Консультация для воспитателей "как сделать развивающую среду комфортной"
консультация

Бочкарёва Марина Александровна

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Как сделать развивающую среду комфортной»

В дошкольные годы ребенок овладевает социально – культурными ценностями величайшей значимости, культурой человеческого мышления, общения, речью. В эти годы жизни закладываются основы физического, умственного, нравственного и эстетического развития, и поэтому детство следует рассматривать как стартовый период разностороннего развития человека.

         В этот период маленький человек активно познает окружающий мир.

         Окружающая среда в дошкольных учреждениях – это способ эффективного развития детской индивидуальности с учетом интересов, склонностей и уровней активности ребенка. Ключевым аспектом формирования развивающей среды в детских садах является акцент на личностно-ориентированное взаимодействие между взрослыми и детьми. Отсюда вытекает стратегия и тактика формирования такой среды, для которой характерны следующие особенности:

  • общение с ребенком по правилу ”не над, не рядом, а вместе”;
  • полное содействие развитию ребенка как личности, при котором детские умения, знания и навыки рассматриваются как инструмент полноценного развития;
  • формирование в ребенке доверия к окружающему миру через обеспечение чувства психологической защищенности и радости существования;
  • построение базиса личности ребенка, который формируется параллельно с развитием детской индивидуальности;
  • принятие, понимание и признание личности ребенка реализуется через способы и тактику общения, которые позволяют учитывать интересы и точку зрения малыша, его эмоции и чувства через сотрудничество с ним.

В современном воспитательном процессе игре придается исключительное значение. Ведь она позволяет ребенку реализовать себя и в полной мере проявить свою активность. Игровое пространство не должно стеснять детское изобретательство и возможности для открытий.

Все вышеперечисленное обнаруживает себя в таких принципах формирования развивающей среды в детском саду:

1. Принцип позиционирования и дистанции при взаимодействии. Это организация такого пространства в помещениях, которое бы позволяло взрослому легко налаживать контакт и вести диалог с ребенком ”глаза в глаза”.

2. Принцип стабильности и динамики. Он предполагает возможность созидания и изменения окружающей среды в зависимости от меняющихся возможностей, настроений и вкусов детей.

3. Принцип активности, творчества и самостоятельности. Ребенок и взрослый должны совместно создавать своё предметное окружение. Обстановка в детском саду должна провоцировать возникновение и стимулировать развитие круга познавательных интересов, чувств, эмоций и волевых качеств ребенка.

4. Принцип гибкого зонирования и комплексирования. Жизненное пространство должно позволять детям выстраивать непересекающиеся сферы активности, в результате чего у каждого ребенка есть возможность заниматься собственными видами деятельности и не мешать другим детям.

5. Принцип открытости/закрытости. С одной стороны это открытость природе и современной культуре, с другой – среда должна учитывать региональную специфику, формировать в детях представления о ”маленькой родине” и пропагандировать чувство любви к ней.

6. Принцип сочетаемости неординарных и привычных элементов в эстетике среды. В качестве примера можно привести постижение своеобразного языка искусства, которое должно начинаться с изучения простых основ графики и культуры в самых разных стилях.

7. Принцип эмоциогенности среды, индивидуального комфорта и эмоционального благополучия детей и взрослых. Развивающую среду в детском саду необходимо создавать таким образом, чтобы она побуждала ребенка функционально взаимодействовать с её элементами и получать разнообразные впечатления от этого взаимодействия. Развитие познавательной активности ребенка не может происходить в отрыве от количественных и качественных стимулов в окружении.

8. Принцип учета возрастных и половых отличий предполагает формирование развивающей среды с учетом возрастных особенностей и принятых эталонов мужественности и женственности.

При построении развивающей среды в детском саду можно использовать разные варианты, но их конечный результат должен быть всегда один – создание условий для формирования у малыша психологических новообразований. Содержание развивающей среды должно соответствовать интересам девочек и мальчиков, периодически изменяться и обогащаться с учетом актуальной информативности и индивидуальных возможностей детей.

