Помогите ребенку правильно произносить звуки
консультация по логопедии

Бочкарева Ольга Станиславовна

Приступать к постановке звуков  рекомендуется после отработки ряда позиций, необходимых для произношения звука: умение открывать рот , и удерживать эту позицию, удерживать язык в определенном положении , свободный подъем языка вверх, дифференцированная подвижность кончика языка. Все эти советы, можно подчерпнуть из этого материала 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomogite_rebenku_pravilno_govorit.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Постановка звука Л

Наиболее распространенной и результативной является межзубная постановка звука «Л». Впоследствии, на этапе автоматизации звука осуществляется перевод языка в зазубное положение.


1.Речевой звук связывают со зрительным образом — летящий в небе самолет. Артикуляционный профиль.

2.Положение органов артикуляции :

а)губы в полуулыбке;
б)кончик языка зажат зубами;
в)язык узкий, между боковыми краями языка и коренными зубами (с одной или с двух сторон)образуется щель, по которой проходит воздух.

Зрительно контролируется положение языка, аудиально - совпадение полученного и нормированного звука, кинестетически — наличие слабой, чуть теплой воздушной струи.

3.Наиболее распространены ошибки:

а)язык оттягивается в глубь рта, слышится звук, близкий к «Ы». Внимание ребенка акцентируется на положении языка между зубами;

б)отсутствие плотной смычки. Предлагается не только удерживать язык на зубах, но и упереться в зубы;

в)неправильное положение губ, когда зубно-язычная артикуляция заменяется губно-губной или губно-зубной. Схема фиксирует внимание на положении губ. Возможно временное удержание губ в правильной позиции пальцами или зондом. Удержание губ в улыбке необходимо только на этапе постановки звука. В дальнейшем при нормированной артикуляции звука «Л» губы нейтральны и принимают положение следующего гласного;

г) неправильный выдох - форсированный (слышится звук, близкий к «Ф», образованный при участии щек) или носовой (слышится звук близкий к «Н»). Внимание ребенка обращается на участие мягкого нёба, ротовой выдох и плавную воздушную струю с участием голоса.

Тактильно контролируется отсутствие носовой утечки и «взрывной» воздушной струи. Воздушная струя очень слабая, устойчивая, чуть теплая.

Звук «Ль» является звуком раннего онтогенеза, и его произношение нарушается значительно реже. Часто звук «Ль» появляется спонтанно в процессе работы над звуком «Л» или вызывается по подражанию.

Артикуляция мягкого звука «Ль» отличается от твердого «Л» подъемом переднесредней части спинки языка по направлению к твердому небу и некоторым продвижением вперед всей массы языка.

Постановка звука Р

Приступать к постановке звука «Р» рекомендуется после отработки ряда позиций, необходимых для произношения звука: умение открывать рот не менее чем на 2 пальца и удерживать эту позицию, удерживать язык в положении «ковшика», свободный подъем языка вверх, дифференцированная подвижность кончика языка при фиксированном положении боковых краев.

1.Речевой звук связывают со зрительным образом по выбору ребенка — трактор и т. п. Артикуляционный профиль.

2.Положение органов артикуляции:

а) губы в полуулыбке;

б) зубы приоткрыты на 1—2 пальца;

в) широкий язык поднят к альвеолам;

г) боковые края языка плотно прижаты к коренным зубам для обеспечения сильной воздушной струи;

д) под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать.

Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно — теплая прерывистая струя. Аудиально — наличие рокочущего звука.

1. Наиболее распространенные ошибки:

а) при выдохе язык сужается. Внимание ребенка необходимо зафиксировать на обязательном удержании смычки боковых краев языка и коренных зубов;

б) при выдохе язык опускается, воздушная струя проходит свободно, не вызывая вибраций. Ребенку предлагается «привязать» язык к альвеолам
или поддержать язык снизу пальцем или зондом;

в) слишком слабая воздушная струя. Необходимо отработать силу выдоха специальными упражнениями и осуществлять контроль усилий . При возникновении каких-либо других затруднений необходимо провести кинетический анализ ошибок и объяснить ребенку способы их преодоления.

ЗВУК «Рь»ставится или по подражанию на базе звука «Р» через его слияние с гласными второго ряда, или путем продвижения вибрирующего кончика языка от альвеол к самым резцам.

Изменение положения языка обсуждается с ребенком, сравниваются артикуляционные профили звуков «Р» — «Рь»

Постановка свистящих звуков.

