Бендикс Т.В. Игры с мячом. Мастер-класс
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Татьяна Викторовна Бендикс

Игровые упражнения с мячом для развития крупной и мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Методическая разработка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звездочка» г.Зернограда

Методическая разработка

«Игры с мячом для дошкольников с нарушениями речи».

(из опыта работы)

http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2014/11/konspekt-otkrytogo-zanyatiya-dlya-roditelej-i-detej-ovz-starshaya-gruppa.png

Составитель: Т.В Бендикс, учитель-логопед

Высшая квалификационная категория

г. Зерноград, 2014 г.

Содержание

  1. Значение игр с мячом в развитии детей с нарушениями речи………………….3
  2. Игры и упражнения, направленные на развитие

ориентировки в пространстве……………………………………………………...4

  1. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики……………………..5
  2. Игры, направленные на формирование правильного

звукопроизношения и развитие

фонематических процессов………………………………………………………...8

  1. Игры, направленные на обобщение и расширение словарного запаса,

развитие грамматического строя речи……………………………………………11

  1. Коррекционная гимнастика для глаз с использованием

мячей – «ежиков»…………………………………………………………………..15

  1. Список литературы

http://photoudom.ru/photo/cd/cd63d2279c6c326df5ce79e1cd4602b8.jpg

I.Значение игр с мячом в развитии детей с нарушениями речи.

Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом очень популярны, и не случайно считаются самыми распространенными из игр. Однако дома играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Между тем, он может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.

Игровые упражнения и игры с мячом сочетаются с текущей логопедической работой и являются стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим речевому и психомоторному развитию детей. Кроме того, игры с мячом удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат и могут быть рекомендованы воспитателям и родителям.

Сочетание физических упражнений с “пропеванием” звуков, проговариванием стихов в ритме движений развивает речь, чувство ритма, динамическую координацию, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.

Игры и упражнения с мячом решают много проблем при коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи (ОНР):

- отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению;

- освобождают ребенка от утомительной, неестественной для его возраста неподвижности на занятиях;

- помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу разные уровни регуляции;

- развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;

- помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи;

- регулируют силу и точность движений;

- движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание;

- развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;

-развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ;

- развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

Известный немецкий педагог Фридрих Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивал его роль в развитии координации движений кисти рук. Он считал, что мяч даст ребёнку все, что требуется для разностороннего развития.

Все игры и упражнения с мячами систематизированы по блокам:

- направленные на развитие ориентировки в пространстве;

- направленные на развитие мелкой моторики;

- направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков;

- направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Вашему вниманию предлагаю несколько игр, используемых на занятиях в группе, а вы можете поиграть не только с детьми в вашем образовательном учреждении и со своим детьми дома.

II.Игры и упражнения, направленные на развитие ориентировки в пространстве.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентировке в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии.

Игры и упражнения данного раздела направлены на отработку силы и точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле, могут использоваться на занятиях независимо от лексической темы и не требуют большого пространства. Используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи различной фактуры.

Игра «Справа, слева, впереди в обруч точно попади».

Цель: развитие моторики, ловкости и внимания.

Задача: закрепление умения ориентироваться в пространстве (справа – слева), закрепление навыков счета.

Оборудование: небольшие обручи двух цветов,мячи.

Ход игры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Взрослый предлагает ребенку следующие задания.

  • Какой обруч находится слева (справа)?
  • Стукни три раза мячом в правый обруч.
  • Стукни четыре раза мячом в левый обруч.
  • Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч.
  • Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.

Упражнение «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу!»

                Ход упражнения. Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе. Ребенок выполняет удары мячом справа и слева от себя со словами:

                                - Справа – два, а слева – три,

                                  Справа трижды повтори,

                                  Справа – раз, а слева – два:

                                  Не запутался едва.

Игра «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине»

Цель: развитие ориентированности в собственном теле.

Задачи: закрепление умения ориентироваться в собственном теле и пространстве (справа - слева, впереди - сзади); закрепления употребления предлогов.

Оборудование: мячи, сшитые из ткани; теннисные мячи.

Ход игры. Дети выполняют задания по инструкции взрослого:

- В правую руку свой мячик возьми. Над головою его подними. И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется и ненадолго за спину вернется. С голени правой да к левой ступне, да на живот - не запутаться б мне.

III. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.

Для полноценного формирования навыков устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук тревожат расположенные вблизи речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

В практике работы с детьми логопедической группы ДОУ прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого отдельного ребенка. Детям предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики, среди которых ведущее место занимают игры с мячом.

В играх и упражнениях этого раздела используются небольшие мячики, шарики, массажные шарики-ежики или разноцветные каучуковые шарики, которые легко помещаются в ладошках детей. Все упражнения проводятся, сидя за столом.

