Работа по созданию комфортной, безопасной предметной среды
статья по теме

Ахунзянова Юлия Галилловна

В статье представлен опыт работы по созданию комфортной предметной среды в соответствии с ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Работа по созданию безопасной, комфортной предметной среды»

Подготовила:

воспитатель I квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №370» г. Перми

Ахунзянова Юлия Галилловна

Организация предметно-игрового пространства и предметно-развивающей среды является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка. Задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать такую развивающую среду в группе, которая обеспечивала всевозможным материалом для его активного участия в разных видах деятельности.

В проекте «Требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования» представлены следующие требования:

1.Материалы и оборудования должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия), целостную, многофункциональную, трансформируемую среду и обеспечить реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

2.Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансированного: среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду новому как ценному самому по себе.

3.Следует руководствоваться следующими принципами:

  • принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования;
  • принцип вариативности, определяющийся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
  • принцип полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
  • принцип педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность пополнения предметно-развивающей среды, обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений предметно-развивающей среды, вынести на первый план ту или иную информацию пространства.

4.Необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфическим материалом для мальчиков и девочек.

5.В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

6.Подбор осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная), а также для активизации двигательной активности ребенка.

7.Материалы и оборудование должны отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

8.Материалы для игры классифицируются, исходя из его сюжетообразующей функции, и должен включать предметы оперирования, игрушки-персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства.

Построение развивающей среды с учетом изложенных требований и принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению различными способами деятельности.

Создавая предметную среду для воспитанников, необходимо, прежде всего, уделить внимание её развивающему характеру. Обогатить среду такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, двигательную и иную активность детей.

В своей группе мы постарались организовать развивающее пространство так, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование непосредственно образовательной, совместной и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению.

Кроме того, создавая развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала, прежде всего, стремление к самостоятельной деятельности.

Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности. Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью мебели или воздушного зонирования. Центры:

  • Книжный уголок
  • Музыкально - театральный центр
  • Строительный центр
  • Исследовательский центр
  • Центр искусств
  • Уголок безопасности дорожного движения
  • Уголок «Моя Родина» и краеведение
  • Физкультурно-оздоровительный центр
  • Уголок природы

Итак, развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, активного и творческого ребенка, она должна способствовать всестороннему развитию личности детей. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда будет способствовать познавательной и двигательной активности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР как средство создания комфортной и доброжелательной среды

Сегодня не составляет большого труда найти готовые игры на развитие эмоциональной сферы детей. Содержание данных игр на может в полной мере отразить всего разнообразия чувств и эмоций, свойственных де...

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР как средство создания комфортной и доброжелательной среды»

"Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР как средство создания комфортной и доброжелательной среды"...

Социально- психологическое сопровождение по созданию комфортной и доброжелательной среды

Одной из отличительных особенностей программы «Мир открытий» является то, что в основу организации образовательного процесса положена технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон- педагогически...

эссе"Какими компетенциями должен владеть педагог для создания комфортной развивающей образовательной среды ДОО

       Эффективность работы детского сада зависит от многих факторов. Это и условия образовательного процесса, наличие и реализация актуальной программы развития детей, и гр...

Обобщение опыта работы по теме «Создание комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группе»

В материале представлен опыт работы по теме "Создание комфортной РППС в группе"...

Заседание по наставничеству:"Обобщение опыта работы наставничества воспитателей по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО."

Цель: Провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направ...