Постановка звука С

После отработки всех артикуляционных позиций, необходимых для произношения свистящих, переходят к формированию статики звука «С», являющегося базовым для всей группы свистящих.


1.Речевой звук связывают со зрительным образом: струя пара, выходящая из чайника. Артикуляционный профиль.

2.Положение органов артикуляции:

а) губы слегка растянуты в улыбку;

б) зубы раскрыты на 1—2 мм;

в) кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к коренным зубам, вдоль языка по средней линии образуется желобок.

Целью проводимых на данном этапе упражнений является формирование умения одновременно выполнять и контролировать правильность выполнения всех указанных позиций.
После отработки статики переходят к динамике звука. Предлагаются символы для контроля качества действий: наличие холодной воздушной струи, направленной вниз, совпадение полученного и нормированного звука.

Зрительно контролируется положение языка у нижних зубов. Тактильно - ощущение холодной воздушной струи, направленной вниз. Аудиально — совпадение полученного и нормированного звука.

3.При необходимости вводятся дополнительные зрительные опоры:

а)если имеется девиация языка, предлагаются ориентиры для контроля симметрии;

б)при носовой утечке воздуха с ребенком обсуждается функция мягкого неба. Наблюдение за работой мягкого неба осуществляется перед зеркалом.

После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается, в каком именно звене была допущена ошибка. Например, слишком плотно сомкнуты зубы, язык отклонился в сторону, пропал желобок и т. д.

Такая последовательность действий и наглядность позволяют ребенку разложить сложное движение на отдельные составляющие — операции — и осуществлять целенаправленную подстройку к нормированной артикуляции.

Звук «3» ставится аналогично звуку «С», характеризуется дополнительной фонацией голосовых связок..

Мягкие звуки «Сь», «Зь» характеризуются большим напряжением языка и большим выгибанием передне-средней части языка по направлению к твердому небу.

Еще о постановке звука С

Наиболее распространенными приемами постановки звука [С] являются следующие:

• Приоткрыв рот, показать ребенку перед зеркалом различие между правильной и дефектной артикуляцией, изобразить это с помощью кистей рук. Добившись правильного положения языка, можно включить выдох и дать ребенку возможность ощутить струю выдыхаемого воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.

• В качестве базы для постановки звука [С] может быть использован звук [Т], если он произносится правильно. Следует попросить ребенка произнести звук [Т] с некоторым придыханием. Наличие придыхания должно контролироваться при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки. Затем нужно предложить ребенку проделать то же самое, уперев предварительно кончик языка в десны нижних резцов. Постепенно в ходе упражнений фрикативная часть слитного звука удлиняется, а затем и отделяется, после чего ребенку уже можно пояснить, что это и есть правильный звук [С].

• В более трудных случаях (при боковом сигматизме) важно добиться прохождения воздушной струи по центру языка, поэтому необходимо особенно большое внимание уделять выполнению упражнений «Ветерок» и «Кто дальше загонит мяч?».
Получив требуемый результат (образование желобка и прохождение по нему струи), предлагаем ребенку поднять верхнюю губу и подуть. Постепенно переводим язык в положение за нижние зубы.

• Опустив кончик языка за нижние резцы, ребенку следует прикусить боковые края языка и подуть по центру языка в щелку между зубами.

Звонкий звук [3] легко воспроизводится на основе простого присоединения голоса к фонеме [С].

Постановка звука Ц

Звук «Ц» — аффрикат, состоит из звуков «Т» и «С». Постановка звука производится на базе хорошо отработанного звука «С» и требует тонко дифференцированного движения передней части языка.


1.Речевой звук связывается со зрительным образом "Девочка просит
не шуметь "; артикуляционный профиль

2.Положение органов артикуляции:

а) губы в улыбке;

б) зубы сближены;

в) кончик широкого языка опущен и упирается в нижние зубы, боковые края прижаты к коренным зубам;

г) передняя часть спинки языка смыкается с небом у альвеол;

д) воздух выдыхается толчком в момент образования желобка, проходящего по средней линии языка, и размыкания языка с небом.

Зрительно контролируется положение широкого выгнутого языка за нижними зубами, тактильно — толчок выдыхаемой холодной воздушной струи, аудиально — совпадение полученного и нормированного звука «Ц».
3.Наиболее распространенные ошибки:

а) отсутствие смычки передней части языка с альвеолами, слышится звук, близкий к «С». Обратить внимание на более крутое, по сравнению со звуком «С», изгибание языка (указанное на артикуляционном профиле);

б) слишком плотная смычка передней части языка с альвеолами, и отсутствие желобка в момент выдоха. Зондом №1 осуществить размыкание в момент выдоха.