Цель упражнений: развитие мелкой моторики рук.

Игра-разминка с маленькими массажными или каучуковыми мячиками:

-Мячик сильно посжимаю и ладошку поменяю.

-По столу круги катаю, из-под рук не выпускаю,

-Взад - перед его качу, влево - вправо, как хочу.

Упражнение «Листок»

Оборудование: силуэты листьев разных деревьев или предметные картинки; небольшие шарики.

Ход упражнения. Ребенку предлагается прокатывать шарик по силуэту листка поочередно различными пальцами левой и правой руки с проговариванием небольшого текста:

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Упражнение «Огород»

Оборудование: силуэты овощей (баклажан, тыква, морковь) или предметные картинки; небольшие шарики.

Ход упражнения. Ребенку предлагается прокатывать шарик по силуэту овоща поочередно различными пальцами левой и правой руки с проговариванием небольшого текста:

Осень дарит урожай,

Не ленись и собирай.

Баклажан весь посинел,

Бок на солнце перегрел.

Тыква вроде бы из долек.

Только вот вопрос: из скольких?

Из земли торчит пенек,

На затылке хохолок.

Это сладкая морковка,

Вниз растет ее головка.

Упражнение «По грибы, по ягоды»

Оборудование: силуэты грибов (ягод) или предметные картинки; небольшие массажные шарики.

Ход упражнения. Ребенку предлагается прокатывать шарик от гриба к грибу по линии поочередно различными пальцами левой и правой руки, имитируя сбор грибов (ягод), с проговариванием небольшого текста:

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

Комплекс упражнений «Разминка»

Оборудование: шарики из пуговиц; каучуковые шарики.

Ход упражнения. Ребенок произносит стихотворение и выполняет действия с шариком согласно тексту:

Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю.

«Здравствуй, мой любимый мячик!» -

Скажет утром каждый пальчик.

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево - как хочу.

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец.

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Мячик мой не отдыхает -

Между пальцами гуляет.

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

Сверху левой, снизу правой

Я его катаю.

IV. Игры, направленные на формирование

правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

В начале учебного года детей знакомят с гласными звуками, являющимися фундаментом, на котором базируется работа логопеда по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а, следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Работа над звуками закрепляется в играх с мячом, которые построены так, что длительность прокатывания мяча соотносится с длительностью пропевания гласных звуков. Таким образом указанные игры способствуют отработке плавного выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением.

В логопедической группе можно наблюдать детей с нарушением просодических компонентов речи. Эти дефекты очень разнообразны. Ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом или иметь глухой, часто с носовым оттенком, голос. Игры с мячом, направленные на пропевание гласных звуков, полезны для этих детей.

К. С. Станиславский, характеризуя звучание русского языка, образно говорил, что:«Гласные - это река, а согласные - берега, и без них наша речь – болото».

В своей повседневной работе по коррекции речи детей учитель-логопед укрепляет эти «берега» и «реку».

В играх данного раздела используются резиновые мячи, самодельные, сшитые из ткани (что важно при развитии сенсорных восприятий), набор мячей красного, зеленого и синего цветов с вышитыми на них буквами. Разноцветные мячи используются также для анализа и синтеза слогов и слов.

В играх с мячом дети усваивают слоговую структуру слова, закрепляют умение делить слова на слоги, отрабатываются автоматизация и дифференциация звуков. Во время игр развиваются внимание и быстрота мышления ребенка. Игры могут использоваться независимо от лексической темы и автономно.

Целью данных игр является развитие фонематического восприятия.

ТЕМА «ЗВУКИ [А], [У]»

Игра «Гласный звук услышат ушки - мяч взлетает над макушкой»

Задача: закрепление умения выделять заданный гласный звук из ряда других.

Оборудование: мячи резиновые по количеству детей.

Ход игры. Дети очутились в осеннем лесу. Дети стоят полукругом и внимательно слушают цепочку из гласных звуков: [а]-[у]-[ы]-[э]-[а]-[у]-[а]-[э]-[ы]. Услышав звук [а], дети подбрасывают мяч над головой и ловят его.

Затем проводится игра на звук [у].

Игра «Звуки гласные поем  мы с мячом моим вдвоем»

Задача: закрепление умения длительного плавного выдоха; закрепление произношения гласных звуков.

Оборудование: мячи из ткани по количеству пар.

Ход игры:

Вариант 1. Детям предлагается пропевать гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу.

Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный звук [а]. То же самое со звуком [у].

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу - в кругу или парами, пропевая заданные гласные звуки и прокатывая мяч друг другу. Взрослый обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать на длительном выдохе, на коротком выдохе.

Игра «Мяч лови – чистоговорки произноси».

Задача: закрепление умения четко произносить звук «с» в чистоговорках с отстукиванием ритма.

Оборудование: мяч резиновый по количеству детей.

