Социально- психологическое сопровождение по созданию комфортной и доброжелательной среды
статья по математике на тему

Карпова Наталья Владимировна

Одной из отличительных особенностей программы «Мир открытий» является то, что в основу организации образовательного

 процесса положена технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон- педагогический инструмент, позволяющий педагогам организовывать познавательную деятельность воспитанников в системе непрерывного образования (начиная с дошкольного возраста, затем в начальной школе и т.д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_situatsiya.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Социально- психологическое сопровождение по созданию комфортной и доброжелательной среды»

Технология деятельностного метода «Ситуация»

Одной из отличительных особенностей программы «Мир открытий» является то, что в основу организации образовательного

 процесса положена технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон- педагогический инструмент, позволяющий педагогам организовывать познавательную деятельность воспитанников в системе непрерывного образования (начиная с дошкольного возраста, затем в начальной школе и т.д.)

 Педагог не просто объясняет новое, а создает ситуацию, когда дети сами «откроют» его для себя сами или приобретут  опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия тех дидактических целей, которые ставит воспитатель. Воспитатель становится организатором  и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Целостная структура технологии «Ситуация» включает в себя шест шагов (этапов). В содержании программы имеются разделы, в которые оптимально вписывается целостная структура технологии, когда дети «переживают» весь путь преодоления затруднений через выявление устранения его причины. Это курс «Игралочка», лежащий в основе ФЭМП.

Остановимся на них более подробно.

1. Введение в ситуацию

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать.

Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно значимую для них, связанную с их личным опытом. Например, он детям рассказывает о любимых праздниках или о своих домашних обязанностях семье и т. п. При этом у детей формируются первичные представления о государстве, обществе, природе.

Воспитатель обязательно выслушивает каждого, кто хочет высказаться, рассказать о себе, но и послушать других. Так  овладевают вербальными и невербальными средствами общения.

Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все этапы.

Приведем пример первого этапа из образовательной ситуации по ФЭМП (тема: «Сравнение по длине»).

Слайд № 2

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает историю о том, что в магазине, где продаются ленты для косичек, произошла неприятность. коробки с лентами упали с полки, и все ленты перепутались. А в магазин приходят девочки с косичками разной длины. Воспитатель предлагает детям помочь продавцу магазина разобраться с лентами.

У детей появилась «детская» цель – помочь продавцу. Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной целью (например, уточнить, дополнить знания). Младшие дошкольники ставят цель, связанную со своим личным опытом. А старшие могут ставить цели важные не только для них но и для окружающих.

Ключевыми фразами завершения этого этапа являются вопросы: «Хотите? Сможете?»

Таким   образом на этапе введения в ситуацию полноценно включается механизм мотивации («надо»-«хочу»-«могу»).

2.Актуализация

Данный этап можно назвать подготовительным к следующим этапам, на которых дети и должны сделать «открытие»  нового знания. В процессе дид .игры воспитатель организует предметную деятельность детей. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей цели.

Этап актуализации, как и все остальные этапы, должен быть пронизан воспитательными задачами, формированием у детей ценностных  (что хорошо, что плохо и т.д.)

Слайд № 3,4

Игра «Ленты».

Задачи: создать мотивационную ситуацию для открытия детьми способа сравнения  по длине приложением, уточнить понимание слов «длинный», «короткий».

Дети садятся за столы по 2 человека,  у них один и тот же цветовой набор полосок. В беседе выясняется, сколько ленточек, чем отличаются.

Слайд № 5

Как вы думаете, одинаковые ли ленточки нужны девочке с длинными и короткими волосами? Попутно проходит беседа о том, что выглядеть нужно опрятно,  всегда причесанными.

3.Затруднение в ситуации

Данный этап является ключевым, так как содержит  основные компоненты структуры , позволяющие  определять путь  преодоления затруднения.

Воспитатель с помощью вопросов: «Смогли», «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причин.  Данный этап важен с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкли к тому, что затруднения  и неудач не стоит бояться.

Данный этап заканчивается словами взрослого: «Значит, что нам нужно узнать?» в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной цели.

Слайд № 6

Например: воспитатель предлагает представить, что в магазин пришла девочка  с длинной косой, и просит продать ей самую длинную ленточку.

-как вы определите, какая из лент самая длинная?

Слайд № 7

Обычно дети выбирают самую длинную полоску на глаз, при этом варианты могут быть различными.

- смогли ли вы выбрать ленту для этой куклы?

- почему не смогли? (потому что трудно понять, какая из лент самая длинная)

- что нужно сделать для того, чтобы это определить?

Слайд № 8.9

Выслушиваются  все предложения  детей, после чего принимается решение разложить ленты одну под другой. Не зная способа сравнения, дети выкладывают ленты не по порядку и не совмещая края. Могут быть предложены разные варианты, но без их обоснования.

Возникает проблемная ситуация.

4. Открытие детьми нового знания.

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера.

С помощью вопросов: «Что нужно сделать, если чего не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы  «придумаю сам», «спрошу у того, кто знает». Как правильно, в  самостоятельного открытия. У них вырабатывается понимание того, что, если не знаешь, то можно спросить.