Поистине неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно - развивающая среда. Как создать пособия, помогающие совершенствовать мелкую моторику, развивать творчество, создавать условия, делающие жизнь ребёнка в детском саду комфортной и интересной?

 Многое можно сделать своими руками. Например: «Аквариум», «Цветочная поляна», коврик «Множество ощущений», «Модель мини-города»,где представлена панорама города, виды транспорта; дорога, для разыгрывания различных ситуаций, дорожные знаки. Соответствующее наполнение данных мини-сред позволяет жить в детском саду в соответствии с девизом — познавать — творить! Роль педагога в процессе создания такой среды и сопровождения развития ребенка в этой среде — это вместе, рука об руку войти в чудесный мир детства, жить и сотрудничать с ребенком, радоваться и удивляться, познавать и творить, дарить друг другу радость общения. Ребенок при этом является субъектом деятельности и активно включается в процесс игры, познания, творчества.


Какими методами можно обеспечить эффективное взаимодействие ребенка с данной средой? Используются: Образовательные развивающие ситуации — основная единица образовательного процесса. Очень важно не пропустить стихийно возникшую ситуацию, использовать ее для развития ребенка. Воспитатель самостоятельно конструирует образовательные ситуации и планово использует их в решении образовательных задач. Предметы, атрибуты, пособия, побуждающие детей к активной деятельности как самостоятельной, так и совместной со взрослыми и детьми (карты, схемы, алгоритмы, необычные предметы, сюрпризные коробки и т.д.).Например, «Логокуб» -Формирование фонетико-фонематических представлений и слоговой структуры слова-«Определи первый звук в слове»; Формирование лексико-грамматического строя речи-«Подбери по цвету», «Назови одним словом», «Чего не стало?»; «Сенсорный столик», где используются пробки и крышки разного размера. Развивает мелкую моторику, закрепляет знания о цветовой гамме, упражняет в прямом и обратном счёте.


Активное участие детей в создании развивающей среды (проведение фотосессий, использование детских работ в оформление интерьера группы, участие в изготовлении игр и игрушек).

 Итак, что же является главным для создания предметно-развивающей среды? Она должна комфортно сочетать дизайн т.е. эстетичность и возрастную функциональность. Комфортность рождает покой, радость, интерес, чувство удовольствия. Поэтому организация развивающей среды должна осуществляться на основе:
возрастного состава детей, психологической характеристики группы, индивидуальных особенностей детей. Предметная среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Предметно-развивающаяся среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка. Но не останавливайтесь на достигнутом! Постоянно обновляйте и обогащайте развивающую среду группы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Создание развивающей среды в группе для организации исследовательской деятельности с детьми"

Консультация для воспитателей "Создание развивающей среды в группе для организации исследовательской деятельности с детьми"...

Деловая игра с элементами тренинга "Как сделать предметную среду комфортной для ребенка".

Предлагаются упражнения и задания для активизации и систематизации знаний педагогов ДОУ  о предметно-развивающей среде....

Консультация для воспитателей: Предметно-развивающая среда групп старшего дошкольного возраста

Ребёнок- великий подражатель, увлечённый исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать всё, что ему дано для разнообразных видов активной деятель...

Консультация для воспитателей "Предметно-развивающая среда помогает воспитывать творческую личность"

Цель: Показать роль предметно-развивающей среды на воспитание творческой личности.В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослым и сверстниками...

Консультация для родителей «Организация развивающей среды в детском саду и дома».

Консультация для родителей, воспитывающих ребенка-дошкольника, о том, как организовать развивающую среду в детском саду и дома....

Консультация для воспитателей "Предметно-развивающая среда В ДОУ"

В консультации раскрывается понятие "Образовательная среда" и что должны учитывать воспитатели при организации предметной среды в групповом помещении в соответствии с возрастными особенностями детей....

Консультация для педагогов "коррекционно – развивающая среда в системе работы с заикающимися дошкольниками".

Заикание - это сложная проблема как в теоритическом, так и в практическом аспектах. Поэтому для устранения заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность, мото...