Главные вкладки

    Ритмические игры для слушателей мастер-класса
    материал (старшая группа) на тему

    Бурдейная Наталья Викторовна

    Эти игры я предложила воспитателям для самостоятельной деятельности в группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ritmicheskie_igry_dlya_slushateley_master-klassa.docx29.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ритмические игры для слушателей мастер-класса.

    Коммуникативно-двигательная игра «Здравствуй»

    1.Весело шагают                     Дети встают  в 2 концентрических круга и

    Ножки по дорожке,           маршируют. В конце куплета останавливаются

    Приведут к дружочку   и поворачиваются лицом к ребенку из другого круга, образуя пары

    Маленькие ножки.

    Припев: Здравствуй, здравствуй,        пожимают руки

    Друг хороший мой!

    На носочках                                 кружатся в паре

    Покружимся с тобой.

    Крепко, крепко                 обнимаются

    Обнимемся сейчас

    И в дорогу                 прощаются-машут рукой

    Отправимся тотчас.

    2. Мы галопом скачем           двигаются боковым галопом

    Прямо по дорожке,

    Приведут к дружочку

    Маленькие ножки.

    Припев.                Движения повторяются

    3. Побежали быстро        

    Ножки по дорожке,          бегут по кругу, в  конце встречаются

    Приведут к дружочку           с новым другом

    Маленькие ножки.

    Припев.

    Ритмическая игра «Белочка»

    Дети с разной интонацией повторяют слова «цок-цок...»

    Дети:  Я веселый зверек —

    Цок-цок-цок, цок-цок-цок!        Хлопают в ладоши перед грудью.

    Я пушистый зверек —

    Цок-цок-цок, цок-цок-цок!        3 хлопка у одной щеки, 3 хлопка

    Я красивый зверек —        у другой.

    Цок-цок-цок, цок-цок-цок!        «Тарелочки».

    Очень ловкий зверек —        Ударяют указательными паль-

    Цок-цок-цок, цок-цок-цок!        чиками друг о друга.

    Хочешь, белочка, орешков? —

    Цок-цок-цок, цок-цок-цок!        Сгибают руки в локтях, ритмично

    Хочешь беленький грибок? —       сжимают и разжимают пальцы.

    Цок-цок-цок, цок-цок-цок!        Ударяют кулачками друг о друга.

    По деревьям прыгать

    любишь? —

    Цок-цок-цок, цок-цок-цок!        Хлопают ладонями по коленям.

    А охотников боишься? —

    Цок-цок-цок, цок-цок-цок!        Легко встряхивают опущенными кистями-

    Побудка

    1.Просыпается листва,        качаем руками

       И проснулся паучок,        ползем по руке

       Просыпайся голова,                качаем головой

       Просыпайся язычок

    Припев: Алама, лама,лама,        хлопают в ладоши

                  Чоко балалама,

                  Эки, беки, буки,

                  Око, ёко, юки.

    2. Прыгают кузнечики,        пальчиками прыгают по руке

        Зажужжали мухи.

        Просыпайтесь плечики,                вертят плечами

        Просыпайтесь руки!                Трут руками

    Припев.

    3. Вот проснулся муравей                руки вверх

    И сороконожки,                        руки вниз

    Просыпайтесь пяточки,                делают каблучки

    Просыпайтесь ножки!                Топают ногами

    Приветствие

    Утром солнышко проснулось,

    Потянулось, потянулось,

    Свои лучики раскрыло,

    Всем улыбку подарило,

    Оглядело все вокруг,

    Слева- друг и справа- друг.

    День с улыбки начинайте,

    Всем здоровья пожелайте.

    Здравствуйте!

    С мешочком «В лесочке»

    Как в лесу в лесочке                    - сжимают и разжимают мешочек

    Белка шла с сыночком

    А за ними зайчики                       - хлопают по мешочку

    Прыгали как мячики

      «Зима»

    Вот пришла к нам зима           - нажимают пальчиком

    И сугробы она намела            - сжимают и разжимают рукой

    Мы на санки сядем гоп-гоп-гоп  - катают между ладонями

    Весело покатимся и в сугроб   - хлопают ладошкой по мешочку.

    «Зайка - растеряйка»     (шумовые инструменты по количеству детей, зайка би-ба-бо за ширмой.)

    Зайчик:  Здравствуйте, детишки, вот и я, зайчишка

                    Очень к вам я торопился, вас порадовать хотел,

                    Только со своим подарком с горки кубарем слетел.

