консультация для воспитателей "Создание развивающей среды в группе для организации исследовательской деятельности с детьми"
консультация по теме

Порткина Светлана Александровна

Консультация для воспитателей "Создание развивающей среды в группе для организации исследовательской деятельности с детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_razvivayushchey_sredy.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей  «Создание развивающей среды в группе для организации исследовательской деятельности с детьми»

СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Накопление, систематизация, использование и преобразо вание опыта детей в деятельности опосредовано естественными и специально созданными условиями развивающей среды. Про грамма «Ребенок в мире поиска» определяет некоторые ее осо бенности, их можно представить в виде моделей, принципов и требований к содержанию, оформлению, организации, исполь зованию. Исходное требование к предметной среде — ее разви вающий характер.

При создании развивающей среды авторы опирались на поло жение А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, что предполагает расширение возможностей ребенка в дошкольных формах жизнедеятельности (игре, общении, экспе риментировании, конструировании и пр.) на основе предметной базы.

Кроме того, учитывался ряд требований (С.Л. Новоселова, Л.C. Вы готский, Н.Н. Поддьяков).

  1. На соответствующих возрастных этапах развивающая пред метная среда должна создавать условия для формирования веду щих видов деятельности и одновременно учитывать особенности других видов.
  2. Предметная среда должна соответствовать возможностям ре бенка для перехода к следующему этапу развития.
  3. Предметная среда должна включать не только уже известные ребенку объекты, но и те, которые побуждают его к последую щей деятельности.
  4. Проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применить свои знания (как «ясные», так и «неясные»), поскольку только в этом случае знания будут им присвоены, осмыслены и обогащены.

Помимо изложенного развивающая среда должна соответство вать ряду принципов.

Принцип соответствия особенностям развития и саморазви тия. Это становится возможным при создании условий для двух типов детской активности:

— собственной, полностью определяемой ребенком, детерми нированной его внутренним состоянием;

— стимулируемой взрослым, который организует деятельность ребенка для получения заранее определенного результата.

В связи с этим в основе развития лежит проблема материала, оборудования и их размещения. Ребенок, действуя с ними, обна руживает и практически решает целый комплекс задач. Иногда он и сам ставит перед собой эти задачи (особенно в эксперимен тировании и игре), ищет способы достижения той или иной цели (первые шаги творчества), активизирует уже имеющиеся знания (что порождает инициативу, самостоятельность и т.д.).

Принцип информированности, обогащенности и наукоемкости. На разных этапах развития личности ребенка этот принцип обес печивается разнообразной тематикой, обогащением функциональных свойств элементов среды, природными и социокультурными сред ствами, объектами и средствами многоплановой деятельности де тей, предоставлением возможностей получать информацию, не обходимую для постановки и решения задач. Развивающая пред метная среда должна быть неисчерпаема, удовлетворять потребности ребенка в новизне. Но она моделирует функциональное развитие деятельности ребенка и тем, что в ней заложена информация, которая сразу себя не обнаруживает, а побуждает к поиску. Ин формация предлагается в доступной, эмоционально привлекательной, наглядной, вербальной, практической форме.

Принцип активности. В развивающей среде должна быть зало жена возможность как для детей, так и для взрослых изменять ее внешний вид, оформление, определять местоположение материа лов, объектов. Так стимулируется возникновение и развитие по знавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Предметная среда должна способствовать положению взрослого «рядом», а не «над» ребенком как через предлагаемые материалы и оборудование, так и через их размещение.

Принцип эмоциональной насыщенности. Рассматривается как способность среды воздействовать на эмоции ребенка. Окруже ние должно давать ему разнообразные и меняющиеся впечатле ния, вызывающие эмоциональный отклик, возможность про жить и выразить свои чувства в какой-либо деятельности, по буждать к освоению полюсов «добро — зло», «прекрасно — безобразно» и пр.

Принцип системности. Среда должна отвечать определенному возрасту детей и содержанию их деятельности, целям воспитания и обучения, а также основным принципам дизайна.

Принцип статичности — подвижности. С одной стороны, ре бенку обеспечивается возможность свободной ориентации в зна комой среде и, следовательно, надежности, уверенности и защи щенности, а с другой — он может изменять, вносить в среду новое в соответствии со своими интересами, вкусами, настрое ниями.

Принцип эмоционального благополучия и комфорта. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка поме щений должны вызывать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная пло щадь»), так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.) дея тельности. Этот принцип также предполагает наличие структур ных «емкостей», содержащих личные вещи и предметы, отража ющие индивидуальность, внутренний мир ребенка («сокровищницы», «личные полочки», «стены творчества» и пр.).

Принцип закрытости. Развивающая среда помогает понять раз граничение внешнего и внутреннего мира («я и другие», один ребенок и группы детей, группы детей и детский сад, детский сад и мир), предполагает открытость природе, обществу и т.д.

Принцип обеспечения половых различий. Предполагает планиров ку помещения и наличие материалов и предметов, стимулирую щих деятельность, в процессе которой происходит осознание ре бенком принадлежности к определенному полу: например, маке ты «Путешествие в прошлое куклы» и «Путешествие в прошлое автомобиля», материалы по темам «Мир тканей» и «Мир метал лов», «Соломенные куклы» и «Песочный город» и т.п.

Принцип универсальности. Предусматривает возможность са мостоятельно или с помощью взрослого изменять предметно-про странственную среду, трансформируя как само оборудование, так и его размещение. Для соблюдения данного принципа целесооб разно использование модульного и игрового материала.

Кроме перечисленных принципов важно соблюдение ряда тре бований к содержанию и оформлению развивающей среды.

Многофункциональность предполагает возможность использо вания для решения (в том числе комплексного) различных задач организации деятельности детей.