Ход игры. Дети стоят полукругом, ударяя мячом об пол, четко произносят чистоговорки, выговаривая все звуки:                

Са – са –са – укусила в нос оса.

        Со  со – со – стал мой нос как колесо.

        Сы – сы – сы – не боюсь я злой осы.

        Су – су – су – я осу в руке несу.

Тема «Дифференциация звуков «З»-«Ж»

Игра «Умные мячики».

Задача: закрепление умения изменять в словах звук «ш» на заданный звук «ж» и

наоборот.

Оборудование: мяч резиновый.

Ход игры. Взрослый бросает поочередно мяч детям и произносит слово.Поймавший называет получившееся слово, в котором заменил один звук на другой, и бросает мяч обратно взрослому, четко проговаривая слово.

Шар – жар;                        шить – жить;                шаль – жаль;

    шила – жила;                   шесть – жесть;                 шарить – жарить;

     шалость – жалость;         широк –  жирок;                 шутка – жутко;

   Луша – лужа;                    Саша – сажа;                тушить – тужить;

 машет – мажет;                      паши – пажи;                нашивка – наживка.

ТЕМА «ЗВУКИ [О], [Э]»

Игра «Стучалочка»

Задача: тренировка четкого произношения гласного звука.

Оборудование: мячи резиновые по количеству детей.

Ход игры. Дети и взрослый садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Взрослый произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений звука на один выдох.Затем можно произносить различные сочетания гласных звуков, в которых звук [о] произносится длительнее остальных. Аналогично со звуком [э].

Игра «Мяч передавай - со звуком [о] овощи называй»

Задача: закрепление умения выделять заданный гласный звук из ряда других.

Оборудование: мяч из ткани; мяч резиновый.

Ход игры. Дети передают друг другу мяч и называют один овощ, в названии которого есть звук [о]: огурец, морковь, картофель, чеснок, кабачок, помидор.

http://www.stihi.ru/pics/2011/01/26/9537.gif

V.Игры, направленные на обобщение и расширение словарного запаса,

развитие грамматического строя речи.

Для многих детей с фонетико-фонематическим, а тем более общим недоразвитием речи характерны трудности в усвоении новых слов. Это выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка и малом их количестве, но и в трудностях понимания ребенком значений слов и искажения их звуко -слоговой структуры.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые логопедом, воспитателями и родителями.

Дети с ОНР часто допускают ошибки в образовании множественного числа имен существительных. Особенно трудно дети усваивают те формы множественного числа, при образовании которых наблюдается чередование согласных в корне слова (ухо – уши) или выпадение гласных (день – дни). Играя в мяч и слова (звуки) одновременно, ребенок усваивает категории рода, числа, падежа, учиться употреблять существительные в именительном и родительном падежах и применять в речи простые и сложные предлоги. Данные игры помогут ребенку избежать трудностей в употреблении глагольных форм, ребенок будет уметь изменять и образовывать новые слова.

В играх используются мячи из ткани и резиновые мячи разных размеров.

Целью игр является развитие памяти и внимания.

Игра «Мяч бросай и волшебные слова называй»

        Задачи: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов; закрепление умения соотносить родовые и видовые понятия.

        Оборудование: мяч из ткани.

Ход игры:

Вариант 1. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок ловит мяч и, возвращая его, называет относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. (Слова соответствуют определенной лексической теме, с которой знакомит детей взрослый).

        Овощи (картофель, капуста, помидор, огурец. Редиска, морковь).

        Фрукты (яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос).

        Ягоды (малина, клубника, смородина, черника, ежевика).

        Деревья (береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь).

        Домашние животные (корова, лошадь, коза, овца, кролик, кошка, собака).

        Дикие животные (тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось, обезьяна).

        Перелетные птицы (стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль,                

                                             кукушка).

        Зимующие птицы (голубь, ворона, воробей, дятел, сова).

        Мебель (стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать).

        Посуда (тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, стакан, блюдце, сковорода).

        Одежда (пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, шапка).

        Обувь (сапоги, валенки, туфли, ботинки, тапки, босоножки).        

Игрушки (кукла, машинка, мишка, пирамидка, мяч, юла)        

Инструменты (пила, топор, молоток, рубанок, клещи, дрель).

        Транспорт (трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолет, пароход).

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия и бросает мяч поочередно каждому ребенку, Ребенок, возвращая мяч, называет обобщающее слово, относящееся к видовому понятию.

        Огурец, помидор, репа (овощи)…

Игра «Что бывает круглым?»

Задача: расширение словаря детей за счет прилагательных.

Оборудование: мяч резиновый.

Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, взрослый задает вопрос. Ребенок, поймавший мяч, отвечает на вопрос, после чего возвращает мяч обратно.

