Профилактика речевых нарушений
статья по логопедии

Адиатулина Д.З
Важное значение в профилактике является полноценное общение с ребёнком, в процессе которого осуществляется стимуляция не только его речевого, но и сенсорного, моторного развития с первых дней жизни. Следовательно, с детьми должны проводится игры, соответствующие возрасту, способствующие их сенсорному и моторному развитию, формирующие понимание обращенной речи, совершенствующие слуховое восприятие, стимулирующие познавательную деятельность и психические процессы. Проводя эту работу, родители, педагоги, учителя-логопеды должны внимательно наблюдать за развитием речи ребенка, привлекать его внимание к правильному звучанию произносимых звуков, к темпо-ритмической организации речи, к ее интонационному оформлению. Всё это способствует предупреждению перерастания физиологических (возрастных) дефектов звукопроизношения в патологию, а также предупреждению возникновения запинок в речи, которые в дальнейшем могут перерасти в заикание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика речевых расстройств

     Целью логопедии, как науки, является не только выявление и коррекция, но и предупреждение речевых расстройств.

     В настоящее время значительно выросло число детей, имеющих речевую патологию, возрос удельный вес тяжелых нарушений речи, всё чаще учителям-логопедам приходится сталкиваться со сложной комбинированной структурой дефекта.

     В связи с этим, проблема поиска профилактического воздействия является одной из актуальных проблем в логопедии. Современная профилактика речевых расстройств осуществляется в рамках предупреждений нервно-психического и соматического нарушения в состоянии здоровья.

     Эффективность профилактической работы, обеспечивающая комплексный подход, предполагающий медицинское, психолого-педагогическое и социальное воздействие. Такой комплексный подход позволяет:

  • на ранних стадиях развития ребенка выявить проблемы в состоянии здоровья, которые в дальнейшем могут способствовать появлению и развитию речевой патологии и, при необходимости, своевременно начать соответствующее лечение;
  • определить возможные неблагоприятные социально-психологические факторы, действие которых может нарушить нормальное речевое развитие ребенка. Так, например: окружающая среда, социальные условия жизни ребенка, условие воспитания детей.

     В логопедической практике обычно выделяют 3 вида профилактики:

  1. Первичная профилактика (предупреждение возникновения речевого нарушения);
  2. Вторичная профилактика (предупреждение других речевых расстройств, на основе уже имеющихся)
  3. Третичная профилактика (предупреждение рецидивов и социальной адаптации лиц с речевыми нарушениями в социуме)

Профилактическое воздействие осуществляется на различных возрастных этапах и начинается еще до рождения ребенка. В этот период основным содержанием профилактического воздействия является создание благоприятных условий для протекания беременности, а именно:

  • соблюдение режима беременности;
  • охрана здоровья будущей матери;
  • предупреждение возможных заболеваний (вирус, инфекции), психических и физических травм во время беременности.

     Большое значение отводится генетическому консультированию, позволяющему своевременно выявить возможную наследственную патологию и принять соответствующие меры по предупреждению ее влияний на развивающийся плод.

     В дальнейшем, содержание профилактического воздействия связано с грамотным ведением родов и предупреждением родовых травм. После рождения ребенка основная роль профилактики принадлежит семье.

     Родители должны внимательно следить за ранним постнатальным развитием ребенка, анализируя особенности его протекания, так как первые физиологические реакции ребенка отражают сохранность и уровень его зрелости.

     Стойкое нарушение сна, чрезмерные двигательные беспокойства, трудность грудного вскармливания, могут свидетельствовать о неблагополучии со стороны ЦНС (центральной нервной системы).

     Важное диагностическое значение в этот период имеет крик новорожденного. У здорового новорожденного ребенка, крик громкий, чистый, с коротким вдохом и длинным выдохом.

     Если у детей в первые дни жизни крик отсутствует или имеет болезненный характер, то есть он пронзительный или очень тихий, истощающийся, а в дальнейшем не приобретает интонационной выразительности и не выступает средством общения ребенка со взрослым, то это может рассматриваться как один из симптомов риска возникновения в дальнейшем речевых нарушений.

     Кроме этого, к факторам риска могут быть отнесены: задержка в развитии психомоторных функций, сенсорных функций и речевого развития ребенка.

     Важное значение в профилактике является полноценное общение с ребёнком, в процессе которого осуществляется стимуляция не только его речевого, но и сенсорного, моторного развития с первых дней жизни. Следовательно, с детьми должны проводится игры, соответствующие возрасту, способствующие их сенсорному и моторному развитию, формирующие понимание обращенной речи, совершенствующие слуховое восприятие, стимулирующие познавательную деятельность и психические процессы.

     Проводя эту работу, родители, педагоги, учителя-логопеды должны внимательно наблюдать за развитием речи ребенка, привлекать его внимание к правильному звучанию произносимых звуков, к темпо-ритмической организации речи, к ее интонационному оформлению. Всё это способствует предупреждению перерастания физиологических (возрастных) дефектов звукопроизношения в патологию, а также предупреждению возникновения запинок в речи, которые в дальнейшем могут перерасти в заикание.

     Проводя вторичную профилактику речевого нарушения, следует исходить из механизма первичного нарушения и учитывать его последствия различного характера. Так, например: первичная несформированность фонематического восприятия, наличие дефектов звукопроизношения могут привести к нарушению чтения и письма, алалия может привести к возникновению не только речи - заикание, но и других высших психических функций (расстройство вербального интеллекта), при афазии – расстройство личности.

     При проведении третичной профилактики, осуществляется консультирование родителей, педагогов.

     Следует помнить, что логопедическая работа, в большинстве случаев, является лишь только составной частью комплексного медико-психолого-педагогического воздействия. Логопедическая работа проводится на фоне направленного и активного лечения медикаментозного, психотерапевтического, и, на фоне нормализации, микросоциального окружения лица с речевой патологией.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, те...

Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи

Консультация учителя-логопеда для родителей Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи...

Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи

Профила́ктика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска....