Развитие мелкой моторики
консультация по логопедии

Осинцева Ирина Алексеевна

Консультация для педагогов и родителей                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_melkoy_motoriki.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики

  Очень важно повысить компетентность родителей в вопросе необходимости                                                                                                                развивать речь ребёнка посредством развития мелкой моторики.

Всестороннее представление  об окружающем предметном мире  не могут сложиться у человека без тактильно - двигательного восприятия, т.к. именно оно лежит в основе чувственного познания. С помощью него складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.                                                        

   Учёные установили  - если развитие мелкой моторики соответствует возрасту, то и  развитие речи находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается речевое развитие.  Между этими двумя составляющими существует  прямая зависимость – развитие тонких движений пальцев положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Известный итальянский педагог, врач и психолог  Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям ребёнок формирует запас понятий, которыми может оперировать наш интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений.  Ещё во 2-м столетии до нашей эры в Китае практиковались игры  с различными круглыми предметами и крупами, а в Японии – с грецкими орехами и различными палочками. Именно целителей с Востока можно считать основоположниками технологии развития пальчиковых игр.                                          

    Ещё Аристотель в античные времена считал, что «рука – это инструмент всех инструментов». Кант писал, что «рука – это своего рода внешний мозг, это вышедший наружу мозг человека. Знаменитый педагог Сухомлинский так отзывался о ручной деятельности: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев».

    Врачи установили, что, развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. На руке находятся биологически активные точки нашего организма, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.  Каждый палец отвечает за  работу определённого  органа.

    Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи не только с развитием речи, но и с развитием мышления. Поэтому очень важно начинать эту работу задолго до школы.

    Средств развития мелкой моторики великое  множество – это и бумага, и песок, и вода, и многое-многое другое.

     Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с ним является подготовительной к работе с

другими материалами и овладению разными инструментами. Пластилин даёт уникальные возможности проводить разные игры с пользой для общего развития ребёнка. Стоит заинтересовать ребёнка чудесами пластилинового мира, и детские пальчики начнут создавать сначала  неуклюжие, а потом всё более сложные фигурки.

 С бумагой тоже можно производить различные действия – её можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Такие занятия помогут ребёнку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объёмные игрушки. Это всем известное плетение ярких ковриков из разноцветных бумажных полос, складывание в технике «оригами» и многое другое.

    В играх для развития пальчиков  хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки, а также карандаши, веточки, соломинки (если действие происходит на улице).

   Хорошо использование игр - конструкторов, различной мозаики. Помимо развития умения выполнять точные движения пальцами у детей развивается творческое воображение и такое  полезное качество, как усидчивость.

   Учёные и педагоги отмечают важность развития тактильных ощущений ребёнка. Здесь используются поверхности с различной структурой (мягкие, гладкие, шероховатые и т.д.) Можно сделать коробочки с различными  наклеенными материалами( наждачная бумага, кусочки меха, вельвет, шёлк, песок, различные крупы) и после детального ознакомления с качеством материала определить его на ощупь.

   Очень нравятся детям игры с пуговицами. В любом, наверное, доме есть коробочка с разнообразными пуговицами (по форме, цвету, величине, материалу). Пересыпьте пуговицы в просторную коробку и предложит ребёнку поводить ладошками по поверхности, перетереть пуговицы между ладонями, пересыпать их из ладошки в ладошку, найти самую большую, самую маленькую, квадратную, деревянную и т.д.

   Можно сшить  круглые игрушки в виде ракушки, черепашки, божьей коровки, внутри которых перекатываются бусины или  несколько горошин либо фасолин.  Ребёнок ощупывает их через ткань, массируя таким образом активные зоны руки. Очень нравится детям, особенно девочкам, нанизывать бусины на леску, составляя браслеты или бусы.

   Для «сухих бассейнов» используются различные крупы (пшено, рис, гречка и т.д.), а также горох и фасоль. Можно предложить  детям найти спрятанные там мелкие игрушки, игру «Золушка», перемешав 2 вида круп  и т.д.

   Игры с природным материалом учат детей наблюдательности. Гуляя в арке или в лесу, полезно обратить внимание на щедрые подарки природы. Для

изготовления различных поделок в дело идут жёлуди, каштаны, шишки, веточки, мох и многое другое.

   Рисование – занятие, любимое многими детьми и очень полезное. И необязательно рисовать только карандашом или кистью. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и мелом на асфальте.

   Также для развития  моторики используется песок. Предложите  ребёнку погладить песок, попросите ответить на вопросы: - Какой  песок? Что ты чувствуешь? Как сделать его мокрым?(Здесь мы побуждаем ребёнка к исследовательской деятельности.)

