Деловая игра с элементами мастер - класса «Инклюзивное образование»
материал на тему

Ливинец Юлия Александровна

В настоящее время все чаще в педагогической практике стало появляться понятие «инклюзивное образование». Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Трудность решения проблемы работы с детьми с ОВЗ усугубляется профессиональной некомпетентностью специалистов образовательных учреждений, недостаточным пониманием в обществе возможностей таких детей, равноправно участвующих в жизни общества.

Исходя из этого, требуется разработка и создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО, осуществляющих инклюзивное обучение в общеобразовательных учреждениях, и родителей имеющих детей с ОВЗ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра с элементами мастер  - класса

«Инклюзивное образование»

Актуальность: В настоящее время все чаще в педагогической практике стало появляться понятие «инклюзивное образование». Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Трудность решения проблемы работы с детьми с ОВЗ усугубляется профессиональной некомпетентностью специалистов образовательных учреждений, недостаточным пониманием в обществе возможностей таких детей, равноправно участвующих в жизни общества.

Исходя из этого, требуется разработка и создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО, осуществляющих инклюзивное обучение в общеобразовательных учреждениях, и родителей имеющих детей с ОВЗ.

Цель: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме инклюзивного образования в ДОО.

Задачи:

1. Создать условия для привлечения внимания к детям с ограниченными возможностями здоровья;

2. Дать представление о проблеме инклюзивного образования в рамках введения ФГОС ДОО;

3. Привлечь внимание и заинтересовать в поиске возможных решений проблемы инклюзивного образования.

Участники: педагоги ДОО.

Ожидаемый результат:

Осознание и принятие основных принципов инклюзивного образования участниками педагогического совета, понимание значимости поставленной проблемы:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Оборудование:

1. Магнитная доска с магнитами;

2. Плакат с изображением планеты Земля;

3. Пряжа, клей и ножницы по количеству участников;

4. Столы и стулья по количеству участников;

Ход педагогического совета.

I блок.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники педагогического совета. Всегда существовала проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста. Она складывается из множества факторов, которые приходится преодолевать совместными усилиями всех участников образовательного процесса. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов позволило сделать еще один шаг навстречу детям.

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики в области образования.

На слайде вы видите определение понятий: ребёнок с ОВЗ и ребёнок-инвалид. Коллеги, скажите, может ли ребёнок с ОВЗ одновременно быть инвалидом и наоборот? (ответы)

Дети с ОВЗ не являются инвалидами, пока не признаны таковыми федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) Таким образом, ребенок с ОВЗ может одновременно быть инвалидом. И наоборот, ребенок-инвалид может не относиться к обучающимся с ОВЗ.

К детям со статусом ОВЗ относятся такие дети:

1. Слабослышащие, слабовидящие, а также  дети с косоглазием;

2. С тяжелым нарушением речи;

3. С нарушением опорно- двигательного аппарата (ДЦП, но это не обязательно будут дети- инвалиды);

4. С задержкой психического развития;

5. Умственно отсталые дети, дети с нарушением эмоционально-  волевой сферы.

Наш детский сад посещает  3 ребенка- инвалида: прописать диагнозы

При построении ППРС мы руководствуемся следующими нормативными документами: приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении  федерального государственного стандарта дошкольного образования». (раздел 3.3. Требования к развивающей предметно – пространственной среде.  3.3.1. Развивающая  предметно- пространственная среда обеспечивает максимальную  реализацию образовательного потенциала пространства Организации, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее – участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей  дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа. Охраны и укрепления здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

В нашем детском саду созданы необходимые условия для принятия  детей инвалидов. (фото)

То есть, одним из первых представлений о инклюзии являлось простое «перемещение» учащихся из специализированных школ и детских садов в школы по месту жительства или из специальных классов — в классы, группы общеобразовательные.  Однако, как показывает практика, этого оказывается недостаточно для повышения уровня социальной адаптации и, тем более, улучшения уровня образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. И часто приводит к нарушению образовательного процесса для всех детей.

Возникает вопрос, вернее множество вопросов: готовы, ли педагоги, специалисты, руководители дошкольных образовательных учреждений работать по-новому и как сделать так, чтобы образование детей с ОВЗ стало качественным?

Поэтому коллеги, для начала давайте проговорим с вами проблемы, которые непосредственно волнуют каждого из нас.

Задание   «О чем печалитесь, Сударыня?»

Цель: выявление проблем связанных с внедрением инклюзивного образования.

Ведущий: Педагоги, предлагаю по очереди обратиться друг к другу со словами «О чем печалитесь, Сударыня?» в ответ педагог должен ответить «А печалюсь я Сударыня о том, что…» и назвать проблему, связанную с внедрением инклюзивного образования, которая его особенно волнует. Позвольте, я начну (кратко записываю проблемы на доске, пока все говорят).

Уважаемые педагоги, все вы видите, что проблемы существуют и их очень много.

Упражнение "Синквейн"

Цель: активизировать познавательную активность педагогов.

Чтобы справиться с нашими трудностями, нам необходимо глубже разобраться с понятием «Инклюзивное образование». Для этого я предлагаю вам составить синквейн к понятию «Инклюзивное образование». Все вы знаете, что слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

(Работа в группах. Каждая группа зачитывает свои варианты синквейна).

1. Существительное 1 слово (заголовок).

2. Прилагательные (2 слова).

3. Глаголы (3 слова).

4. Фраза из 4 слов, в которой автор выражает свое личное отношение к объекту, о котором идет речь.

5. Одно слово - существительное (резюме).