Рациональность предполагает: удобство подхода к материалу и его использования как в самостоятельной, так и в совместной со взрослым деятельности (в зависимости от задач); свободный доступ к материалу (открытые емкости на уровне роста детей и пр.); возможность работать с материалом там, где он находится, или возможность его перемещения в зависимости от желания детей (на столе, полу, стене, в подвешенном состоянии). Рацио нальность предполагает и возможность многократного использования материала (перфокарты, ламинирование, накопители, информационное табло и др.).

Системность, когда предлагаемый материал сконцентрирован (подобран) по определенному принципу:

  1. по задаче (например, моделирование, накопление познава тельного опыта через наглядность);
  2. виду деятельности (экспериментирование, преобразование);
  3. содержанию и тематике (например, «Осень», «Наш дом — Земля» и др.).

Обновляемость познавательного и игрового материала в соот ветствии с задачами воспитательно-образовательной работы, с планом проведения занятий и интересами детей.

Вариативность материала для поддержания интереса детей и учета их возможностей через создание разного уровня сложности для одного типа заданий.

Именной характер материала, т.е. наличие названия и по воз можности задания в словесной форме в виде маркировки или надписи (для читающих детей), чтобы ребенок мог самостоятель но восстановить цепочку действий с данным материалом и ис пользовать его в соответствии с назначением и обучающей зада чей.

Развивающая среда по программе «Ребенок в мире поиска» включает в себя микроблоки, представленные в таблице.


ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОБЛОКОВ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Микроблок

Образовательная задача

Примерное содержание среды

Предполагаемая деятельность детей

1

2

3

4

Лаборатория «Почемучка»

Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов. Расширение познавательного опыта

Материалы для ознаком ления с их свойствами (сыпучие, твердые, жид  кие и пр.).

Оборудование для экспе риментов по представлен ной теме (воронки, тази ки, емкости и пр.).

Приборы (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.). Элементарные устройст ва, макеты, модели для демонстрации каких-либо явлений, свойств. Наглядные модели позна вательной деятельности: алгоритмы (программы) деятельности.

Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования

Опыты, эксперименты, исследования

Уголок природы

Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности

Растения, животные в соответствии с возраст ными рекомендациями, оборудование для труда на природе

Наблюдение, проведение опытов, экспериментов и исследований. Труд природо ведческого содержания

Центр преобра зования «Мастерилки»

Проживание, пре образование по знавательного опыта в продук тивной деятельно сти. Развитие руч ной умелости, творчества. Выра ботка позиции творца

Природный, бросовый материал, различные ви ды материалов (ткань, бумага и пр.), клей, изо бразительные материалы, глина, тесто (бумажное, соленое), пластилин, про волока, иголки, нитки, дырокол, степлер, тесьма и пр.

Изготовление поделок, маке тов, построек, игрушек, тема тических аль бомов, стен ных газет и пр.


Продолжение табл.

1

2

3

4

Уголок «Знайки»

Формирование умения самостоя тельно «работать» с книгой, «добы вать» нужную информацию. На копление познава тельного опыта

Познавательная литерату ра, наглядный материал для накопления познава тельного опыта: реальные объекты, предметы, мате риалы, муляжи, иллюст рации, рисунки, аудио-, видеокассеты, коллекции, макеты, гербарии и пр.

Рассматрива ние, чтение, слушание, со ставление кол лекций, герба риев, система тизация (рас кладывание) наглядных материалов

Инфор мацион ная ко пилка

Осознание своего познавательного интереса, форму лирование его в вербальной форме или с помощью условных симво лов, целенаправ ленное расшире ние опыта детей по обучающей задаче

Копилка вопросов, кар- точки-вопросы с текстами или условными символа ми, сюжетный накопитель для них, тематическая подборка наглядных ма териалов, тексты, печат ные слова, фотографии, иллюстрации, картинки, объекты, муляжи и пр.

Формулировка вопроса, его запись, или запись полу ченной инфор мации с помо щью букв и условных сим волов, рисун ков, подбор соответствую щего нагляд ного материа ла, рассматри вание, чтение

Игротека

Уточнение, систе матизация знаний, умений, навыков, их использование в игровой деятель ности

Дидактические игры в соответствии с возрастом по различным разделам

Игровая дея- • тельность

Уголок модели рования

Развитие способ ностей овладения моделирующей деятельностью. Систематизация познавательного опыта

Условные символы, моде ли различного вида по темам и разным направ лениям (календари на блюдений в природе, про токолы опытов, алгорит мы познавательной дея тельности, опытов и экс периментов, схема строе ния модели взаимозави симостей и пр.), изобрази тельные средства

«Чтение», со ставление, рисование мо делей, дейст вия в соответ ствии с ними


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей среды в группе для организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников

В докладе содержится описание необходимого физкультурного оборудования для организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в разных возрастных группах, а также принципы его размещен...

Практическая консультация «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Е...

Консультация для воспитателей младших групп на тему: «Организация предметно-развивающей среды в группе раннего развития»

Консультация для воспитателей младших групп на тему: «Организация предметно-развивающей среды в группе раннего развития»...

Оформление предметно-пространственной развивающей среды в группах для организации сюжетно-ролевых игр

Презентация из опыта работы по организации РППС для организации сюжетно-ролевых игр...

Рекомендации по созданию предметно – развивающей среды в группах для организации конструктивно- модельной деятельности детей дошкольного возраст

Конструкторы для детей помогут родителям развить у ребенка наглядно- действенное и образное мышление, воображение, память, понимание причинно-следственной связи, внимание и пространственную ориентацию...

Развивающая среда в группе для организации театрально - художественной деятельности.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать с...

Буклет-консультация по оформлению развивающей среды в группе

Данный буклет предназначен для педагогов и служит отличной консультацией при оформлении РППС ...