                    Все игрушки перепутал, а в коробке тарарам

                    Помогите мне, детишки, всё разложить по местам!

    Зайчик прячется за ширмой и звучит каким-нибудь инструментом, дети по слуху определяют и находят у себя такой же. В конце игры зайка пляшет под музыку, а дети подыгрывают на любом инструменте.

    С «бутылочкой»

    под любую весёлую музыку, состоящую из двух частей, дети гремят «бутылочкой»:

    1часть - гремят над головой

    2часть – стучат в ритм об ладошку

    5.«Пирожок»

    Раз, два, три, четыре    - стучат об ладошку

    Тесто замесили             - гремят над головой

    Раскатали мы комок     - катают между ладонями

    И слепили пирожок     - перекладывают с одной ладошки в другую

    Из печи достали          - ставят перед собой

    Остывать поставили    - машут на бутылочку руками

    Приходите все сюда    - разводят руки

    Мы дадим вам пирога. – четыре хлопка над головой.

    «Тук-тук»

    Тук-тук мы стучим      -стучат об пол

    Мышек разбудить хотим

    А теперь потише   - тихонько встряхивают бутылочку

    Чтоб уснули мыши

    Деревянные палочки   «тик-так»

    Тик-так, тик-так  ходят часики вот так – палочки вверху тикают влево-вправо

    Туки-так, туки-так, так колёса стучат  - палочка об палочку

    Туки-ток, туки-ток, так стучит молоток – стучат по ковру одновременно двумя палочками.

    Гремелочка (на резинке)

    «Паровоз»

    Едет, едет паровоз много шума от колёс   -дети идут за педагогом, повторяя

                                                                               звуки за взрослым

    Ты теперь не отставай, паровозу подпевай          

     (стучат ритмично, встряхивают, стучат по ладошке по колену, идут молча)

    «Медведь и дети» (гремелочка одета на правую ногу)

    Мишка по лесу гулял, мишка деток всё искал,  -медведь гуляет

    Очень долго он гулял, сел мишутка, задремал  -сел, спит

    Стали детки подходить, стали Мишеньку будить: -дети подходят на цыпочках

    Мишка, Мишка, ты вставай и ребяток догоняй! (убегают) –топают правой ногой.

    «Эхо»

    Педагог прячется за ширмой и издаёт звук любым шумовым инструментом, дети определяют  не только инструмент, но и повторяют способ извлечения из него звука.

    «День»

    Солнце в небе ярко светит,                    бутылочки

    Погулять выходят дети.

    Топ-топ-топ-топ.

    Во дворе сосульки плачут,                -колокольчики

    С крыши звонко капли скачут.

    Шлёп-шлёп-шлёп-шлёп.

    Громко тенькают синички,                 - тарелочки

    В луже меряют водичку,

    Тень-тень-тень-тень.

    Вы подумайте минутку,                   - ложки

    Это что за время суток?

    День, день, день, день.

    «Посуда»

    (для этой игры необходимы предметы настоящей посуды, педагог и дети стучат по очереди, ложки или деревянные палочки, мешочки, трещотки по количеству детей)

    Вот большой железный чайник             - стучат ложкой по чайнику

    Очень важный, как начальник.

    Вот деревянные ложки                        - ложки

    Голова на тонкой ножке.

    Вот пакетик в нём крупа,                  - шуршат мешочком

    Он шуршит раздув бока.

    Это тёрка-деревяшка                        - трещотка и ложка      

    Очень крупная бедняжка.

    Вот фарфоровые блюдца                - ложка и блюдце

    Громким звоном все смеются

    Вот пластмассовый поднос                - ложка и перевёрнутый поднос

    Он посуду нам принёс.

     «Каштаны»                      (деревянная трещотка и ложка)

    Мы бежали по дорожке,           - скользящие движения

    Нам каштан попал под ножки

    Стали мы его пинать                

    Раз, два, три, четыре, пять.               –  стучат.

    Групповая пальчиковая игра -Маланья

    Дети собираются в кружок, выбирают Маланью (можно посчитаться). Маланье повязывают большой яркий платок и провожают ее за дверь. Оставшиеся загадывают какое-нибудь действие, которое можно показать руками (например, вязание). Затем хором зовут: "Маланья!" Маланья, входя: "Что, детушки?" Дети отвечают: "Заходи, Маланьюшка, посиди, Маланьюшка, да погляди, что покажем. Hи за что не разгадаешь!" Далее дети приговаривают с характерными движениями:

    У Маланьи, у старушки

    (Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)

    Жили в маленькой избушке

    (Сложить руки углом, показать "избушку". )

    Семь сыновей,

    (Показать семь пальцев. )

    Все без бровей,

    (Очертить брови пальцами. )

    Вот с такими ушами,

    (Растопыренные ладони поднести к ушам.

