Деловая игра с элементами тренинга "Как сделать предметную среду комфортной для ребенка".
материал по теме

Рубахина Елена Аркадьевна

Предлагаются упражнения и задания для активизации и систематизации знаний педагогов ДОУ  о предметно-развивающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Как сделать предметную среду

 комфортной для ребенка».

Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по формированию предметно-развивающей среды для создания комфортной среды и определения пути совершенствования в данном направлении.

План – конспект.

1 Корзина вопросов.

Участники  в письменном виде задают формальный вопрос о предмтно - развивающей среде в ДОУ. Затем  кладут листпчки с вопросами в карзину,  участники поочереди  дастают вопросы и отвечают на низ.

2. Какай прнцип работает на создание  комфортной срды для ребенка?

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.

Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.


3. Что такое комфорт?

КОМФОРТ (английское comfort), бытовые удобства: благоустроенность и уют жилищ, общественных учреждений, средств сообщения и т.п. В переносном смысле: душевный комфорт - состояние внутреннего спокойствия, отсутствие разлада с собой и окружающим миром.

 КОМФОРТ, а, муж. Условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют  Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.  1992  

4. Кроссворд.

Что нужно учиывать в каждой группе детского сада при создании среды (панно с частью открытых букв, которые оставляют слово «ребенок»). Участники должны разгадать все слово целиком.

- возРастные              особенности детей,

- интЕресы, потреБности         детей данной группы.

- поло-ролЕвые         особенности детей данного возраста,

- социальНо-психологические          особенности детей,

- Комфортная среда

5.   «Шифрофшики». 

При создании комфортной среды помимо тех условии которые мы уже с вами проговорили необходимо учитывать еще одну особенность для это нужно определить что защифрованно: 2 варианта «шифровки»

СЗД  (слушатель, зритель, деятель) и АВК (аудиал, визуал, кинестетик).

  Учитываются психофизиологические факторы, т.е. те ощущения (зрительные, слуховые, тактильные), которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами предметно-развивающей среды.

Зрительные ощущения: учитывается освещение и цвет объектов как факторов эмоционально-эстетического воздействия и психофизиологического комфорта. Правильный выбор цветовой гаммы способствует профилактике нервного напряжения. Экспериментальные исследования различных ученых позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благоприятно влияющих на человека. Это зелёные, желто-зелёные, зелёно-голубые цвета. Помимо физических свойств цвета, т.е. длины волны, необходимо учитывать его качество и эстетическое значение. Это связано с тем, что абстрактного цвета нет, он всегда встречается как более или менее цветовая окраска предметов. И ассоциативный характер восприятия обуславливает перенос эстетической оценки предметов на цвета, которые этим предметам обычно свойственны. Вышесказанное позволяет рекомендовать окрашивать в синий цвет и голубые тона помещение, в котором есть значительное выделение тепла и где много шума. Красные и желтые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограничено. При окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, т.к. однообразие быстро надоедает, вызывает охранительное торможение.

Слуховые ощущения: учитывается совокупность звучания звукопроизводящих игрушек. В групповом помещении не должны находиться предметы, игрушки, раздражающие слух, неприятные по звучанию. Слуховые воздействия (звуки) тоже должны быть эстетичными. Следует отметить, что при организации среды мы предусматриваем аудиотехнику с комплектом дисков с музыкальными произведениями. Музыка выступает и как средство для отвлечения от беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоения, и даже для лечения. Большое значение играет музыка как средство борьбы с переутомлением. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва.

Тактильные ощущения: материалы, используемые для изготовления объектов предметно-развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка.

6. Модлирование различных ситуаций.

Предлагается обсудить различные варианты поведения педагога в случае если ребенок отказывается включаться вдеятельность группы и играет один.

 1 вариант:  педагог настаивает на том, чтобы ребенок присоеденился к детям, занимающимся в каком-либо центре: строил в Центре строительства, рисовал в Центе Изо и т.п.

 2 вариант: не беспокоить ребенка, предоставить ему право самостоятельно заниматься тем, что ему больше нравиться.

 3 вариант: проявить индивидуальный подход, организовать среду развития ребенка, постепенно вовлекать его в новые виды деятельности и развивать соответствующие интересы.

Участники в подгруппах обсуждают  предложенный один из вариантов с точки зрения создания комфорта и развития ребенка.

Психологоческий анализ ситуаций:

1 вариант: Педагог приследует благин намерения, но не учитывает интересы ркьбкнка, что не способствует его развитию.

2 вариант: Часто поведения педагога, когда он предоставляет ребенку вожможность заниматься тем, что ему больше нравиться, а не участвовать в общей деятельности называют индивидуальным подходом. Однако подлинно индивидуальный подход подразумевеат создание таких условий, которые обеспечивали бы развитие ребенка. С точки зрения ситуации, когда педагог оставляет ребенка в покое, не создавая условия для развития, может быть только как временная мера.

3 вариан: правильные подход в создании комфортной среды и развития ребенка.

7. Задание «Часы».

Участникам раздаются круги с 12 секторами. Задание: прописать в секторах свой рабочий день  с 7 утра до 7 вечера.

Анализ задания: сколько раз прозвучало слово ребенок?

8. Притча «Все в твих реках».

9.Обратная связь.

Отметить в карточках:

- как вам предложены формат работы

- какие задания были наиболее интересны и почему

- желание участвовать в тренинговых упражнениях в не рамках педпонедельников.

 


1 вариант:  педагог настаивает на том, чтобы ребенок присоеденился к детям, занимающимся в каком-либо центре: строил в Центре строительства, рисовал в Центе Изо и т.п.

 2 вариант: не беспокоить ребенка, предоставить ему право самостоятельно заниматься тем, что ему больше нравиться.

 3 вариант: проявить индивидуальный подход, организовать среду развития ребенка, постепенно вовлекать его в новые виды деятельности и развивать соответствующие интересы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по созданию комфортной, безопасной предметной среды

В статье представлен опыт работы по созданию комфортной предметной среды в соответствии с ФГОС...

Консультация для родителей "Как сделать домашнюю атмосферу комфортной и развивающей для ребенка"

Детская – это личное пространство ребенка. Если ваш ребенок уже достаточно подрос, предложите ему самому участвовать в оформлении своей комнаты или детского уголка: выбирать игрушки, сделать самому де...

Создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ГБДОУ

Статья содержит основные методы, приемы и формы используемые в ДОУ для создания здоровьесберегающей среды....