   И на кухне найдётся занятие, полезное для развития пальчиков. Попросите ребёнка вылепить что-нибудь из теста, испеките в духовке и ваш помощник с гордостью будет об этом рассказывать и  демонстрировать своё изделие всем домашним.

   Никто не станет спорить, что игры с водой также любимы многими детьми.  Можно задать вопрос: - Какая вода в этой бутылке – тёплая или холодная? Предложить намочить в воде губку, отжать её обеими руками поочерёдно, затем двумя руками. То же проделать с салфеткой, расправить её, вытереть стол.

   Очень полезно для бытовой жизни, для  получения навыков  самообслуживания учить ребёнка  управляться с различными застёжками, плести, шить и вязать.

   Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с верёвочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты  заметили, что упражнения с верёвкой способствуют более быстрому восстановлению мелких мышц руки после полученных травм. Также полезными их находят и учителя математики.

   Различные игры со шнуровками также  будут очень полезны. Многие дети в возрасте 5-ти, даже 6-ти лет не знают, как завязывается простой узел, а тем более сложно бывает их научить завязать бантик. Но всё это, безусловно, необходимо и постепенно приближает нас к заветной цели – развитой речи.

   Для развития мелкой моторики  используются куклы, соответствующие возможностям  ребёнка и развивающие их. Куклы могут быть  надевающимися на руку наподобие Петрушки, вязаные пальчиковые, куклы-марионетки и другие.

   Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он укрепляет мышечную систему, повышая её тонус и эластичность. Очень правильным будет при этом проговаривание взрослым  различных потешек. Также можно

научить ребёнка разным способам самомассажа. При этом массируются и кисти рук, и ладони, и сами пальчики.

   Широко применяются и массажёры -  в виде шипованных мячиков, роликовые массажёры, су-джок - терапия. Упражнения выполняются каждой рукой по очереди.

   Упражнения с мячами тоже используются  для  пальчиковых упражнений -  дети учатся  захватывать мяч всей кистью, катать мяч по часовой стрелке и против, выполнять сжатия, пощипывания и другие действия. Здесь также важно задействовать обе руки.

   Думаю, не ошибусь, если скажу, что  пальчиковая гимнастика используется на каждом логопедическом занятии. Это всегда вызывает у детей оживление и эмоциональный подъём. Есть специальные комплексы таких упражнений, расположенных в определённой последовательности. Это упражнения для кистей рук, условно статические и динамические.

   С народными пальчиковыми играми ребёнок встречался ещё в грудном возрасте. Это были ещё не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребёнком.

   Смысл их не только в развитии мелкой моторики. Они позволяют ребёнку  ощутить  радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, осознать себя в системе телесных координат,  сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов, даёт человеку чувство самообладания. Аналогичные игры встречаются у многих народов.

При выполнении различных движений руками:

- индуктивно активизируются речевые центры головного мозга, при этом речь становится чётче, стимулируется речевая активность, особенно если пальчиковая игра сопровождается проговариванием стихов;

 - развивается наблюдательность, творческие способности, внимание, память;

- совершаются предпосылки для успешного овладения навыками письма, рисования,  ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;

- формируются моральные качества (терпение, усидчивость, умение работать в коллективе).

                                           Что же происходит, когда ребенок

занимается пальчиковой гимнастикой?

   - Выполнение упражнений и  ритмических  движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи;
  - Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка;
 -  благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять;
  -  если ребёнок сопровождает упражнеия короткими стихотворными строчками, то его речь становится более чёткой, ритмичной, яркой и усиливается  контроль за выполнением движений;
  -  развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений;
  -  у малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия (овладев всеми упражнениями он сможет «рассказывать руками» целые истории);
  - простые движения помогают убрать напряжение не только самих рук, но и расслабить мышцы всего тела;

 - пальчиковые игры способствуют улучшению произношения звуков;

 - в результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы обретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это , в свою очередь, развивает координацию, подготавливает  руку ребёнка к письму;

 - такие игры формируют добрые взаимоотношения между ребёнком и взрослым.

Какие задачи решает педагог

при развитии мелкой моторики рук ребенка?


• Стимулирует развитие речи у детей раннего возраста.
• Стимулирует развитие речи у детей с речевыми нарушениями.
• Подготавливает руки к письму у детей старшего дошкольного возраста.
• Способствует развитию внимания, пространственного мышления дошкольников.
• Способствует развитию эмоциональной выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...