    Вот с такими носами,

    (Показать длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами.)

    Вот с такими усами,

    (Очертить пальцами длинные "гусарские" усы. )

    Вот с такой головой,

    (Очертить большой круг вокруг головы. )

    Вот с такой бородой!

    (Показать руками большую окладистую бороду.)

    Они не пили, не ели,

    (Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)

    Hа Маланью все глядели

    (Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами. )

    И все делали вот так...

    (Дети показывают загаданное действие.)

    Игра - хоровод "Три веселых братца"

    Три веселых братца гуляли по двору.

    Три веселых братца затеяли игру.

    Делали головками: ник – ник - ник,

    Пальчиками ловкими: чик – чик - чик.

    Хлопали ладошками: хлоп – хлоп - хлоп.

    Топотали ножками: топ – топ - топ.

    ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ

    Первый пальчик, попляши,

    Попляши, попляши!

    Наших деток рассмеши,

    Ля-ля-ля-ля!

    Второй пальчик, попляши…

    …. … … … … … … … …

    Пусть все пальчики попляшут!

    Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

    Детки ручками помашут!

    Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

    Запахло в воздухе весной- мелодекламация

    Т. Лаврова

    Вступление.

    За горою, у лесной опушки, - смотрим «вдаль», ручка-«козырек», в обе стороны

     Где растаял прошлогодний снег, - руки немного вперед, раскрываем кулачки ладошками в пол

     Солнце вышло, подарив веснушки, - две руки от груди раскрываем вверх стороны

     Звон капели и весенний смех. – «стряхиваем водичку» с кончиков пальцев

     Радостью сверкнул проказник-лучик – поднимаем одну руку вверх резко, медленно опускаем,  «рисуя круг» назад

     И скакнул к проталинам лесным, - то же другой рукой

     Покатился ручейком певучим – изгибаем ручку «ручейком»

     К речке, дав ей звон самой Весны. – тоже другой рукой

    Проигрыш . Игра на муз. инструментах.

    Играет треугольник – поочередно махи руками разведенными в стороны с ленточками в руках

    Играет свистулька – кружимся, продолжаем махать ленточками так же.

    Играет металлофон – мелкие и частые махи одновременно двумя руками то в одну, то в другую сторону

     Встрепенулась речка, рассмеялась, - «моторчик» перед собой

     Разлилась широкою водой, - перебирая пальчиками перед собой, раскрываем руки

     И к полям проснувшимся помчалась, - «моторчик» с поворотом в обе стороны и пружинкой

     Чтобы радость принести с собой. – резко вскинуть обе руки вверх и медленно опустить через стороны вниз

     Всё вокруг мгновенно изменилось, - небольшие махи руками внизу из стороны в сторону

     Заиграло радугой цветной. –  перебирая пальчиками в воздухе, руками «рисуем» радугу

     Жизнь на землю снова возвратилась, - руки собраны в бутон цветка

     И запахло в воздухе весной. – постепенно из «бутона» поднимаем руки вверх и разводим

    Проигрыш. Игра на муз. инструментах. – движения те же.

    Упражнения для развития чувства ритма.

     1. Дети маршируют, выделяя сильную долю хлопком, ( без хлопка)

    - Стоят шеренгой, тактируют.

    По одному выполняют, выходя из шеренги упражнения а, (б).

     

    «Ежик и барабан»

    Руководитель читает стихотворение, а дети играют на барабане ( или имитируют

    игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.

    С барабаном ходит ежик,

    Бум - бум - бум!

    Целый день играет ежик,

    Бум - бум - бум!

    С барабаном за плечами,

    Бум - бум - бум!

    Ежик в сад попал случайно

    Бум - бум - бум!

    Очень яблоки любил он

    Бум - бум - бум!

    Барабан в саду забыл он

    Бум - бум - бум!

    Ночью яблоки срывались

    Бум - бум - бум!

    И удары раздавались

    Бум - бум - бум!

    Ой, как зайчики струхнули!

    Бум - бум - бум!

    Глаз до зорьки не сомкнули

    Бум - бум - бум!