Взрослый  побуждает детей задавать вопросы, учит грамотно их формулировать. Дети  в старшем дошкольном  возрасте узнают, что можно спросить у книги, у  телевизионных передач, сети Интернет.

Задача взрослого- выслушать все ответы детей и подводит итог: « Я поняла, вы хотели спросить» и продемонстрировать правильную формулировку вопроса.

В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ преодоления затруднения: «придумаю сам, а потом проверю по образцу».

Таким образом, дети получают опыт выбора метода проблемной ситуации.

 Слайд № 10,11,12

Игра «Ленты» (продолжение)

Цель: сформировать умение сравнивать предметы по длине способом приложения, тренировать способность к анализу, сравнению.

Воспитатель предлагает детям найти самую длинную полоску, затем выбрать самую длинную из тех, что остались.

- Как сравнить эти полоски по длине?

Дети с помощью воспитателя кладут полоски так, чтобы концы были на одном уровне. Воспитатель предлагает найти самую длинную из оставшихся.

- Как расположить эту полоску, чтобы было видно, что она другой длины?

Дети должны догадаться, что полоску надо положить рядом с первыми двумя, чтобы один конец был на уровне другого.

Слайд № 14Далее дети выполняют задание самостоятельно.

Слайд № 15После выполнения задания всеми  детьми воспитатель приклеивает на большой лист полоски разной длины, располагая один конец под другим.

5. включение нового знания  (способа действий) в систему знаний и повторений ребенка.

На данном этапе воспитатель предлагает ситуации, в которых новое знание используется совместно с освоенными ранее способами. При этом педагог обращает внимание  на умение слушать, понимать и повторять  инструкцию  взрослого.  В старшей и подготовительной группах  отдельные задания выполняются в рабочих тетрадях.

Развиваются умения детей  самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий  для решения новых задач (проблем).  Использование на данном этапе игр, когда дети  работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать коммуникативные умения.

Слайд № 15

Игра «Числовой ряд» .

Дидактическая задача: тренировать умение считать по порядку.  Воспитатель  предлагает навести порядок с чеками в «Магазине». Дети подходят к столу, на котором находятся  «чеки»- полоски бумаги с написанными на них рядами чисел. На одних полосках числа расположены не по порядку, а на других- по порядку. Их количество должно быть равно количеству детей. Воспитатель предлагает каждому ребенку  выбрать чек с числовым рядом, которым можно пользоваться при счете предметов.

Слайд № 16

Игра «Покупка лент»

Задачи: закрепить способ сравнения по длине путем приложения, развивать мыслительные операции, способность к общению.

Дети садятся на свои места. На стол ставится кукла с двумя косичками.

-Представьте себе, что в магазин пришла девочка. Как вы думаете, сколько ленточек она будет покупать?

-Почему же вы думаете, что две?

-Одинаковой или разной длины должны быть ленты, которые купит девочка?

-Почему вы думаете, что одинаковой?

Воспитатель предлагает  «продать» две ленты одинаковой длины.

-Можете ли вы выполнить просьбу куклы?

-Почему не можете?

Слайд № 17,18,19

Воспитатель предлагает каждой паре детей посмотреть на ленточки друг друга и помочь попробовать помочь девочке.

Детям предлагается самостоятельность.  Вариантов ответов может быть несколько, но достаточно найти хотя бы один и доказать правильность своего выбор приложением.  

6. осмысление (итог)

Данный этап является необходимым элементом в структуре, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных  действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.  Воспитатель в младших группах проговаривает условия выполнения задач. В старших группах дети сами способны определить условия достижения цели.

 С помощью вопросов «Где были», «Что делали?» «Что больше всего понравилось?» «»Что вам было сделать трудно?» «Удалось ли вам помочь девочкам?» воспитатель хвалит их и говорит, что они смогли помочь девочкам, потому что научились сравнивать ленточки по длине.

 Таким образом,  воспитатель помогает осмыслить  деятельность детей.  Познавательная деятельность приобретает личностно значимый характер, у детей развивается любознательность, постепенно формируется учебная мотивация.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по созданию комфортной, безопасной предметной среды

В статье представлен опыт работы по созданию комфортной предметной среды в соответствии с ФГОС...

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР как средство создания комфортной и доброжелательной среды

Сегодня не составляет большого труда найти готовые игры на развитие эмоциональной сферы детей. Содержание данных игр на может в полной мере отразить всего разнообразия чувств и эмоций, свойственных де...

«Игра как средство комфортной и доброжелательной среды для познавательно- речевого развития дошкольников»

Гипотеза :Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит мн...

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР как средство создания комфортной и доброжелательной среды»

"Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР как средство создания комфортной и доброжелательной среды"...

Консультация для воспитателей" Создание комфортной предметно-развивающей среды"

Помощь воспитателям для создания комфортной предмето-развивающей среды...

эссе"Какими компетенциями должен владеть педагог для создания комфортной развивающей образовательной среды ДОО

       Эффективность работы детского сада зависит от многих факторов. Это и условия образовательного процесса, наличие и реализация актуальной программы развития детей, и гр...