Детский сад- это одна большая семья. И в нашей многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить детей уважению, взаимопониманию, добру, любви ко всем без исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой…Что бы мы всегда могли сказать «Мы вместе! Мы счастливы!»

II блок.

Ведущий: Давайте сделаем первый шаг навстречу взаимопониманию – выберем добровольцев, которым предстоит помочь мне в дальнейшем развитии мероприятия.

Присаживайтесь за столы. Перед собой вы видите нитки мулине и ножницы, из них мы будем изготавливать куколок. С давних времен куклы использовались для игры, в качестве оберегов, но мы найдем им иное применение.

Ведущий садится за центральный стол, объясняет принцип изготовления куклы, вместе с участниками делает свою куклу. Во время изготовления кукол ведущий читает стихотворение В. Беляевой «Я свяжу тебе жизнь…»

Ведущий:

Я свяжу тебе жизнь

Из пушистых мохеровых ниток.

Я свяжу тебе жизнь,

Не солгу ни единой петли.

Я свяжу тебе жизнь,

Где узором по полю молитвы —

Пожелания счастья

В лучах настоящей любви.

Я свяжу тебе жизнь

Из веселой меланжевой пряжи.

Я свяжу тебе жизнь

И потом от души подарю.

Где я нитки беру?

Никому никогда не признаюсь:

Чтоб связать тебе жизнь

Я тайком распускаю свою.

Вот так и мы, ради жизни близких людей готовы на любые жертвы, ради детей, какими бы они не были, но это наши дети и они заслуживают счастья.

На последнем этапе изготовления ведущий предлагает участникам придумать характер и историю своей кукле, наделить ее качествами толерантной личности, основываясь на цвете ниток, своих впечатлениях, жизненном опыте.

Первым о своей кукле рассказывает ведущий:

- Мой человечек появился на свет из пряжи ярко-желтого цвета, он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие.

Далее каждому участнику предлагается представить своего человечка, последним выступает заранее подготовленный участник (он изготавливает куклу с одной рукой) и дает описание:

- Мой человечек появился на свет из ниток синего цвета, он инвалид, но обладает качествами очень сильной личности и огромной силой духа…

Ведущий: Конечно, мы заранее придумали эту ситуацию. Но именно через неё, мы хотели показать, что дети с ОВЗ также, как и взрослые сильны духом, хотят счастливой жизни, хотят быть с нами вместе!

Ведущий: На доске находится плакат с изображением нашей планеты, все мы, ее жители, должны уважительно относиться друг другу, соблюдать права и свободы каждого гражданина, уметь сострадать, помогать и прощать, принимать человека таким, какой он есть, а самое главное сохранять культуру мира – это и есть толерантность – гармония в многообразии…

Пожалуйста, возьмите своих человечков и прикрепите их к плакату, так, чтобы они крепко держали друг друга за руки, тем самым оберегая наш большой дом, символизировали согласие и единение.

Участники мастер класса приклеивают своих человечков к плакату.

III блок.

Ведущий: Скажите, пожалуйста, как вы считаете:

- Имеют люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе?

- Готово современное общество к принятию людей с ограниченными возможностями и внедрению инклюзивного образования?

- Какие условия необходимо создать для внедрения инклюзивного образования :

1. Совершенствование материально –технической базы?

2. Создание программ для работы с детьми с ОВЗ?

3. Повышение квалификации педагогов для работы с детьми с ОВЗ?

И последний вопрос:

- Как вы думаете, мы должны помогать этим людям?

Конечно, ДА! Я очень рада и благодарна вам за то, что наше мнение не разделилось. Только вместе мы можем справиться с поставленными задачами, бесконечной любовью «вылечить» наше уставшее общество и посеять росточки добра в сердцах наших воспитанников.

Ведущий: И в конце я хочу рассказать вам притчу.

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.

Ведущий: Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми. И это потому, что МЫ ВМЕСТЕ!

Аннотация  деловой  игры с элементами мастер  - класса

«Инклюзивное образование»

Актуальность:  В настоящее время все чаще в педагогической практике стало появляться понятие «инклюзивное образование».  

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики в области образования.

Исходя из этого, требуется разработка и создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО, осуществляющих инклюзивное обучение в общеобразовательных учреждениях, и родителей имеющих детей с ОВЗ.

Инновационная направленность:

Практическая значимость: данный методический материал позволит педагогам повысить  психолого-педагогическую  компетенцию  по проблеме инклюзивного образования в ДОО.

Степень распространения: данный материал может быть использован другими педагогами, размещен на интернет сайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

деловая игра с элементами тренинга "Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей"

эффективность взаимодействия педагогов ДОУ и родителей...

Деловая игра с элементами тренинга "Как сделать предметную среду комфортной для ребенка".

Предлагаются упражнения и задания для активизации и систематизации знаний педагогов ДОУ  о предметно-развивающей среде....

Родительское собрание. Деловая игра с элементами ситуативного обыгрывания

Родительское собрание подготовлено для приобщения родителей к проблеме воспитания здорового ребенка и единства работы дошкольного образовательного учреждения и семьи. ...

Деловая игра «Особенности государственной общественной системы дошкольного образования по Федеральному закону «Об образовании в РФ»

Повысить правовую культуру педагогов по Федеральному закону №273 «Об образовании в Российской Федерации», умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения....

Деловая игра с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют своизакономерности. Основа отношения к нам человека закладывается впервые 15 секунд!...

Мастер-класс: "ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ПОНИМАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ШАГИ К СОЗДАНИЮ"

Мастер-класс: "ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ПОНИМАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ШАГИ К СОЗДАНИЮ"...