    3. Воспитатель говорит:

    Дятел сел на толстый сук

    Дети: Тук да тук, тук да тук!

    В: Всем друзьям своим на юг

    Дети: Тук да тук, тук да тук!

    В: Телеграммы дятел шлет,

    Что весна уже идет,

    Что растаял снег вокруг:

    Дети: Тук да тук, тук да тук!

    В: Дятел зиму зимовал,

    Дети: Тук да тук, тук да тук!

    В: В жарких странах не бывал!

    Дети: Тук да тук, тук да тук!

    В: И понятно, почему,

    Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг.

    Дети: Тук да тук, тук да тук!

    «Шумит оркестр».

    Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют.

    Кыш - кыш (свободное движение рук)

    Хлоп - хлоп (в ладоши)

    Шлеп - шлеп (по коленям)

    Топ - топ ( ноги поочередно)

    Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.

     Игра: «Ритмическое эхо».

    Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно

    повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.

     Игра: «Хлопот в такт».

    Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками и притопами акцентируют каждую сильную долю.

    «Перевертушки»

    На эти слова должны быстро повернуться.

    Ой, чки, чки, чки, огурчики.

    Ложки, плошки, поварешки.

     Перевертушки.

     «Сыграй, как я».

         Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные кубики.

         Ход игры: Музыкальный руководитель или воспитатель предлагает

    детям послушать, а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5 – 7 звуков, сыгранных на любом из вышеперечисленных инструментах.

     Передай ритм

    Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передаёт ритм следующему ребёнку. Последний участник (стоя впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши./ Ведущим может быть муз руководитель, воспитатель, ребёнок. Дети стоят паровозиком или сидят друг за другом на стульях, на скамье.

     Музыкальные стульчики.

    Стулья стоят по кругу, на каждом  - музыкальный или шумовой инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют. /Игру детей педагог может сопровождать музыкальным аккомпанементом. С начала нового тура один стул убирают./

     Барабанщики.

    Дети стоят друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются и поворачиваются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или просто  отхлопывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают настоящий барабан. Он идёт впереди колонны и играет на барабане.

     Сосулька.

    Дети делятся на три группы по четыре – пять человек в каждой.

    Первая группа выполняет движения на счёт четвертями: наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап».

    Вторая группа – на счёт восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап-кап»

    Третья группа – на счёт шестнадцатыми: движения пальчиками вверх-вниз, произнося слова «кап-кап-кап-кап».

    Сначала игра проводится поочерёдно с каждой группой детей.

    Затем группы соединяются. /Можно использовать музыкальное сопровождение/

    Фонематическая  ритмика.  

    Стихи с движениями:.

          Тики- так, тики- так.

            Так ходики стучат.

    ( наклоняем голову вправо- влево)

    Туки- так, туки – так

    Так колеса стучат

    (поочередно правой и левой рукой описываем перед собой круги).

    Токи- токи, ток- ток

    Так стучит молоток

    ( стучим кулачками)

    Туки- ток,туки- ток

    Так стучит каблучок

    ( стучим каблучками).

     

    Игры на развитие ритмического слуха


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Играя развиваем речь. Мастер-класс для родителей

    В.А. Сухомлинский писал, что потоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Упражнения являются мощным средством повышения работосп...

    "Игры, создающие отношения." Мастер-класс для родителей в рамках семейного клуба.

    Дошкольное детство - это время игры для детей дошкольного возраста. Ценность совместных игр с родителями, состоит не только в том, чтобы родитель мог использовать игру, как форму организации воспитани...

    "Играем со звуками" мастер-класс для родителей дошкольников

    Данный мастер-класс  нацелен на ознакомление родителей с методом развития творческих способностей детей через практическое занятие – озвучивание сказки....

    Мастерим игры своими руками. Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста

    Предлагаю педагогам и родителям детей от 2 до 7 лет самостоятельно буквально за несколько минут изготовить вот такой яркий, забавный и полезный конструктор....

    Деловая игра с элементами мастер - класса «Инклюзивное образование»

    В настоящее время все чаще в педагогической практике стало появляться понятие «инклюзивное образование». Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, вкл...

    Дидактическая игра «Звездный счет» (мастер – класс)

    Дидактическая  игра  «Звездный счет» (мастер – класс)...

    Бендикс Т.В. Игры с мячом. Мастер-класс

    Игровые упражнения с мячом для развития крупной и мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Методическая разработка....