Постановка шипящих звуков.

Постановка звука Ш

После отработки всех артикуляционных позиций, необходимых для постановки шипящих, переходят к формированию статики звука «Ш», являющегося базовым для всей группы шипящих.


1.Речевой звук связывают со зрительным образом: шелест листьев на дереве, шипение гуся или змеи (по выбору ребенка). Артикуляционный профиль звука.

2.Положение органов артикуляции:

а)губы в полуулыбке (характерное для нормированной артикуляции положение губ рупором на этапе постановки не используется для предотвращения участия щек в образовании звука);
б)рот приоткрыт, зубы разомкнуты на 3-5 мм;
в)широкий язык поднят к альвеолам за верхними зубами, но не прижат, боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.

3.После отработки статики переходят к динамике звука.

Зрительно контролируется положение широкого языка, поднятого за верхние зубы.
Тактильно — наличие теплой воздушной струи, направленной по средней линии. Температура и направление воздушной струи контролируются поднесением ладони к губам.
Аудиально - совпадение полученного и нормированного звука.

После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается качество звука (сначала после сравнения с нормированным звучанием, предъявленным взрослым, а затем с опорой на слуховую память). Если имеется расхождение с нормированным звучанием, с ребенком обсуждается, в каком именно звене была допущена ошибка.

Наиболее распространенные ошибки: неправильная работа губ, сжимание зубов, плотное смыкание языка с альвеолами и пропускание воздушной струи через провисающий боковой край, сужение языка, слишком слабый выдох или направление воздушной струи в нос.

Во всех случаях возникновения затруднений необходимо вернуться на этап выработки статики звука и убедиться, что удержание позиции ребенку доступно и проблемы возникают только в динамике. Если статика звука недоступна, необходимо вернуться к артикуляционным упражнениям, возможно, расширив их спектр с учетом конкретных затруднений или к артикуляционному массажу.

Если проблемы возникают только в момент произнесения звука, совместно с ребенком находится проблемная позиция и создаются дополнительные зрительные опоры, позволяющие актуализировать недостатки артикулем, и способы контроля за их правильным выполнением:

а)при слишком слабом выдохе предлагается тактильный контроль силы воздушной струи;
б)при девиации языка предлагаются ориентиры для контроля симметрии;
в)при сужении языка.

Звук «Ж» ставится на базе звука «Ш» включением голоса.

Звук «Щ», как правило, удается вызвать по подражанию или с механической помощью, приподняв зондом снизу переднесреднюю часть языка ближе к небу. Для сравнения ребенку предъявляются артикуляционные профили звуков «Ш» — «Щ».

Звук «Ч» — аффрикат, состоящий из звуков «Ть» и «Щ». Если доступна нормированная артикуляция указанных звуков, то постановка, как правило, не вызывает затруднений. Ребенку предлагается усиленно произносить звук «Ть», несколько оттянув язык назад, (от верхних резцов к альвеолам), а затем протянуть звук.
Основная трудность — моментальная смена положений передней части языка и удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка. В осмыслении этой позиции ребенку может помочь артикуляционный профиль, на котором подчеркивается мгновенная смена взрывного элемента фрикативным.
На начальном этапе постановки звука можно прижать края языка к коренным зубам средним и указательным пальцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад I категории №25 «Родничок»   Консультация для родителейТема: «Как научить ...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Как научить ребенка правильно произносить звуки»

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Как научить ребенка правильно произносить звуки»...

Консультация для родителей "Как научить ребенка правильно произносить звук Р?"

Часто родители пытаются самостоятельно исправить неправильное произношение у ребенка. Учат вместе с ребенком стихи и скороговорки на те звуки, которые у ребенка нарушены. Этим вы наносите т...

Как помочь ребенку правильно произносить звуки.

Помощь ребенку в правильном произношении звуков....

«Помогите Вашему ребенку правильно произносить все звуки родного языка»

Уважаемые ответственные и любящие родители! Вы заинтересованы в красивой, чистой речи вашего ребенка. Давайте поговорим с Вами об организации, Вашей совместной с ребенком, деятельности в плане воспита...

Автоматизация звука "Ш" Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

Автоматизация звука "Ш"  Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произноше...