        Что бывает круглым? -… (мяч, шар, колесо, солнце, луна, яблоко,  

                                                            вишня…);

        Что бывает длинным? - …(дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур…);

        Что бывает высоким? - …(гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф…);

Что бывает зеленым? - … (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…);

Что бывает холодным? - …(вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь…);

Что бывает гладким? - …(стекло, зеркало, камень, доска, яблоко…);

Что бывает сладким? - … (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли…);

Что бывает шерстяным? - … (платье, свитер, варежки, перчатки,

                                            шапка…);

Что бывает колючим? - …(еж, роза, кактус, иголки, елка, проволока…);

Что бывает острым? - ... (нож, шило, стекло, ножницы, кинжал,                                                                     клинок…);        

Что бывает легким? - …(пух, перо, вата, снежинка…);

Что бывает глубоким? - …(канава, ров, овраг, колодец, ручей…).

Игра «В нашем городе»

Задача: закрепление умения составлятьраспространенные предложения; обогащение словаря прилагательными.

Оборудование: мяч резиновый.

Ход игры:

Взрослый, бросая мяч ребенку, произноситпредложение и задает вопрос. Ребенок ловит мяч, возвращает его и повторяет предложение, расширяя его прилагательными.

- В нашем городе много улиц. Каких? - В нашем городе много красивых и чистых улиц (зеленых, тихих, благоустроенных, широких, длинных).        

- В нашем городе много домов. Каких? - … (больших, красивых, высоких, одноэтажных, пятиэтажных, многоэтажных, старых, каменных, кирпичных).

- В нашем городе много деревьев. Каких? - … (зеленых, красивых, старых, высоких, низких).

- В нашем городе много людей. Каких? - … (хороших, смелых, трудолюбивых, добрых, веселых, замечательных).

Игра «Распутай предложение»

Задача: закрепление умения составлять предложение.

Оборудование: мяч резиновый.

Ход игры:

- Взрослый, бросает поочередно мяч детям, называя слова. Дети ловят мяч, возвращают его и произносят составленное предложение.

        Находится, дом, площадь, перед. – Площадь находится перед домом.

        Дом, возле, кинотеатр, есть, Победа. - …

        Дом торговли, стоит, детский сад, за. - …

        Мой, дом, Гостиный двор, около, стоит. - …

Возраст от 3 до 10 лет считается активным, наиболее благоприятным для - Фото 18115/5

VI. Коррекционная гимнастика для глаз с использованием

 мячей – «ёжиков».

Мячик выше поднимите

И на мячик посмотрите.

Теперь руки опустили,

Отдохнули три – четыре.

Снова мячик поднимите

И, прищурясь, посмотрите.

Мы за мячиком следим,

Влево – вправо поглядим.

Влево – вправо, влево – вправо

Веселей девчата (ребята)! Браво!

Наши глазки не устали

И по кругу побежали.http://tetra-toys.ru/image/cache/data/mash1-850x850.jpg

Раз, два, три, четыре –

Делаем кружок пошире!

Глазки с мячиком играют,

Глазки мячик догоняют.

Мячик к носу поднесите

И на мячик посмотрите.

Руки дальше отведите

И на мячик посмотрите.

Близко к носу поднесем,

Дальше руки отведем.

Глазки занимаются.

Здоровья набираются.

Список литературы

1. Леонова О.А. «Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с    

                                                    мячом». – СПб., 2013.

2. Крупенчук О.И. «Игры с мячом». СПб., 2010.

3. Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет».

4. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития

                                                         речи».

5. Игры в логопедической работе с детьми / ред. – сост. СеливерстовВ.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмические игры для слушателей мастер-класса

Эти игры я предложила воспитателям для самостоятельной деятельности в группе....

"Игры, создающие отношения." Мастер-класс для родителей в рамках семейного клуба.

Дошкольное детство - это время игры для детей дошкольного возраста. Ценность совместных игр с родителями, состоит не только в том, чтобы родитель мог использовать игру, как форму организации воспитани...

"Играем со звуками" мастер-класс для родителей дошкольников

Данный мастер-класс  нацелен на ознакомление родителей с методом развития творческих способностей детей через практическое занятие – озвучивание сказки....

Мастерим игры своими руками. Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста

Предлагаю педагогам и родителям детей от 2 до 7 лет самостоятельно буквально за несколько минут изготовить вот такой яркий, забавный и полезный конструктор....

Деловая игра с элементами мастер - класса «Инклюзивное образование»

В настоящее время все чаще в педагогической практике стало появляться понятие «инклюзивное образование». Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, вкл...

Родительское собрание. Деловая игра (в форме мастер-класса). Тема: "Учитесь играть в шахматы"

Собрание в форме мастер-класса с использованием прогаммы интерактивной доски Whiteboard....

Мастерим игры своими руками. Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста

Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представ...