Памятка для педагогов "Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей"
консультация по логопедии (старшая группа)

Бахарева Евгения Геннадьевна

В своей работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников в условиях детского сада мы, наряду с традиционными, активно используем различные инновационные приемы и технологии, превращающими достаточно трудоёмкий процесс в увлекательную игру. Одной из таких нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа), создателем которого является южно-корейский профессор Пак Чже Ву. В его исследованиях обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходства руки с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.

Актуальность использования массажера Су-джок в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, состоит в следующем:

 - массажер Су-джок повышает интерес к занятию, необходимый дошкольникам, для которых характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению;

 - оказывает благоприятное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым развивая речь;

 - Су-джок терапию могут применять педагоги, а также родители в домашних условиях;

- Су-джок шарики свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. 

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). D:\Логопед\су-джок терапия\picture_29_13_31_01_14.pngD:\Логопед\су-джок терапия\picture_22_15_05_02_14.png

На кистях рук имеются точки, которые взаимосвязаны с  различными зонами коры головного мозга. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную речь, т.е. эта зона отвечает за восприятие речи и зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком. Для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок массажерами особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки.    Использование Су-Джок массажёров (массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами) в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий, способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.

       Цель использования Су-Джок терапии:

стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

      Задачи:   

- нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;

- использовать элементы Су-Джок терапии на различных этапах работы по коррекции речи;

- содействовать снижению двигательной  и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;

- совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.

Приемы Су-Джок терапии:

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

Массаж эластичным кольцом.  Помогает  стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и коррекции является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Предлагаем вам несколько игр с Су-Джок шарами и колечками.

Формы работы с использованием массажера Су-джок разнообразны и применяются в логопедической практике при выполнении пальчиковой гимнастики, автоматизации звуков, звукового и слогового анализа слов, совершенствовании лексико – грамматических категорий, развития памяти и внимания.

1. Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика – уникальное средство для развития речи ребенка. Дети любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правую затем на левую руку, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. 

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Игра «Лабиринты»

Цель: развивать мелкую моторику рук, автоматизация изолированного звука

2.Развитие фонематического слуха и восприятия.

 Игра «Телеграфисты» Простучать шариком заданный ритмический рисунок.

Игра «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук» Стукнуть ладошкой по шарику, когда услышишь заданный звук.

Игра «Какой звук?» Покажи соответствующий заданному звуку (слогу) шарик, (синий — твердый звук, зеленый – мягкий), услышав слог или слово с ним.

«Сосчитай, не ошибись» Спрятать шарик в ладошке, если звука там нет. Взять столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других слогов, слов с этим звуком.

3. Автоматизация поставленных звуков.

Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи. При работе с определённым звуком во время массажа, проговаривается соответствующее этому звуку стихотворение. И помимо воздействия на зоны соответствия и массажного эффекта, влияющего на развитие мелкой моторики, которые в совокупности стимулируют речевое развитие, происходит автоматизация поставленного звука в речи.

Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука

(Автоматизацию звука Ж, с помощью массажного шарика)

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

Игра «Шарик кати – слово говори» Называть слова на заданный звук.

Игра «Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове (слоге) звук» Повтори данный звук (слог, слово) заданное количество раз.

Игра «Ты колечко надевай, фразу верно повторяй» Надевать массажное кольцо на каждый палец и повторять за логопедом: «На сосне сидит сова, говорит она слова…» (автоматизация «С»)

4.Совместное использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики с применением Су-Джок  массажеров.

5. Звуковой анализ слов. При проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

Игра «Весёлые звуки»

        Цель: закрепить умение выполнять звуковой анализ слова, называть звуки, обозначая их половинками шариков соответствующего цвета: твёрдый согласный звук – синим, мягкий согласный звук – зелёным, гласный звук – красным.

Игра “Раз, раз, раз, слово выложим сейчас…” Выкладывай звуковую схему слова при помощи разноцветных шариков Су – Джок.

6. Использование шариков для слогового анализа слов.

Игра «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

Игра «По слогам словечко называй и на шарик нажимай» Проговорить слово по слогам и нажимать ладошкой на шарик, проговаривая каждый слог.

