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.

Пальчики соединяем и кольцо мы получаем: 1/2 1/3 1/4 1/5

Поздоровались пальцы опять 1/5 1/4 1/3 ½ Закрепили кольца-слова!

Применение таких альтернативных приёмов и методов способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду.


Психогимнастика

Она помогает ребенку проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У него вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность). Проводим игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, тренинги на устранение отрицательных эмоций и снятия невротических состояний, подвижные и сюжетно-ролевые игры. Дети обучаются приемам мышечного расслабления, которое чередуется с напряжением. Примером могут быть игра «Маски», «Семь гномов» , «Овощи –толстячки и  худышки» и др. Это способствует  созданию благоприятного психологического климата на занятиях. Во время психофизической гимнастики дети изображают  разные характеры, различное настроение, изображают различных сказочных героев, стремятся показать их характеры и настроение.  Это способствует раскрепощению детей, проявлению своего  «я»,  развитию воображения.  При мимических упражнениях у них   улучшается  работа лицевых мышц. Работая над  психоэмоциональной сферой школьников, на  занятиях хорошо использовать способствующую расслаблению музыку: шум моря, леса, ветра, дождя, пение птиц и другие звуки природы.

Также обучаю детей различным видам самомассажа.

Самомассаж рук

 Ручной массаж пальцев очень эффективен. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Эту работу провожу в начале занятий или перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты. Кстати, в Японии массаж пальцев проводят во всех дошкольных учреждениях, начиная с 2 лет.

Самомассаж ушных раковин

Как известно, здесь находится множество биологически активных точек, через которые  улучшается работа органов и систем всего организма.

Самомассаж лица

Используется мягкое поглаживание лба, щёк, подбородка либо более энергичное их разминание и похлопывание.

Зрительная гимнастика 

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.

«Взгляд влево вверх»,  

«Горизонтальная восьмерка, (одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком).

«Глаз –  путешественник»: не поворачивая головы, найти глазами тот или иной предмет, названный учителем. 

 «Зеркальное рисование» (одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы).  При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки.

Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Дыхательная гимнастика 

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм. Вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей.

. Дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Для его развития детям следует предлагать те упражнения, которые они будут воспринимать как игру.

«Хомячок». Пошмыгать носом (рот закрыт).

«Собачке жарко». Часто подышать с высунутым языком. При выполнении этих упражнений надо чувствовать движения стенки живота.

 «Шарик». Вдох носом, живот при этом выпячивается вперед (надуть животик), выдох ртом (живот вбираем в себя). Это так называемое нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать!

«Ныряльщик»:  сделать глубокий вдох,  задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

    Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей

В результате использования здоровьесберегающих технологий:

 - повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

- корректируется  поведение и преодолеваются психологические трудности;

 - формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма,

- снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

 -развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усвоению школьных программ по русскому языку и чтению.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в ДОУ

В статье рассказывается, какие здоровьесберегающие технологии можно использовать на логопедических занятиях в ДОУ....

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

как использовать здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.

Проведение логопедических занятий связано с использованием   здоровьесберегающих технологий. В статье перечислены применяемые технологии....

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с дошкольниками

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!     Здоровьесберегающие технолог...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

В рекомендациях рассматриваются методы и приемы здоровьесберегающих технологий, которые могут применяться в коррекционной работе на разных этапах занятия с детьми старшего дошкольного возраста....

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста

Материал об испольтзовании физкультминуток в логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в ДОУ.

На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии  оптимизируют процесс коррекции речи детей с нарушением звукопроизношения и способствуют оздоровлению всего организма ребе...