7. Связь звука с буквой, профилактика дисграфии

Игра «Буквы знаю и пишу, шарик верно прокачу» Прокатывание шариком по написанной букве.

Игра «Шар по ладошке прокати – верно букву напиши» Написание буквы и её элементов с прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони.

8. Совершенствование навыков употребления предлогов.

Игра  «Ловко с шариком играем и предлоги называем»  

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

9. Использование Су–Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

Игра «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Игра «Назови ласково» Прокати шарик и назови ласково (стол – столик).

Игра  «Скажи наоборот». (Слова – антонимы)

Игра «Чей? Чья? Чьи?» («Хвост лисы, хвост чей?»)

При закреплении навыка практического употребления приставочных глаголов используем игру «Ехали мы ехали». На столе размещено пособие в виде карты с изображением реки, моста, горки, ямы, дома и дорог. Проговаривая стихотворный текст, дети прокатывают шарик по дорожкам.

 Мы ехали, ехали, к речке подъехали,

Мост переехали, дальше поехали.

 Ехали, ехали, к горке подъехали,

 Въехали, съехали, дальше поехали.

 Ехали, ехали, к яме подъехали,

Яму объехали, дальше поехали.

Ехали, ехали и домой приехали

10.Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

При использовании Су – Джок шаров для развития памяти и внимания дети выполняют такие инструкции: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

11.Игры, направленные на развитие в пространстве и времени

Игра «Мячик ты скорей катай, дни недели называй»

Игра «Утро, день, вечер, ночь»

Игра «Времена года»

Игра «Мячик прыгай по мне, по груди и по спине»

Игра «Шарик катится по дорожке»

Игра «Влево, вправо прокати, только мяч не упусти»

12. Развитие цветовосприятия

Игра «Подбери цвет»

Цель: развивать умение составлять цветовую композицию из половинок шарика разного цвета. По инструкции педагога дети собирают красно-зелёный, сине-зелёный, красно-синий и др. шарики.

Игра «Какой мячик лишний»

Игра «Разложи по цвету»

Игра «Соедини половинки»

Игра « Сосчитай все одинаковые»

13.Игры по формированию элементарных математических представлений

  1. «Весёлый счёт»

Цель: закрепить прямой и обратный счёт, умение соотносить количество шариков с цифрой. Дети выкладывают половинки шариков на полосках.

3.«Больше – меньше»

Цель: закрепить понятия «больше на 1», «меньше на 1», умение считать и соотносить количество шариков с цифрой.

       Вашему вниманию предлагается практическое применение  Су-  Джок шарика сказка про ежика.

СКАЗКА «ЁЖИК НА ПРОГУЛКЕ»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик (зажать шарик в ладошке). Выглянул ёжик из своего домика (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ёжик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ёжик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ёжик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками). Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом и нахмуриться) и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиком пальцев стучать по колючкам шарика). Спрятался ёжик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик под ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберёзовики, опята, лисички и даже белый гриб (прокатить шарик по каждому пальчику). Захотелось ёжику обрадовать свою маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много, как понесет их ёжик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ёжик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика) и довольный побежал домой, сначала бежал он по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), а потом по извилистой дорожке (круговые движения шариком). Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу. А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! (зажать шарик в ладошке).

Таким образом, Су – Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безвредный метод воздействия и стимулирования на развитие речи.

Литература:

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

6. http://samopoznanie.ru/schools/su_dzhok_terapiya/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование метода Су Джок терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Ни для кого не секрет, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Как же развивать мелкую моторику?Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого ранне...

Су – Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей.

        Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развития позновательной, эмоционально – волевой сфер ребенка, является Су – Джок терапия. В исследованиях южно-корейског...

Презентация. Мастер класс.Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Данную презентацию можно использовать на родительских собраниях, различных образовательных мероприятий для педагогов....

Использование метода Су-Джок-терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

 Сегодня мы хоти познакомить вас с методом Су-Джок-терапии. Наблюдая и анализируя результаты работы с использованием тренажеров Су-Джок-терапии совместно с работой по развитию пальчиковой ...

«Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»

На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию...

«Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей"

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании ок...